Более пятисот молодых татарстанцев стали участниками общереспубликанского Дня призывника, который состоялся вчера на базе Казанского высшего артиллерийского командного училища. Для 230 ребят, а также их родителей это событие стало одновременно и проводами в армию. Сегодня-завтра они отправятся к месту прохождения срочной службы в Московскую область, Самару или Нижний Новгород.
Многим эта ставшая традиционной военно-патриотическая акция наверняка запомнится как яркое событие в их жизни. Призывников ждали не только концерт, показательные выступления и плац-парад курсантов, но и экскурсия по казармам, учебным аудиториям и тренировочным площадкам, клубу, а также знакомство с учебным вооружением и военной техникой. С будущими защитниками Отечества пообщались почетные гости праздника – ветераны Великой Отечественной войны и воины-афганцы. Специально по случаю в Казань прибыли и представители подшефных республике воинских частей. С напутственным словом к новобранцам обратился заместитель председателя Республиканской призывной комиссии, первый вице-премьер Равиль Муратов. Он призвал молодежь не посрамить честь воинского мундира и пообещал лично следить за судьбой призывников из Татарстана.
Напомним, что всего в ходе осенней кампании республика поставит под ружье около трех с половиной тысяч призывников.
По общежитию Казанского порохового завода распространился едкий дым с характерным запахом. Сомнений быть не могло – кто-то из его обитателей “испытал” действие пороховой крошки – одного из продуктов, производимых на предприятии. К счастью, количество взрывоопасного материала было незначительным…
Случай этот сам по себе вопиющий. На подобный “опыт” могли решиться только отъявленные сорвиголовы. Кто же они? Оказалось, молодые люди, проходящие на заводе альтернативную гражданскую службу.
Виновники произошедшего – два двадцатилетних парня из Красноярского края – были в итоге осуждены на три с половиной года условно с испытательным сроком в два года. Судья принял во внимание отсутствие хулиганского умысла в действиях обвиняемых.
Следствие установило, что двое друзей умудрились пронести порох через ведомственную проходную, чтобы воочию убедиться в действенности “чудо-порошка”. Случай, как здесь утверждают, беспрецедентный. С тех пор и без того суровые правила доступа на территорию предприятия были ужесточены…
Отметим еще раз: парни проходили на заводе альтернативную гражданскую службу. То есть ею была заменена для них необходимость служить в армии с оружием в руках. И случай с “экспериментаторами” – повод поговорить о становлении альтернативной гражданской службы в целом. Вопросов здесь остается еще очень много.
МЕЖДУ ПРОЧИМ. Право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской было закреплено в 1993 году в принятой всенародным голосованием Конституции РФ.
Однако альтернативная гражданская служба (АГС) существовала еще со времен Екатерины Великой, которая предоставила переселившимся в Россию менонитам (членам одной из ветвей протестанской церкви, по своим взглядам – убежденным пацифистам) возможность служить в лесных командах, пожарных отрядах, мастерских морского ведомства. Таким образом, наша страна была первым государством, в котором возникла альтернативная служба. В дальнейшем такая льгота по освобождению от военной службы была пожалована духоборам, молоканам и последователям других сект. В начале прошлого века среди отказников числились евангелисты, баптисты, адвентисты седьмого дня и последователи учения Льва Толстого. Затем законы о военной службе становились все более жесткими, хотя альтернативная служба признавалась и в царский период, и в эпоху становления советской власти.
В постсоветской России на принятие закона об альтернативной службе понадобилось десять лет. Первый его проект был рассмотрен в российском парламенте в 1994 году.
Напомним, что Федеральный закон “Об альтернативной гражданской службе” вступил в силу два года назад. Собственно, под альтернативной гражданской службой понимается “особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву”. Она возможна в двух случаях: если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию призывника или если призывник относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Татарстан рекрутирует пока не более десяти альтернативщиков за призыв. Почти все они служат за пределами республики, поскольку АГС осуществляется строго по экстерриториальному принципу. Иными словами, альтернативщик не может служить там, где постоянно проживал до призыва. Поэтому в Татарстане служат ребята из других регионов. У нас есть представители Башкортостана и Самарской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Марий Эл, Еврейской автономной и Новосибирской областей, Горного Алтая и Северного Кавказа.
Число прибывающих в Татарстан для прохождения АГС зависит от двух факторов – общего количества призванных на этот вид службы и подаваемых предприятиями республики заявок на их услуги. По первой позиции имеются значительные сложности. Несмотря на довольно высокий процент желающих идти на альтернативную службу (по данным ВЦИОМ, это 27 процентов всех призывников), добиться этого удается далеко не всем. Во-первых, пацифистские убеждения перед призывной комиссией необходимо доказать, во-вторых, написать заявление на прохождение АГС за полгода до призыва (а многие об этом узнают слишком поздно), в-третьих, нет никакой гарантии, что соискатель, как на Западе, попадет на службу именно в гражданской сфере. Обычно наших альтернативщиков направляют как раз туда, куда они не очень-то и желают, – на военизированные объекты либо на работу на оборонных предприятиях.
В Татарстане места для альтернативщиков в настоящее время бронируют только Казанский пороховой завод и Раифское специальное профессиональное училище №1. Больше всего – 42 человека – служат на пороховом заводе. В свое время, когда началось возрождение производства и рабочих специальностей остро не хватало, завод запрашивал из Москвы 150-200 альтернативщиков. Но Федеральное агентство по труду и занятости, которое курирует распределение мест для альтернативщиков, не смогло набрать столь значительного числа рекрутов.
