В редакции «РТ» состоялся «круглый стол», на котором шел разговор о проблемах и перспективах содержания в республике кладбищ
Какова сегодня у нас ситуация в сфере ритуальных услуг? Нужно ли Казани специальное мемориальное кладбище для людей, имеющих особые заслуги перед республикой? Почему в столице Татарстана до сих пор нет крематория? Это только часть вопросов, которые обсуждали на днях на «круглом столе» в редакции газеты «Республика Татарстан».
Актуальность темы очевидна – увы, все мы смертны и никто не разминется в жизни с кладбищенскими проблемами в той или иной форме. Обсудить эти вопросы в редакцию пришли председатель Комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, председатель Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин, начальник управления по организации ритуальных услуг Казани Марат Ишкин, начальник отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Рустем Богданов, член комиссии Общественной палаты РТ по вопросам развития институтов гражданского общества Евгений Кабыш.
КТО ОТВЕТИТ ЗА ПОРЯДОК?
Открывая разговор, Альберт Хабибуллин напомнил, что согласно 131-му Федеральному закону ( «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения закреплены за органами местного самоуправления. И если до недавнего времени каждый муниципалитет решал эти вопросы самостоятельно, то сейчас в Татарстане готовятся принять проект типового порядка обустройства и содержания кладбищ. Проект этот, рассказал Рустем Богданов, разработан Минстроем Татарстана с учетом того, что кладбища несут общественно значимые функции – памятную, культурно-историческую, экологическую, санитарную. В проекте будет подробно расписано все: геологические требования к земельным участкам, размер могил и расстояние между ними, принципы обустройства – подъездные дороги, водоснабжение и т.д. Документ уже прошел обсуждение в муниципалитетах и сейчас дорабатывается с учетом поступивших замечаний и предложений. После того как в проект внесут необходимые исправления и добавления, его передадут для утверждения в Правительство республики.
Значит ли это, что после утверждения нового порядка все наши кладбища станут однотипными? Безусловно, нет. Во-первых, документ будет регламентировать только обустройство новых кладбищ. Во-вторых, различные вероисповедальные традиции накладывают здесь свой отпечаток. Скажем, новое иудейское кладбище в районе автодороги М7, которое могут построить уже в будущем году, будет поделено на два обособленных участка – для евреев и неевреев по Галахе (евреев по отцу), а дата смерти на памятнике должна указываться по еврейскому календарю. Свои погребальные традиции есть и у других народов республики: если, например, людей из смешанной семьи хоронят на татарском участке, то, рассказал Марат Ишкин, убедительно просят не ставить памятников с портретами или модными нынче изображениями голубей – у мусульман это не принято. Также бывают случаи, что и татар хоронят на православных участках кладбищ, но памятник просят делать без полумесяца. Просьбы эти негласные, но, по словам Марата Ишкина, всегда выполняются.
И все же некоторые общие черты у кладбищ будут. Так, на них может не быть могильных оград, а озеленение планируется проводить исключительно по периметру зон захоронения, чтобы избежать проблемы, которая сегодня существует на Арском, Архангельском и других старых кладбищах, где «сорные» деревья растут в том числе между могил, периодически падают, ломая ограды, являются причиной замусоренности, с которой трудно справиться. А вот на относительно молодых кладбищах вблизи поселков Мирный и Киндери, где сажали по периметру благородные породы – елку и рябину, такой проблемы не существует. Правда, в Киндерях есть другая трудность – туда сложно добраться, не имея личного авто… Эту проблему, по словам Марата Ишкина, казанский исполком пытался решить (хотя территориально кладбище находится в Высокогорском районе), выделив регулярный автобус, но уж очень мало людей им пользовались в обычные дни. Так что добраться на кладбище «Киндери» на автобусе можно теперь только по памятным дням. А вот по новым кладбищам, отметил Рустем Богданов, в проекте предусмотрено, что они не должны находиться дальше 150 метров от остановки общественного транспорта.
