Гостей выставки “Авиакосмические технологии и оборудование” (“АКТО-2006”), которая открылась в минувший вторник в Казани, встречали бравурная музыка, изящные девушки в костюмах стюардесс, а также приятный голос диктора.
Голос, очевидно, давал понять всем участникам мероприятия, что они, хотят того или нет, стали пассажирами одного огромного лайнера, который летит в светлое будущее отечественного авиастроения. Диктор оптимистично заявлял, что “к взлету все готово, бортовые системы работают нормально”, что “взлет состоится по расписанию и при любой погоде”. Милые девушки предлагали собравшимся минеральную воду и леденцы. На вопрос (очевидно, пассажира VIP-класса) о возможных алкогольных напитках, псевдостюардесса застенчиво произнесла: пока мы только предлагаем прохладительные напитки. Что ж, и на том спасибо. Очевидно, напитки покрепче будут позднее, когда воображаемый лайнер наберет необходимую высоту.
Выставка-лайнер и в самом деле стартовала в назначенное время. Команду на взлет экипажу дали Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, начальник департамента аппарата советников Президента РФ Александр Рожков, председатель научно-технического совета – вице-председатель Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Владимир Дмитриев, начальник управления авиационной промышленности Федерального агентства по промышленности Евгений Горбунов, первый вице-премьер – министр экономики и промышленности РТ Борис Павлов, вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Швецов, другие официальные лица. А в салон самолета пригласили представителей сотни предприятий из ближнего и дальнего зарубежья, которые приняли участие в выставке. В числе тех, кто представил свои экспозиции, – около 50 предприятий Татарстана, а также крупнейшие авиастроительные и моторостроительные фирмы бывшего СССР.
На церемонии открытия звучали в общем-то традиционные для таких случаев выступления. Более серьезный подход продемонстрировали участники научно-практической конференции по проблемам авиастроения, которая начала свою работу одновременно с открытием выставки в бизнес-центре ОАО “Казанская ярмарка”. Тональность докладам задал Премьер-министр Рустам Минниханов. В своем выступлении он неожиданно заявил, что для возрождения отечественного авиастроения явно недостаточно только организационных мер, таких как создание Объединенной авиастроительной корпорации. Проблемы отрасли настолько масштабны, что решать их возможно лишь в рамках национального проекта по возрождению авиапрома. Более того, Президент РТ Минтимер Шаймиев, как отметил премьер, уже вынес подобное предложение на уровень федеральных властей. Если федеральный центр не решится заявить о национальном проекте “Авиастроение”, то вряд ли мы сможем в ближайшее время заявить о том, что “полет проходит нормально”, скорее, нашим авиакомпаниям придется летать в экстремальных условиях.
Между тем авиастроение – не менее важная область нашей жизни, чем сельское хозяйство, образование и здравоохранение. Россия, с ее огромными территориями, может превратиться в раздробленное государство, если земли не будет объединять авиация. Многие социальные проблемы будут трудно решаться именно из-за отсутствия воздушных артерий. С другой стороны, еще несколько лет, и ныне используемые отечественные самолеты просто не смогут летать – из-за выработанного ресурса. В рамках ВТО к нам придут (и уже активно приходят) “Боинги” и “Эрбасы”, а предприятия отрасли, лишенные финансов и поддержки государства, не в состоянии с ними конкурировать.
В этой ситуации Татарстан собственными силами пытается развивать авиастроение в рамках одного отдельно взятого региона. За годы реформ в эту отрасль было вложено более 500 миллионов долларов США. Но сегодня трудно рассчитывать на то, что республика с ограниченными финансовыми ресурсами сможет осилить освоение новых машин. Между тем татарстанские предприятия сумели в прошлые годы выбрать правильную стратегию развития, подчеркнул в своем выступлении Рустам Минниханов. От выпуска отдельных машин компании перешли к освоению техники целыми сериями. Казанское авиационное объединение специализируется на производстве самолетов “Туполев”, Казанское вертолетное объединение – винтокрылых машин фирмы “Миля” и вертолетов собственной разработки – “Ансат” и “Актай”, моторостроительное объединение сосредотачивает усилия на выпуске двигателей НК-93 и АИ-22 (совместно с объединением “Моторы Сич”). Такая политика позволяет грамотно распределить финансовые и кадровые ресурсы.
Но сегодня авиастроению необходима поддержка на федеральном уровне. Рустам Минниханов не стал говорить о том, в каком виде эта самая поддержка может быть оказана. В любом случае велосипед тут изобретать не следует. Есть мировая практика. Западные страны развивают авиапром за счет налоговых и инвестиционных льгот, ограничивают ввоз импортной техники высокими таможенными пошлинами, активно используют государственный заказ и любыми способами “проталкивают” отечественную технику на иностранные рынки. Всему этому спектру “лоббирования” авиастроения можно поучиться у администрации США, которая не один раз спасала корпорацию “Боинг” от банкротства и сегодня всеми законными и не очень законными мерами навязывает эти машины зависимым государствам.
Мы же по непонятным причинам проявляем природную скромность там, где нужно действовать по-рыночному агрессивно. Но в любом случае продвигать на международные рынки можно исключительно эффективную технику. А чтобы она появилась, придется пойти на финансовые вливания в отрасль. Не суть важно, в каком виде будет оказана поддержка. Важно, чтобы предприятия авиастроения увидели ее не только на бумаге или услышали на словах, а почувствовали при реализации конкретных проектов. Тогда уж точно, “наш полет состоится в любую погоду”.