Быть ли муниципальной полиции?

На фоне кадровых сокращений в правоохранительных органах и снижения числа участковых встает вопрос: кто и как будет следить за порядком на местах? Все чаще из регионов звучит мнение о том, что пришла пора создавать муниципальную полицию. Насколько велика необходимость в такой структуре? Готовы ли муниципальные образования иметь «свои» правоохранительные органы?

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_10125580

На фоне кадровых сокращений в правоохранительных органах и снижения числа участковых встает вопрос: кто и как будет следить за порядком на местах? Все чаще из регионов звучит мнение о том, что пришла пора создавать муниципальную полицию. Насколько велика необходимость в такой структуре? Готовы ли муниципальные образования иметь «свои» правоохранительные органы?

Год назад в интервью с главой одного из районов республики прозвучала идея о муниципальной полиции – руководитель сетовал на то, что на его территории сотрудников дорожно-постовой службы – «полтора человека», участковых не хватает, и в такой ситуации следить за порядком становится все сложнее. «Были бы финансовые ресурсы на муниципальную полицию, можно было бы эту ситуацию исправить», – высказал он свое мнение. На тот момент эта идея казалась фантастичной: откуда у местных властей возьмутся деньги еще и на полицию? Поэтому эта часть разговора на тот момент осталась за рамками газетной статьи. Однако теперь ситуация складывается таким образом, что создание муниципальной полиции, возможно, станет следующим этапом реформирования как правоохранительной системы, так и системы местного самоуправления.

На последнем Общероссийском конгрессе муниципальных образований, который прошел в Казани, было предложено возродить муниципальную милицию, которая должна помочь в борьбе с бытовой преступностью.

«Вопрос стоит очень остро, идет серьезное сокращение в рядах МВД, продолжение этого процесса планируется и в следующем году, – говорит заместитель председателя Комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Рафил Нугуманов. – Правоохранительным органам только своими силами сложно будет навести везде порядок». Помочь полиции могут добровольные народные дружины, организации молодежного правоохранительного движения. Также, по мнению депутата, подоспело создание муниципальной полиции или милиции – в обсуждениях на разных уровнях используются оба термина.

Несмотря на сокращение, в Татарстане вопросы охраны общественного порядка успешно решаются. В частности, введено более двухсот штатных единиц в опорных пунктах полиции за счет средств республиканского бюджета. И наряду с участковыми теперь работают начальники опорных пунктов. И это оказало реальную помощь по под-
держанию общественного порядка на местах. «Федеральная полиция должна расследовать серьезные преступления, а местные вопросы пусть решает муниципальная полиция, – считает Рафил Нугуманов. – Муниципальные органы охраны порядка хотели бы создать многие регионы, но нет федерального закона, который бы регламентировал структуру местной полиции, ее соподчиненность, а также финансирование. Без этого документа что-либо    предпринимать на местах практически невозможно».

К слову, в 2014 году в Госдуму уже был внесен законопроект о создании муниципальной милиции, который предусматривал не только передачу полномочий по охране общественного порядка на местный уровень, но и на манер Запада – выборность
местным населением руководителей муниципальной милиции, в том числе и участковых. Однако инициатива «о введении института шерифов» получила отрицательный отзыв Правительства России еще на стадии внесения.

В ноябре нынешнего года Комитет гражданских инициатив – общественная организация, позиционирующая себя как внепартийное объединение профессионалов в ключевых сферах жизни экономике, науке, образовании, здравоохранении, культуре), предложил новую реформу полиции. Ее ключевым моментом является выведение из подчинения МВД служб, занимающихся охраной правопорядка, и передачу их под руководство региональных или местных властей. Однако позиция МВД России оказалась достаточно категоричной. На сайте министерства опубликован следующий отзыв: «В настоящее время отсутствует объективная необходимость такого реформирования правоохранительной системы. Во-первых, это потребует значительных финансовых средств и иных материальных ресурсов. Во-вторых, этот процесс невозможен без колоссальной работы по пересмотру основ уголовного, уголовно-процессуального, административного, бюджетного права, законодательства об оперативно-разыскной деятельности, общих принципов организации местного самоуправления в России, ведомственных нормативных актов. По оценкам экспертов МВД России, риск утери контроля над криминогенной ситуацией в стране от подобной „реформы“ значительно превышает возможный положительный эффект».

Мне по журналистским обязанностям часто приходится бывать в сельских поселениях. Знаю, что выполнение главой сельсовета каких-то функций участкового не редкость. А что делать, если у главы один участковый – на семь деревень? Ему только для того, чтобы обойти всю подведомственную территорию, весь день понадобится. Вот и перепадает часть семейных ссор и пьяных дебоширов «на долю» главы поселения. Хотя, конечно, это не его полномочия, и случись что-то    серьезное, у него нет таких возможностей и прав, как у полицейского. А ведь на некоторых возмутителей порядка действуют только люди в погонах.

«Есть такая точка зрения, что при создании муниципальной полиции произойдет расщепление функций МВД и возникнут конфликты между местной и федеральной полицией, – говорит председатель Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. – Несомненно, полиция – это тот орган, где должно быть единоначалие. Когда стартовала реформа органов местного самоуправления, предполагалось, что в каждом сельском поселении будет участковый полиции. Сегодня в Татарстане делается очень много в этом плане, в частности ведется строительство жилья для участковых, поэтому у нас ситуация в разы лучше, чем во многих других российских регионах. Без представителя закона в лице участкового решить некоторые задачи в муниципальных образованиях достаточно сложно. Поэтому если на федеральном уровне будет разрабатываться соответствующий закон, самое важное – четко прописать в нем функции муниципальной полиции. Разграничение полномочий должно быть только в случае единоначалия. Тогда это был бы эффективный тандем органов внутренних дел и местного самоуправления».

Пока же на федеральном уровне нет нацеленности на то, чтобы часть функций полиции передать на местный уровень, хотя сама идея обсуждается уже не один год. Решить же задачу можно известным способом, а именно выбрать пилотные регионы и опробовать там разные предложения в части организации муниципальной полиции. В любом случае, в сложившейся ситуации придется что-то    предпринимать. Большинство специалистов склоняется к тому, что муниципальной полиции все-таки быть. Вопрос только в том, когда это случится?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще