“Пока мы работаем неэффективно”, – заметил Премьер-министр республики Рустам Минниханов, подводя итоги заседания Правительства, где, как мы уже сообщали, обсуждали, как расходуются бюджетные деньги в социально-культурной сфере. И это еще весьма мягкая оценка. Ведь факты, которые приводились на заседании, показывают: государственные средства, направленные на “социалку”, сплошь и рядом расходуются не по делу.
Мы строили, строили…
За последние три года, по словам министра финансов республики Радика Гайзатуллина, расходы на социально-культурную сферу в общем объеме собственных доходов бюджета выросли с 53 до 70 процентов. Понятно, что на эту цифру влияли и индексация затрат с учетом инфляции, и рост зарплаты. Но не последнюю роль в увеличении расходов сыграло активное строительство школ, больниц, библиотек, сельских клубов… Всего в Татарстане за отчетный период было возведено 262 объекта социальной инфраструктуры, и потрачено на это было 5,5 миллиарда рублей. Но еще больше в этой сфере недостроенных объектов – 642, с остаточной стоимостью 29 миллиардов. Причем, заметила первый заместитель министра экономики и промышленности Алевтина Кудрявцева, ни органы местного самоуправления, ни отраслевые министерства не ведут учета подведомственных им учреждений – иначе чем объяснить тот факт, что во многих районах при наличии “незавершенки” параллельно начинается строительство новых зданий того же назначения…
– В 2004 году у нас было введено в строй восемнадцать процентов от всех строящихся объектов, а в этом году – только три процента, – констатировал министр архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин. И добавил: 642 – это только те объекты, строительство которых уже начато. Если же считать, сколько строек застыло на уровне вырытого котлована или даже просто забора, а сколько вообще на уровне разработки проектно-сметной документации (на которую тоже потрачены государственные деньги), то выходит, что всего в социальной сфере у нас 900 незавершенных объектов. Но при этом – опять же пример полного отсутствия контроля со стороны местных властей! – часть этих объектов фактически уже построена и действует. А по бумагам выходит, что в них еще нужно вкладывать деньги…
Впрочем, заметил Марат Хуснуллин, с бумагами в нашем строительстве – вообще беда. Нередки случаи, когда работы на практике уже ведутся, а необходимая документация еще не готова. Минстрой провел выборочную проверку – взял по одному объекту из разных сфер в каждом районе республики. Только в 10 случаях из 43 были представлены все необходимые документы. Понятно, что в такой ситуации трудно отследить, насколько обоснованно начато то или иное строительство.
Отсутствие какого-либо координационного центра при составлении программы капитального строительства приводит к несогласованности, которая, в свою очередь, дорого обходится бюджету.
– Например, строили мы две школы – в Спасском и Балтасинском районах, – проиллюстрировал этот факт глава Минстроя. – Строительство велось параллельно с 2001 по 2005 год. Общий объем финансирования – 76,2 миллиона рублей. Старались понемногу выделять каждый год средства и на тот, и на другой объект. В итоге иногда выделенных денег не хватало даже на то, чтобы покрыть инфляцию. А вот если бы строили их по очереди, сэкономили бы 5 миллионов рублей. И у рабочих бы не было простоев, и одна школа начала бы работать на полтора года раньше…
В общем, строить мы строим, вот только за количеством и качеством этого строительства никто особо не следит. Нет четкого учета и контроля. И в отсутствии таковых, заметил Рустам Минниханов, строительные чиновники могут винить только себя. Если работы ведутся без должного обоснования, почему молчит Госархстройнадзор, другие контролирующие организации, почему материалы по таким делам не передаются в прокуратуру? В общем, есть над чем подумать…
По старой формуле
Заметим, что прокуратуру на заседании Кабинета Министров упоминали не только по поводу бесконтрольного строительства. Когда-то Карамзин на вопрос “Что происходит в России?” ответил: “Воруют”. Все, конечно, догадываются, что эта фраза, увы, не потеряла своей актуальности и сегодня. Но догадываться – это одно. А слушать факты, приведенные на заседании Правительства, и понимать, что это только официально выявленные случаи, совсем другое. Из фактов следует, что многие работники социальной сферы, охотно жалующиеся на свое бедственное положение, давно уже не надеются на государство, а решают свои материальные проблемы самостоятельно. Но за счет того же государства.
