Ажиотаж как двигатель торговли

ЗАЧАСТУЮ РЕШАЮЩЕЙ ПРИЧИНОЙ РЕЗКОГО РОСТА ЦЕН 
НА ПРОДУКТЫ БЫВАЕТ СОЗДАННАЯ ЧАСТЬЮ 
НАСЕЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПАНИКА

За уходящий год, как и за несколько предыдущих лет, были отмечены ситуации с резким повышением розничных цен на отдельные виды продуктов. Крупные сетевые гипермаркеты-ритейлеры резко взвинчивали цены на некоторые виды продовольствия, что влекло за собой негативную реакцию населения. Какова же природа подобных неожиданных взлетов цен, имеют ли они объективный или спекулятивный характер? Какие факторы способствуют этому явлению?

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

information_items_10125665

Зачастую решающей причиной резкого роста цен на продукты бывает созданная частью населения потребительская паника

За уходящий год, как и за несколько предыдущих лет, были отмечены ситуации с резким повышением розничных цен на отдельные виды продуктов. Крупные сетевые гипермаркеты-ритейлеры резко взвинчивали цены на некоторые виды продовольствия, что влекло за собой негативную реакцию населения. Какова же природа подобных неожиданных взлетов цен, имеют ли они объективный или спекулятивный характер? Какие факторы способствуют этому явлению?

Немалые накрутки взлета цен не отменяют

Система ценообразования любого товара известна каждому. Предположим, производитель вырастил картофель, себестоимость которого шесть рублей за килограмм. Торговые сети выкупили продукт за десять рублей, добавили свою наценку и выложили его на прилавок за пятнадцать. Это самая примитивная, но наиболее выгодная для потребителя схема. В жизни же, как правило, получается все несколько иначе. Между производителем и конечным потребителем часто возникает посредник или даже несколько. Попасть на полки крупных гипермаркетов тоже довольно сложно – СМИ неоднократно писали, как ритейлеры самыми разными способами взимают дополнительную плату с производителя, желающего продать свой товар. Все это, безусловно, оплачивает потребитель.

Однако, как показывает практика, даже и эти конечные цены с немалыми накрутками начинают в отдельных случаях вдруг резко «улетать». Так, несколько лет назад вдруг возник ажиотаж вокруг соли. Цены на нее тогда выросли в несколько раз. Затем они упали, но к своему первоначальному уровню так и не пришли. В самые последние годы подобное происходило с гречкой и рядом других продуктов.

УФАС против ритейлеров: кто кого?

Татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) в уходящем году возбудило четыре дела по фактам повышения цен на гречневую крупу, рыбную продукцию, сахарный песок, овощи, сообщили в ведомстве. В списке нарушителей – как самые крупные и известные торговые сети, так и ритейлеры поменьше – всего пять юридических лиц.

По двум делам решения о нарушениях уже вынесены, еще два находятся на рассмотрении. В зависимости от степени вины штрафы для торговых сетей составили от чуть менее 135 тысяч рублей до без малого полутора миллионов.

 

Думается, решить проблему исключительно силами УФАС будет невозможно. Огромным, если не решающим, фактором в этом вопросе является потребительское поведение населения

В Татарстанском УФАС отметили, что цены на продукты сегодня не регулируются государством, а причины их повышения могут быть как объективными, так и связанными с недобросовестностью перекупщиков и продавцов. К объективным факторам в управлении относят рост цен на энергоносители, сырье, изменение транспортных расходов, повышение налоговой нагрузки и т.п. В случае же недобросовестности хозяйствующих субъектов ведомство применяет к ним меры антимонопольного реагирования.

Ценники переписывает потребительская лихорадка

УФАС, безусловно, борется со спекулятивными повышениями цен своими методами. Однако, думается, решить проблему исключительно силами этого ведомства будет невозможно. Огромным, если не решающим, фактором в этом вопросе является потребительское поведение населения.

Вспомним, как при повышении цен на соль этот продукт, причем уже сильно подорожавший, просто сметался с прилавков. То же самое происходило в последнее время с гречкой. Поддавшись ажиотажу, который, вполне возможно, создан умелыми маркетинговыми информационными вбросами, люди хватали ее с прилавков, делая многомесячные, а то и годовые запасы.

– Если наши конкуренты в результате ажиотажа резко подняли цену на какой-то товар, то он у нас моментально исчезает с полок, – говорит на условиях анонимности заместитель заведующего гипермаркета одной из крупных торговых сетей. – Мы вынуждены тоже поднимать стоимость, а затем при разбирательствах в арбитражных судах наказывают всех одинаково. Хотя, на мой взгляд, было бы правильно выявлять тех, кто первым начал ценовые игры.

Если товар сметают, торговля играет на повышение

Один из руководителей крупного производства круп и продукции животноводства из Алькеевского района делится своими мыслями на этот счет.

– Предположим, я отдаю гречку представителю торговли по двадцать рублей за кило. Он выставляет ее на прилавках по 40–45 рублей (все цифры условны. – Авт.). Но вдруг я узнаю, что эта крупа торгуется в городе уже по цене 70–80 рублей и уходит «на ура». Естественно, я тоже повышаю отпускные цены до 40–50 рублей, иначе прибыль ритейлера будет просто неприличной.

Думается, эти откровения представителей торговли и производителей приводят к единственному и однозначному выводу. Резкому вздутию цен способствует прежде всего ажиотажный спрос со стороны населения. Хотя панические настроения таких покупателей здравому смыслу просто не поддаются – ну разве может, например, завтра исчезнуть вся соль из карьеров ее добычи или в один момент оскудеть все бескрайние поля, на которых выращивается гречка?

Вину ритейлеров доказать довольно сложно, ведь надо расследовать, кто «первым начал». Этим, как уже отмечалось, занимается УФАС. Потребителю же, на мой взгляд, если он хочет выглядеть потребителем цивилизованным, необходимо осознать: если при резком росте цены на тот или иной продукт он по-прежнему ажиотажно сметается с прилавков, его стоимость будет расти бесконечно. Таковы непреложные законы экономики. И пока часть нашего населения, реагируя на слухи, будет поддаваться потребительской панике, резкие взлеты цен будут повторяться вновь и вновь. И что печальнее всего в этой ситуации – впоследствии стоимость товара до своей первоначальной величины практически никогда не отыгрывает.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще