Принимать в профессиональные училища и лицеи школьников, имеющих полное (одиннадцатилетнее) среднее образование, дать возможность каждому молодому человеку в республике получить рабочую специальность, интегрировать училища, лицеи и техникумы в вузовскую систему и, главное, привлечь республиканские предприятия к финансированию подготовки специалистов – таковы основные изменения, которые ждут систему начального профессионального образования Татарстана. В прошедшую субботу программу реформирования НПО обсудили на заседании Кабинета Министров РТ.
Проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров назрела в республике давно. Даже не счесть, сколько раз за последние несколько лет на различных коллегиях, совещаниях, заседаниях и “круглых столах” обсуждалось, что же нужно сделать, чтобы повернуть молодежь лицом к рабочим профессиям. Кадровый вопрос сегодня – главный тормоз на пути динамично развивающейся татарстанской экономики, отметил, открывая заседание Правительства, Премьер-министр Рустам Минниханов. Рабочих не хватает, а те, которых готовят сегодня в наших лицеях и училищах, в большинстве своем не соответствуют требованиям, предъявляемым работодателем, потому что учатся они на старом оборудовании и по устаревшим методикам. В итоге деньги в систему НПО государство вкладывает немалые, а результатов нет. Исправить ситуацию, по замыслу Правительства, должна реформа в сфере начального профессионального образования. Разработать ее основные положения было поручено межведомственной комиссии по экономике и социальным реформам, возглавляемой первым заместителем Премьер-министра Равилем Муратовым.
Ставка на кластер
Нынче все больше готовится специалистов с высшим образованием, в то время как экономике нужны кадры, имеющие начальное профессиональное образование, то бишь рабочие, отметил Равиль Муратов и обозначил основные предложения по реформированию системы НПО. Новая схема подготовки кадров должна базироваться на так называемых образовательных кластерах – структурах, где в единой связке работают базовое предприятие, вуз, ссуз и профессиональное училище. При этом основная роль отводится производственникам.
– Нужно создать систему, где заказчиком кадров является сам работодатель. Бизнес-сообщество и государство должны вместе финансировать начальное профессиональное образование, – пояснил первый вице-премьер.
Схема работы кластера примерно такова: предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах, через систему госзаказа формируется заявка в кластер – сколько и каких специалистов надо обучить. Промышленники обязуются при этом обеспечить учащимся оплачиваемую практику на современном оборудовании и гарантированное трудоустройство. Всего предполагается создать 11-12 крупных образовательных кластеров. При хорошей организации работы они смогут готовить нужные кадры как для республики, так и для ближайших регионов.
По словам Равиля Муратова, крупнейшие предприятия Татарстана, такие как КамАЗ, “Оргсинтез”, ряд других, уже дали согласие на подобную схему. Но это не все новшества, которые грядут в системе НПО. Предлагается также набирать основной контингент учащихся в профессиональные лицеи и училища не после 9-го, как сейчас, а после 11-го класса. Это, считают авторы реформы, будет выгодно всем. Школы, которые переходят на подушевое финансирование (то есть выделяемые им деньги будут зависеть от числа обучающихся) останутся при учениках. Срок обучения в лицеях можно сократить с трех лет до года, так как не будет необходимости параллельно с профессиональным давать детям полное среднее образование. За счет этого увеличится время на производственную практику. Кроме того, число обучающихся в ПТУ сократится. Все это сэкономит затраты на обучение в системе НПО, а сэкономленные средства можно будет пустить на обновление материальной базы училищ и их ремонт.
Токарь с университетским дипломом
Еще одно новшество. В кластере, как уже упоминалось, должны работать в единой цепочке вуз, ссуз и профессиональный лицей. Фактически предполагается создать единую систему непрерывного образования – школьник поступает не просто в ПТУ, он получает диплом о начальном профессиональном образовании с корочками университета или института и может в рамках этого же вуза при желании продолжать обучение. А в идеале, заметил Равиль Муратов, надо добиться того, чтобы каждый молодой человек в республике получал рабочую специальность. Тогда будет больше возможности реализовать себя в жизни. В сущности, это возврат к существовавшей в советское время системе УПК, когда школьники в старших классах учились на токарей, фрезеровщиков, маляров, продавцов…
– Начальное профессиональное образование надо сделать массовым, – поддержал эту ретро-идею ректор Казанского государственного технического университета Геннадий Дегтярев. – Не выйдет хорошего инженера из человека, который инструмента никогда в руках не держал. Поэтому часть профессиональных лицеев надо передать в структуру вуза, это повысит их престижность.