Наиболее яркие примеры такой предприимчивости озвучила Алевтина Кудрявцева, ссылаясь на результаты минфиновской проверки. Например, перечисляет государство деньги социальному учреждению для оплаты коммунальных услуг. Часть этих услуг – допустим, отопление – оплачивается исходя из общей площади здания. Некоторые руководители не мудрствуя лукаво вписывают в эту общую площадь так называемые нефункциональные помещения – гаражи, котельные, подвалы… В Мамадышском муниципальном районе общая площадь учреждений социального обслуживания оказалась завышена в два раза. А площадь одного из детских садов – в семь раз. Но это еще что. А вот, скажем, двух сельских клубов общей площадью 400 кв. м в Менделеевском районе, как выяснилось, вообще никогда не было. Как и рыбнослободской библиотеки площадью 87 кв. м. И таких примеров полно. В результате общее завышение бюджетной потребности составило 20,4 миллиона рублей. Еще 320 миллионов “лишних” бюджетных рублей республиканские поселения получили на благоустройство территорий.
– К зеленым насаждениям в бумагах относилось все, что зеленеет, к укрепленным берегам – берега, не имеющие никакого укрепления, вместо дорог с твердым покрытием давались сведения на все, в том числе и грунтовые, дороги. А в Балтасинском муниципальном районе, например, появились несуществующие мосты общей площадью двести квадратных метров, – перечисляла Алевтина Кудрявцева.
Добавил красок в общую картину и заместитель министра внутренних дел республики Рафаэль Гильманов, сообщив, что за последние 3 года в сфере бюджетного финансирования возбуждено 1064 уголовных дела в связи с нецелевым использованием государственных денег. Здесь и завышение объема работ при строительстве и капитальном ремонте, и нерациональное расходование средств, и многочисленные фиктивные договоры. Как особо возмутительный выделил Рафаэль Гильманов случай Казанского протезно-ортопедического предприятия, руководство которого составило фиктивные документы, свидетельствующие, что предприятие обеспечило протезной обувью 610 инвалидов, а полученные за это от Минсоцзащиты деньги – около 500 тысяч рублей – были попросту растрачены.
– Дальше так работать нельзя, – подытожил изложенное Рустам Минниханов. И попросил службу по борьбе с экономическими преступлениями и прокуратуру республики взять процесс под свой контроль, дав приведенным фактам должную оценку.
Оптимизировать, но без резких движений
Тема эффективного использования бюджетных денег была бы, конечно, раскрыта не полностью, если не упомянуть о пресловутой оптимизации. И о ней упомянули. Министр финансов в своем докладе неоднократно подчеркивал, что, скажем, по годовым затратам на одного школьника республика прочно удерживает первое место в Приволжском федеральном округе. При этом затраты регулярно растут, а число детей так же регулярно сокращается. Есть и другие проблемы: качество обучения не всегда соответствует затратам, особенно на селе; нагрузка на учителей в разных районах республики отличается в разы, а получают они одинаково… Значит, надо быстрее внедрять в школах нормативное, подушевое финансирование, которое выделяется не на школу, а на определенное число учеников. Да и с оптимизацией сельских школ надо бы решать вопрос, а некоторые районы до сих пор не могут предоставить свою программу работы в этом направлении …
При этом министр привел в пример опыт Тюменской области, где за два года закрыли 158 нерентабельных школ, ликвидировали центры дневного пребывания для пожилых людей (они де выполняют не социальную, а досуговую функцию), усилили внебюджетную деятельность учреждений соцкультбыта. “Вот только музеи нельзя перевести в раздел автономных некоммерческих организаций – законодательство не позволяет”, – посетовал министр. И заметил, что опыт сибиряков можно применить и у нас. На что Рустам Минниханов, видимо, справедливо рассудив, что оптимизация оптимизацией, а о людях забывать все же не стоит, тут же заметил, что резких движений в этой сфере делать не надо. Каждое решение о закрытии того или иного учреждения должно быть взвешенным. Да и председатель Татарского рескома профсоюзов работников образования и науки Юрий Прохоров напомнил, что ни одну школу в Тюменской области не закрыли простым росчерком пера, предварительно не обсудив все детали с населением и педагогами.
И все-таки, подвел итог дискуссии Премьер-министр, оптимизация нужна. Это не значит, что Правительство собирается сокращать расходы на “социалку”. Отбирать деньги у педагогов, медиков, работников культуры и социальной сферы никто не собирается. Но все должны осознать, что тратить эти деньги надо рационально, чтобы они давали максимальный эффект. А когда в городских школах дети учатся в две смены, а в сельских половина помещений (которые ведь еще надо содержать) пустует – это нерационально. И когда строится шикарное новое здание больницы, но не находится денег на лекарства и полноценное питание для больных – это тоже нерационально. В общем, эффективнее надо распоряжаться деньгами.
– Мы привыкли относиться к бюджетным средствам как к чему-то само собой разумеющемуся, – подчеркнул Рустам Минниханов. – А надо отвечать за каждый рубль. Так же как мы отвечаем за свои личные деньги.