А сегодня на пороховом заводе вообще готовы отказаться от заявок на альтернативщиков. Причина – слишком много хлопот с их обустройством, обучением и содержанием. За два года на завод прибыли альтернативщики двух призывов – осени 2004 года и весны 2006-го. И если качество первого призыва еще можно назвать приемлемым, то в этом году администрация столкнулась с многочисленными проблемами и саботажем со стороны этой категории рабочей силы.
Кого же в нашу республику прислали? Большинство альтернативщиков – члены религиозной организации “Свидетели Иеговы”, есть еще четыре баптиста, один адвентист, пятеро – пацифисты. Четыре человека уже успели уволиться досрочно (их перевели в другие места службы), поскольку не могли обеспечить нормальные жилищные условия своим… женам, с которыми приехали в Казань. (Оказывается, закон не запрещает альтернативщику “служить” со второй половиной.) Один уехал в отпуск на родину в Майкоп (Адыгея) и обратно возвращаться не захотел. Его родители объявили, что сын подорвал в Казани здоровье. Хотя, как заверил заместитель генерального директора по персоналу Казанского порохового завода Тимур Алибаев, трудился всего-то аппаратчиком. Работа эта непыльная и далеко не вредная.
По этому случаю предстоит серьезное разбирательство. Не исключено – с участием правоохранительных органов.
Вопреки принципу экстерриториальности есть на пороховом заводе и трое альтернативщиков-татарстанцев. Нестандартна история их распределения. Один из них, адвентист Ленар Халилрахманов, уехал служить в Тюменскую область, но там его принять не захотели – передумали. Тогда Ленар устроился работать дворником, чтобы накопить деньги на обратную дорогу. Но копил долго, поскольку уехал-то он не один, а с женой. Никто в Тюмени не захотел помочь нашему земляку и его супруге, даже когда грянули сибирские морозы. В итоге энную сумму на обратный путь молодому семейству, оказавшемуся в критической ситуации, выслал лично военком Авиастроительного района, из стен которого Халилрахманов и был призван.
Двух других – свидетелей Иеговы – также вернули на родину по не зависящим от них причинам. Федеральное агентство по труду и занятости попросту не сумело подобрать для них варианты службы в других регионах.
В результате со всеми троими администрации завода сегодня проще всего. По крайней мере, они, будучи казанцами, не нуждаются в жилье. В остальном предприятие, как работодатель, уполномоченный призывной комиссией и московским начальством, обязано удовлетворять насущные нужды альтернативщиков. И не только в жилье.
Так, их необходимо разместить и обучить. А ведь первоначально на заводе рассчитывали получить специалистов с вполне конкретной квалификацией – слесарей, токарей, фрезеровщиков, транспортировщиков. Затем предприятие обязано платить альтернативщику зарплату (это приблизительно 6-10 тысяч рублей), давать отпуск, причем оплачивать проезд отпускника к месту постоянного жительства и обратно. А ведь в последнем случае это немалые суммы, когда речь идет о сибиряках или жителях Дальнего Востока. Кроме того, альтернативщик имеет право заочно обучаться в вузе, а значит, уходить в оплачиваемый ученический отпуск.
Иными словами, АГС не предусматривает казарменных условий ее прохождения. При необходимости на альтернативщика даже дисциплинарное взыскание наложить невозможно. Закон недвусмысленно лишает работодателя этого инструмента воспитания. Альтернативщик оказывается самым обычным наемным работником, отношения с которым администрация должна выстраивать в соответствии с Трудовым кодексом, причем работник этот находится в привилегированном положении по сравнению с другими. Например, он имеет полное право отказаться от сверхурочной работы. А ведь необходимость в ней на пороховом производстве возникает постоянно. Кроме того, альтернативщики часто не вовремя покидают рабочие места, чтобы совершить ритуальную молитву. Ведь почти все они – представители нетрадиционных религиозных объединений.
В итоге у альтернативщиков, работающих на пороховом заводе, немало свободного времени. Показательно: у большинства из них в своей комнате в общежитии есть компьютер или ноутбук, с помощью которых они частенько выходят в Интернет. Один из альтернативщиков даже создал специализированный сайт, на котором ведет дневник службы и свободно рассуждает о порядках на заводе – режимном, кстати, предприятии.
А вот еще одно “поветрие”. Некоторые альтернативщики в последнее время часто “вспоминают”, что работают на предприятии военного назначения. И отказываются выходить на работу. Не хочу, мол, способствовать выпуску пороха, с помощью которого убивают. Но ведь альтернативщики заранее, перед распределением к месту службы, знали, куда будут направлены. И даже могли отказаться от предложенного варианта службы.
Выходить на работу вообще отказались недавно все четверо баптистов. Они требуют перевести их на “мирное” производство. Зато стало известно, что все четверо в “свободное от работы время” занимаются ударным ремонтом в молельном доме местной баптистской организации. Администрация предприятия уже предупредила их, что отсутствие на работе засчитывается как прогул и в зачет службы не идет.
Таким образом, закон, очертив права альтернативщиков, “забыл” прописать их обязанности и детали их статуса на “гражданке”. А значит, подход заинтересованных ведомств к альтернативной службе необходимо совершенствовать. Иначе альтернативщики не будут востребованы, и, боюсь, АГС в целом потеряет всякий смысл.