Пункты временного размещения беженцев постепенно пустеют
Первые беженцы с Украины появились в Татарстане еще задолго до того, как на юго-востоке соседней страны начались активные боевые действия. Одни ехали к близким и дальним родственникам в надежде получить гражданство и обрести новую родину, другие искали временное убежище, расчитывая вскоре вернуться домой. «Вскоре» не получилось.
Массовый приток в Казань и другие города республики пострадавших от гражданской войны на Украине начался в тот период, когда лагеря беженцев в Ростове-на Дону оказались переполненными.
Еще в июле 2014 года, встречаясь с уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым, Президент Рустам Минниханов заверил детского омбудсмена, что все украинские беженцы будут трудоустроены, обеспечены жильем, социальной и гуманитарной помощью. Квота Татарстана, определенная Правительством РФ, составила 1935 человек. К приему беженцев были подготовлены места в летних лагерях, школах, студенческих и рабочих общежитиях. Потом в гостиницах, хостелах и санаториях были оборудованы пункты временного размещения (ПВР). Именно временного, поскольку предполагалось, что за год конфликт на Украине удастся урегулировать.
В августе этого года все 11 ПВР переселенцев в Татарстане посетил член Комитета Совета Федерации по международным делам и Комитета общественной поддержки жителей юго-востока Украины Александр Тотоонов. Сенатор принял участие в заседании постоянно действующей комиссии РТ по оказанию помощи вынужденным переселенцам, пообщался с беженцами и в своем отчетном докладе отметил: «Руководство Татарстана сделало все возможное, чтобы разместить их в лучших курортных зонах своей республики, предоставив самые престижные и излюбленные места досуга и отдыха».
С момента массового исхода прошло полтора года. Льготный период пребывания беженцев с Украины на территории России закончился, появилось распоряжение Правительства РФ о закрытии всех пунктов временного пребывания беженцев до 31 декабря 2015 года. Но в «бумажное» распоряжение вмешалась действительность. Как оказалось, некоторым из переселенцев – старикам, больным, инвалидам, нетрудоспособным, детям-сиротам – просто некуда и не на что ехать. Было решено продолжить им оказание помощи в социально-бытовом обустройстве на бессрочной основе. Не всем желающим остаться, а только тем, которые прописаны в постановлении Правительства РФ №1177 от 31 октября 2015 года. Остальные должны были покинуть ПВР до 5 декабря, часть – до 3 февраля 2016 года.
На дальнейшее социально-бытовое обустройство беженцев регионам России Правительство РФ выделило 888 млн рублей. Больше всего – 109 млн – получит Тульская область, на втором месте – Ростовская область, которой выделено 69 млн, на третьем – Тамбовская (65 млн), Татарстан – на четвертой позиции, ему выделено около 53 млн рублей.
В Зеленодольском районе ПВР решено было разместить в санатории «Васильевский». На сегодняшний день там остаются 38 человек, квота была 190.
– Мы предоставили беженцам лучшие номера санаторного корпуса. С первого дня работы ПВР наши сотрудники всячески старались облегчить пережитые страдания этим несчастным людям, призывали их не замыкаться на проблемах, а думать о будущем, – рассказывает заместитель главного врача санатория «Васильевский», начальник ПВР Наталья Латышева. – Многие понимали временность их пребывания у нас, связывались с родственниками, искали работу. Уехали кто на Север, кто на Урал, в Калининград,
Согласно постановлению, на бессрочной основе в ПВР в санатории после 3 февраля должны остаться только пять человек. Остальные готовятся с благодарностью за помощь покинуть ПВР. Но не все.
– Есть проблемная семья с пятью детьми, трое из которых несовершеннолетние. Они давно должны были выехать, но все время
обещали купить для них билеты на родину. Семья внезапно сообщила, что покупает дом. Потом выяснилось, что сделка сорвалась, администрация вновь занимается билетами, – продолжает начальник ПВР. – Есть и такие люди, которые не делают никаких попыток изменить свое положение. Вот здоровый мужчина 40–45 лет, найти работу даже не пытается, три раза в день регулярно приходит в ресторан, не всегда трезвый. Его все здесь устраивает – курорт! На увещевания, что наше государство не обязано на него тратить в день по 800 рублей – есть более нуждающиеся в этих деньгах, отвечает: «Давайте мне их на руки, и я отсюда съеду…»
По словам Натальи Латышевой, они постоянно созваниваются с руководителями других пунктов, обсуждают общие проблемы, делятся опытом. Она уверяет, что такие постояльцы есть во всех ПВР, но это совсем не характерное для беженцев поведение. Поведала она и том, что три семьи беженцев обзавелись в санатории детьми. На родине или не получалось, или не до того было, а здесь пришли в себя, набрались сил, надышались целебным воздухом, и вот – в семье пополнение. Кстати, пока женщины готовились к материнству, будущие отцы позаботились и о постоянном месте жительства, и о заработке.
По состоянию на середину декабря, в одиннадцати ПВР Татарстана находится 821 гражданин Украины, из них 278 детей, 19 человек проживают в пунктах за счет средств бюджета республики. Татарстанцы с пониманием и состраданием встретили всех, кто нуждался в помощи, помогли встать на ноги. Настало время подниматься на собственное окрепшее крыло. А тем, кто по здоровью и возрасту не в состоянии о себе позаботиться, Татарстан никогда не откажет в защите, крове и еде.