Грамотный пиар до фермы доведет
О престижности – разговор особый. Это раньше, заметил Геннадий Дегтярев, когда места в вузах были ограничены, а рабочие в дополнение к общественному статусу гегемона имели приличные зарплаты и премии, человек без высшего образования не казался никому неудачником. Нынче родители последние деньги отдадут, чтобы пристроить чадо в вуз. Та же картина и в деревнях, заметила заместитель генерального директора по работе с персоналом ОАО “Красный Восток Агро” Лариса Калашникова. В сельских школах практически все ученики, насмотревшись на своих родителей, которые работают в тяжелейших условиях за копейки, мечтают уехать из деревни. А ведь сегодня инвесторы создают на селе совершенно иные условия труда, но кто об этом знает? А надо, поделилась Лариса Калашникова собственным опытом, ездить, встречаться с детьми, общаться, рассказывать, что их ждет.
– Наши скотники не стоят по колено в навозе. У нас везде чисто, светло, техника новейшая, они могут на ней учиться. Премии хорошие получают, – эмоционально перечисляла Лариса Калашникова. А уж когда она завела речь о работе “менеджеров по доению”, стало ясно: перед таким грамотным пиаром сельские школьники устоять действительно не смогут. Кому же не захочется, не уезжая из родного села, стать менеджером, пусть даже по доению, – работать в хороших условиях, получать достойные зарплаты и премии…
– Вот так надо работать, – резюмировал это выступление Рустам Минниханов.
Поспешать не торопясь
Но так действуют пока далеко не все потенциальные работодатели. И это не всегда их вина.
– Когда мы проводили социологический опрос среди школьников, то выяснили, что они готовы выбрать рабочую профессию, если будут иметь гарантированное трудоустройство, достойную зарплату и возможность карьерного роста, – заметил министр образования и науки Раис Шайхелисламов. – Но ведь не всегда у предприятия есть возможность сразу дать молодому человеку все, что он хочет. Помнится, когда министр только начинал продвигать идею кластеров “в массы”, многие директора заводов разводили руками – по тарифной сетке зарплата у начинающего рабочего невысокая, и вряд ли это может привлечь молодежь на производство. Да и зачем предприятию стараться, вкладывать деньги в обучение ребят, которых все равно через год после окончания ПТУ заберут в армию? Эти вопросы на заседании Кабинета Министров не прозвучали, хотя в процессе реформы они наверняка не раз всплывут.
Зато были озвучены некоторые другие проблемы, с которыми придется столкнуться, перестраивая систему профобразования. Так, ориентация на выпускников 11-х классов приведет к тому, что часть педагогических кадров в училищах и лицеях придется сократить. Да и число самих училищ, видимо, уменьшится. Кроме того, кластерная система хороша для промышленности, но в том же сельском хозяйстве, в сфере обслуживания просто не наберется столько крупных базовых предприятий, которые могли бы и финансово, и организационно осилить такую работу. Значит, заметил Рустам Минниханов, должны быть разные подходы к реформированию. И озвученная схема – еще не окончательный вариант. Всех сложностей, с которыми предстоит столкнуться, Правительство пока не осознало, поэтому реформу нужно проводить постепенно и максимально прозрачно.
– Я готов лично встречаться с директорами училищ, проводить “круглые столы”, – пообещал Премьер-министр. – Люди, которые долгие годы работали в этой сфере, не должны пострадать. Надо составлять конкретную схему по каждому училищу. Сегодня мы еще не принимаем окончательного решения по реформированию. Но всем нужно осознать: наша задача – наладить нормальную подготовку высококвалифицированных специалистов рабочих специальностей. Другого пути нет.