В минувшую пятницу первые лица железнодорожной отрасли страны по полной программе отчитались перед российскими средствами массовой информации во время многочасовой видео-пресс-конференции. Сначала на вопросы журналистов отвечали вице-премьер РФ, председатель совета директоров ОАО “Российские железные дороги” Александр Жуков и президент РЖД Владимир Якунин. Эстафету от них приняли руководители филиалов компании – они общались с прессой тех регионов, на территории которых функционируют эти предприятия. К примеру, нам внимание уделил глава Горьковской железной дороги Виктор Сехин. И завершили медиа-марафон руководители отделений железных дорог, в том числе и начальник Казанского отделения ГЖД Иван Белов.
Приурочено столь крупномасштабное мероприятие трехлетию с момента создания открытого акционерного общества “РЖД” и началу реформирования отрасли. Дата, по сути, негромкая. Однако, судя по отчетам главных железнодорожников, за три года реформ эта сфера вышла на качественно новый уровень. В ходе пресс-конференции не раз звучал Татарстан. Предлагаем вниманию читателей ответы лишь на некоторые вопросы, которые могут заинтересовать жителей нашей республики и ее столицы.
Решение по пригородной компании назрело
Достаточно острая полемика возникла по поводу организации пригородных железнодорожных компаний. Нижегородские журналисты спросили у Виктора Сехина:
– Правда ли, что первая региональная компания по пригородным железнодорожным перевозкам будет создана в Татарстане? Если так, то можно узнать сроки и условия ее создания?
– Решение вопроса о создании пригородных компаний назрело. Он довольно долго рассматривался руководством РЖД и всех регионов совместно с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах. Было предложено несколько вариантов организации таких предприятий. Один из них – с участием в уставном капитале этих структур имущества железных дорог и денежных средств администраций субъектов РФ. В другом варианте регионы не участвуют в образовании пригородных компаний, соучредителями которых выступают определенные дочерние предприятия РЖД. Мы хотели отдать предпочтение именно этой схеме. Но Правительство Татарстана буквально на днях предложило первую. В данной республике имущество пригородной дороги оценивается в один миллиард рублей. Татарстан должен внести в уставной капитал региональной пригородной компании четвертую часть стоимости основных фондов, то есть 250 миллионов рублей.
Мы не возражаем против такого предложения, более того – поддерживаем смелое решение Правительства РТ. Любой субъект по действующему законодательству является социальным заказчиком перевозок пассажиров в пригородном сообщении. И Татарстан по сравнению с другими регионами России в полной мере выполняет свои обязательства по субсидированию транспортировки граждан льготных категорий и по другим вопросам. Поэтому было принято решение отдать приоритет этой республике, которая является нашим надежным партнером.
Стороны, в принципе, договорились обо всем. Единственное – нужно получить согласие на функционирование нового предприятия “Татарстан-пригород” от субъектов, обслуживаемых Казанским отделением ГЖД. Допустим, нам стало известно, что администрация Кировской области изъявила желание создать свою пригородную компанию “Киров-пригород” и работать с нами на таких же условиях, что и Татарстан. Будем рассматривать и это предложение.
В будущем году “Татарстан-пригород” уже приступит к работе, поскольку для этого все, что нужно, подготовлено.
Вопрос от Ижевского отделения ГЖД:
– Почему отдается предпочтение именно “Татарстан-пригороду”? Как это отразится на пригородных перевозках в Удмуртии?
– Я так понимаю, что в вашей республике такое название считают неприемлемым для себя, – отвечает Виктор Федорович. – Но ведь в крайнем случае его можно изменить. А почему компания будет создана на территории Татарстана, так это понятно: основные фонды Казанского отделения ГЖД, прежде всего подвижной состав, ремонтная база и прочее, находятся на территории этой республики. И, как вы знаете, Удмуртию обслуживают электропоезда, принадлежащие данному отделению. К тому же Удмуртия не высказывала никаких предложений, как, к примеру, Кировская область, по поводу образования своей пригородной компании. Так что полигон для появления такой структуры нами очерчен…
– Мы провели большую работу по организации пригородной компании, которая должна обслуживать пять регионов, – дополняет начальник Казанского отделения ГЖД Иван Белов. – Поверьте, сделать это было непросто. До сих пор Марий Эл и Чувашия не оказывают нам поддержки в данном деле: мол, почему предпочтение отдается Татарстану? Разночтение между регионами возникает по поводу тарифной политики. К примеру, в последний раз наша республика лишь в августе приняла решение об увеличении тарифа на пригородном сообщении в пределах одной зоны (десяти километров) с пяти до шести рублей, хотя соседи это сделали гораздо раньше. А региональная пригородная компания призвана выровнять стоимость проезда…
Можно ли защититься от нерадивых автомобилистов
Нередки случаи, когда крушения поездов происходят по вине автомобилистов, оказавшихся на железнодорожных переездах в опасные моменты. В связи с этим корреспондент “РТ” адресовал вопрос начальнику Казанского отделения ГЖД:
– Виктор Федорович Сехин одной из острейших проблем считает недостаточное оборудование железнодорожных переездов устройствами их защиты (УЗП), которые исключают выезд автотранспорта в опасную зону. Глава Горьковской железной дороги констатировал, что из одной тысячи переездов, имеющихся на ГЖД, лишь 25 оборудованы такими устройствами. Как обстоят дела на Казанском отделении?
