Ученика одной из казанских школ из-за плохой успеваемости по литературе не хотят переводить в десятый класс. Учительница поставила условие: прочитаешь весь список литературы – возьмем.
– Я, конечно, все прочитаю. Но, по большому счету, кому это нужно? Никто из ребят-одноклассников сейчас книгами не интересуется, – заявил в ответ школьник, сам не подозревая, что озвучил серьезную проблему, которая со временем может стать головной болью для нашего общества.
Нужны ли детям такие уроки литературы?
Зачастую вину за то, что молодое поколение перестало читать, взрослые перекладывают на эпоху компьютерных технологий, с которыми никакая, даже самая интересная, книга не выдержит конкуренции. Приходится даже слышать, будто время бумажной книги прошло, настала эра электронного чтения. Но вот исследователи отмечают, что необходимость считывать тексты с экрана компьютера породила у современных детей патологию самого характера чтения. Оно стало поверхностным, спешным, неглубоким. Школьники лишь скользят глазами по тексту, плохо улавливая его смысл.
Конечно, компьютеры – это сильное отвлекающее от чтения средство, но многие дети и сегодня готовы предпочесть очередной “виртуальной пустышке” хорошую книгу. Другое дело, современные школьные программы настолько перегружены, что у старшеклассника нередко просто физически не хватает времени прочесть все “обязательные” произведения.
Некоторые предлагают альтернативу – записанные на компакт-диски произведения русской и зарубежной классической литературы. Если у ученика есть плейер, то вся школьная литература, в буквальном смысле слова, у него в кармане. Произведения читаются профессиональными актерами, “с выражением”, что значительно облегчает понимание текста. Ученики слушают правильное произношение слов, а это важно для речевой культуры. Хотя, утверждают некоторые, кто никогда не мог заставить себя “осилить” роман, читая книгу, не сможет и прослушать ее аудиовариант.
В том, что ребята теряют интерес к книге, по нашему мнению, во многом вина и самих преподавателей. В лучшем случае ребята на занятиях пересказывают произведения и делают чаще всего формальный литературный их анализ. Излишняя “высоколобость” литературных критиков, трудами которых изобилуют учебники, начисто убивает живой интерес школьника к книге.
Преподаватели факультета русской филологии ТГГПУ жалуются: немногие из выпускников-лингвистов по-настоящему знают и любят литературу. Иным дипломникам, кроме прочитанных “основных” произведений, мало что известно о других книгах, особенно современных авторов. Один знакомый выдал в беседе со мной собственный рецепт решения проблемы:
– Надо преобразовать уроки литературы. Устраивать коллективные чтения книг. В первом классе это, скажем, сказки, в пятом – “Остров сокровищ” и детские приключения, в десятом – Пушкин и Грин – все, что интересно именно в данном возрасте. Вот я, например, в школе на дух не переносил Гоголя. Только набравшись определенного жизненного опыта, полюбил произведения этого гениального писателя. Всякому овощу свой срок. Можно вместе обсудить прочитанное. Главное – научить любить книгу, приоткрыть дверцу в ее удивительный мир. В этом, а не в задалбливании в детские головы какого-то перечня знаний, главная задача учителя, считает мой знакомый.
Из книг мы “выковыривали” правду
Свое мнение о проблеме культуры чтения в стране высказал известный писатель Андрей Битов на состоявшейся недавно встрече с поклонниками его творчества в Казани.
– Люди изменились, потому что сейчас другая жизнь. Они иначе заняты, иначе распределено их личное время. У молодежи появилось гораздо больше развлечений, чем в наше время. Тогда и телевизор еще мало у кого был, и о компьютере ничего не слышали… Хорошо это или плохо, но люди читали книгу не потому, что она была хороша, а потому, что другого вида сколько-нибудь честной информации о жизни не было. Это как в том анекдоте эпохи дефицита. “У вас есть изюм?” – “Нет”. – “А булки с изюмом?” – “Есть”. – “Наковыряйте полкило”. Вот ради такого “наковыривания” хоть какой-то правды и прочитывалось огромное количество художественной литературы.
Сейчас все можно печатать, идеологических преград нет. И книга, видимо, возвращается к тому читателю, который способен ее понимать, как музыкант понимает музыку… И у книги возникает своя пора – пора избранных.
Не воспитывать, а только развлекать
В последние годы на российском рынке литературы идет вытеснение отечественной детской книги. Когда недавно в Министерстве образования и науки России решили собрать из “свежих” изданий “Библиотеку современной детской литературы”, чтобы отослать ее в школы страны, выяснилось – собирать нечего! На полках магазинов лежат, главным образом, зарубежные переводные книжки. Есть, конечно, и свои громкие имена – Эдуард Успенский, Григорий Остер, Андрей Усачев, Ирина Токмакова и другие. Но все они приобрели популярность еще в прежние годы. Да, они издаются, поскольку хорошо продаются, поскольку, в свою очередь, читатели успели “войти во вкус”. Новых же авторов в большинстве случаев издатели поставили перед необходимостью не “самовыражаться”, а лишь посильно развлекать. Иначе их покупать не будут. А издатель поклоняется сейчас одному идолу – золотому тельцу.
По словам казанского детского писателя Бориса Вайнера, такая “легкая” литература приносит большую прибыль, чем книги о добре и зле, воспитывающие из мальчишек и девчонок порядочных и честных людей. Главным стало, чтобы книга угождала читателю, а не формировала детскую нравственность по заведомо высокой планке. Хотя хороших писателей в нашей стране много, считает он.