– У нас 240 переездов. В прошлом году устройствами защиты переезда мы оборудовали четыре объекта, в этом году – три. Для сравнения: Ижевское отделение не установило ни одного. При последнем приезде в Казань в мае нынешнего года президента РЖД Владимира Якунина руководству республики было предложено устанавливать УЗП совместно, поскольку это удовольствие не из дешевых (стоимость одного устройства превышает миллион рублей). Отклика пока не получили. Тем не менее планируем в следующем году пять переездов оборудовать УЗП – в местах наиболее интенсивного движения, особенно междугородных автобусов.
Еще один момент, препятствующий данной работе, заключается в том, что такие объекты зачастую расположены близ кладбищ, садово-огороднических кооперативов, деревень и сел. И главы местных самоуправлений просят не оснащать железнодорожные переправы этими устройствами, чтобы не препятствовать движению автотранспорта. Муниципальные власти порой не задумываются о трагических последствиях такой “заботы”…
Детская дорога и “невзрослые” прожекты
В одном из номеров “РТ” (от 21 сентября сего года в публикации “К “железному” делу требуется железный подход”) мы писали о проблеме, возникшей в связи с размещением в Казани детской железной дороги (ДЖД). Решение о ее возведении было принято во время встречи в мае этого года Президента Минтимера Шаймиева с Владимиром Якуниным. Впоследствии из восьми вариантов размещения ДЖД остановились на двух: на территории Центрального парка культуры и отдыха имени Горького либо в пригороде столицы (в районе Казанского техникума железнодорожного транспорта, что в поселке Залесном, и дальше – к озеру Лебяжьему). Иван Белов огласил приятную весть: окончательно принят второй вариант. Значит, любимое место отдыха казанцев останется нетронутым.
– В настоящее время проектные работы по детской железной дороге завершаются, – сообщил Иван Алексеевич. – Идет процесс отвода земельных участков для ее строительства. Перед нами поставлена задача: к 1 мая будущего года запустить первую очередь ДЖД протяженностью 4,3 километра. Эта часть дороги пройдет от Залесного до поселка Карьер. Объект будет оснащен всеми новшествами, существующими сегодня на железнодорожном транспорте. Конечно, ДЖД призвана выполнять и коммерческую функцию, но основная ее задача – это профориентация школьников, которые будут работать на ней начиная с седьмого класса – машинистами, диспетчерами… Все по-взрослому.
Собственником детской железной дороги станет ГЖД. А ее строительство будет финансироваться на паритетной основе – республикой и железной дорогой. Стоимость проекта – 200 миллионов рублей. В течение ближайших сорока дней при помощи тендера будет определен подрядчик стройки. И уже на этой неделе начнется вырубка просеки для прокладки путей.
Детская “железка” повлечет за собой и развитие другой инфраструктуры. К примеру, планируется обустроить поселок Карьер, где появятся платные пляжи с песочными футбольными и волейбольными площадками, лыжная база и так далее. 18 регионов России имеют ДЖД, но я вам обещаю, что наша дорога будет самой лучшей.
– Согласно новой схеме пассажирских перевозок в Казани, разработанной петербургскими специалистами, рекомендован перенос транзитной железнодорожной ветки из города за его пределы. Каково ваше отношение к этой рекомендации?
– Резко отрицательное. Если выносить транзитную ветку за границы Казани, то однозначно придется строить мостовые переходы через Волгу, на что потребуются огромные средства. Но иначе город не объедешь. Мы и так приступили к реконструкции нынешнего железнодорожного моста через Волгу. Специалистам из Санкт-Петербурга, разработавшим схему пассажирских перевозок по нашей столице, прежде чем давать железнодорожникам рекомендации и оглашать их общественности, неплохо было бы посоветоваться с нами. Такие вопросы должны быть хорошо продуманы…
Справка “РТ”. ОАО “Российские железные дороги” – одна из крупнейших транспортных компаний в мире, занимающая первое место по протяженности электрифицированных линий (42,3 тыс. километров) и второе – по эксплуатационной длине дорог (85,5 тыс. километров). На РЖД работают 1,3 млн. человек. В состав компании входят 17 филиалов и 57 отделений. Услугами Горьковской железной дороги, куда входит и Казанское отделение, пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает 14 млн. человек.
Казанское отделение – самое крупное подразделение ГЖД, которое обслуживает Татарстан, Чувашию, Марий Эл, Мордовию, Кировскую и Ульяновскую области. По его территории ежесуточно перевозится 188 тыс. грузов, свыше 15 тыс. пассажиров дальнего следования и 57 тыс. – пригородного. По итогам третьего квартала текущего года, из 57 отделений системы РЖД Казанское признано лучшим.