Заместитель редактора детского журнала “Зонтик”, а также руководитель клуба “Белая ворона” в Казани Наиля Ахунова также с сожалением констатирует: среди различных изданий в республике – всего несколько детских журналов. “Интересные авторы есть, а печататься им негде”, – вздыхает она.
Издательский бизнес, изгнав с прилавков лирику, сказку, серьезную психологическую прозу, школьную повесть, произведения о взаимоотношениях поколений, рассказы о трудном детстве наших бабушек и дедушек, о природе, испортил вкус ребятишек, “подсадив” их на наркотик массовой литературы: страшилок, ужастиков, фэнтези…
По мнению психолога Светланы Адагашевой из казанского филиала Всемирного центра взаимоотношений, возникшая на месте отечественной детской литературы сугубо “массовая” ведет не к развитию личности, а к ее деградации. Понятие “психической нормы” медики растолковывают как способность человека адаптироваться к реалиям жизни, подчас суровым. И это значит, что, если книга не будет готовить ребенка к жизни, она утратит свое воспитательное значение.
Социологи бьют тревогу, утверждая, что современное поколение, повзрослевшее в том числе и на волне новой детской, юношеской литературы, в массе своей малокультурно, эгоистично, меркантильно и даже жестоко.
Если книга – товар, то и его надо рекламировать
Наталкивает на раздумья и мнение одного из продавцов казанского “Книжного двора”:
– Хорошей детской литературы у нас предостаточно, особенно сейчас, когда запросто можно купить произведения любых отечественных и зарубежных писателей, – говорит он. – А книга “Гарри Поттер”, которая хорошо раскупается, не лучше и не хуже многих детских книг. Не будь у нее агрессивной и, безусловно, очень талантливой рекламы, создавшей в молодежной среде своеобразную моду на эту книгу, ее тоже не читали бы. То же самое сейчас происходит с книгами Пауло Коэльо. И люди покупают, не жалея приличных денег за тонкую книжицу. Даже те, кто уже давно ничего не читал. А другие издания, какими бы хорошими они ни были, остаются в тени, потому что “не раскручены”. Так что если сейчас начать грамотно пиарить книги того же Носова, то за его рассказами тоже будут выстраиваться очереди… Вспомните хотя бы “советскую” передачу “В гостях у сказки”. Добрая тетя Валя Леонтьева не только “показывала” фильмы и мультики, но и демонстрировала красочные обложки новых детских изданий. При этом исподволь, ненавязчиво внушала детям, что настоящая сказка – не на экране, а за этими обложками. И откроется она только тому, кто возьмет в руки книгу и прочитает ее. И ведь читали же!
С кого детям брать пример?
Социологи констатируют: большинство опрошенных ими родителей причину отказа своих детей от книг видят в том, что они проводят много времени у телевизора и компьютера. На вопрос, смогут ли они сами усадить детей за чтение, если те в жизни не видели своих пап и мам с книгой в руках, многие взрослые, полагаем, смущаясь, пишут в анкетах: “Книги читаем”. Только вот название и автора последней прочитанной книги почему-то при этом никто так и не вспоминает.
Разговор со школьниками подтвердил – брать пример им не с кого: “Родители иногда газеты читают, кроссворды разгадывают. А больше смотрят телесериалы”. Более того, оказалось, что у многих дома книг вообще нет, в лучшем случае – учебники.
Секрет решения данной проблемы, по мнению психолога Светланы Адагашевой, прост: надо, чтобы родители, прежде чем требовать у ребенка любви к чтению, сами разбирались в классике и могли порассуждать на тему книжных новинок. Многие ли из нас сегодня могут похвастаться этим?
Детскую литературу должно поддержать государство
Итак, государство должно поддержать издание и пропаганду детской литературы. В рамках решения этой проблемы идет речь и о создании национальной программы поддержки детского чтения.
Неплохо было бы в этой связи присмотреться к чужому опыту. Скажем, к шведскому. В этой стране и молодежь, и старики буквально не расстаются с книгой. Шведские авторы детских изданий специально изучают возрастную лингвистику, привлекают к работе над своими произведениями специалистов-филологов, чтобы язык их был понятен и привлекателен для юных читателей. Любую книжку шведы оформляют как игрушку. Издательства все новинки детской литературы непременно отправляют в школьные библиотеки. Пробудить живой интерес школьника к книге – главная задача шведских учителей. Наконец, в этой стране существует официальный государственный заказ на поиск талантливых молодых педагогов-литераторов, новых авторов. Их буквально вычисляют, организуя всевозможные выставки, ярмарки, конкурсы.
То есть в Швеции существует четкая и продуманная политика государства по развитию детского чтения. Это помогает сохранять на высоком уровне культуру и самобытность народа.
В нашей стране такой политики, к сожалению, нет.
В одной из своих повестей Чингиз Айтматов рассказал о человеке, которого враги сделали манкуртом. Он не помнит ни родных, ни друзей, ни прошлого. И только тупо подчиняется хозяину.
Если мы перестанем читать, то забудем и свою историю, и свою культуру. И станем зависимыми от других. А хозяева, поверьте, для нас всегда найдутся…
Евгений СЕРГЕЕВ, “РТ”.