Но, разработав правила благоустройства новых мест захоронения, отметили участники «круглого стола», нельзя забывать о порядке на старых. А ведь у нас немало и заброшенных кладбищ, особенно в районах возле вымерших деревень… Следить за их содержанием, как уже сказано, должны муниципалитеты, однако, констатировал Альберт Хабибуллин, денег в местных бюджетах, как правило, на это выделяется недостаточно. И если у православных, продолжил тему Разиль Валеев, есть традиционные дни, когда принято посещать могилы близких и наводить там порядок, то у мусульман такого нет. И тут многое зависит от районных властей.
– Я знаю, что во многих районах ежегодно весной и осенью промышленные предприятия организуют специальные субботники на кладбищах и люди к этому очень хорошо относятся, – рассказал Альберт Хабибуллин. – Или вот была деревня Ивановка в Бавлинском районе, от нее сегодня остались остов полуразрушенной церкви и заброшенное кладбище. Так выходцы из этой деревни съехались отовсюду и в канун семидесятилетия Победы между кладбищем и церковью поставили обелиск с фамилиями всех тех, кто из этой деревни ушел на фронт и не вернулся. И кладбище теперь ухожено, хотя ни одного жилого дома там нет.
Еще один похожий пример привел Разиль Валеев, вспомнив, как по инициативе генерального директора компании «Таттелеком» Лутфуллы Шафигуллина его предприятие благоустроило старинное кладбище в деревне Старый Менгер Атнинского района, где некоторые надгробные камни относят к XVI веку.
В то же время, констатировал Разиль Валеев, бесхозных кладбищ, за которыми никто не следит, в республике тоже немало. И на многих есть исторические надгробия, могилы выдающихся людей, но в плачевном состоянии. Как решить эту проблему? Возможно, предположил модератор «круглого стола», главный редактор газеты «Республика Татарстан» Александр Латышев, могилы исторического значения можно было бы закреплять за предприятиями, привлекать к обустройству погостов волонтеров, школьников да, наконец, работников сферы туризма – ведь они здесь тоже заинтересованная сторона! В конце концов, посещение могил известных деятелей культуры, выдающихся ученых, политиков во всем мире – одна из важных составляющих туристического бизнеса. И конечно, отметил Разиль Валеев, необходимо воспитывать людей, чтобы они следили за порядком на родных могилах.
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
Вообще, если вспоминать о захоронениях заслуженных людей, надо признать, отметил Разиль Валеев, многие из них сегодня не слишком удобно показывать туристам. Приезжают соплеменники из разных стран, хотят посетить могилы Тукая, Марджани, но вести иностранцев на старые кладбища, которые, как уже говорилось, не всегда выглядят ухоженными, как-то даже неловко. Другой момент – мемориальные захоронения рассеяны по разным ритуальным комплексам. И находить достойные места для похорон заслуженных людей все труднее. Есть мемориальное кладбище в районе парка Горького, но там территория очень ограничена, возможны погребения только за исключительные достижения. Когда умер выдающийся драматург Туфан Миннуллин, для него, вспомнил Марат Ишкин, нашли чуть ли не одно из последних мест на Ново-Татарском кладбище. А вот лауреата Тукаевской премии Фаниса Яруллина, напомнил Альберт Хабибуллин, пришлось хоронить на том же кладбище, но где-то на самом краю, чуть ли не в болоте.
Вот и получается, поделился наболевшим Марат Ишкин, что после кончины какого-нибудь заслуженного человека родственники обрывают телефон: помоги, мол, найди место… А где искать? Приходится применять нестандартные методы. Скажем, когда копали тоннель на мост Миллениум под улицей Ершова, Ишкин уговорил строителей землю завозить на соседнее Арское кладбище – засыпали там несколько оврагов, появилась новая площадка для могил практически в центре города, как раз для заслуженных людей. Но ведь и это временно… Так может, назрела необходимость создать в Казани мемориальное кладбище, где бы люди, много сделавшие для республики, находили достойный последний приют?
– Мое личное мнение: отдельного кладбища для великих делать не надо, – считает Марат Ишкин. – Не надо после смерти делить людей таким образом, там все равны. Но в составе нового погребального комплекса, который будет строиться в районе трассы М7, недалеко от кладбища «Самосырово», планируется сделать по центру участок для почетных захоронений, около четырех гектаров, – с хорошим благоустройством, где будем хоронить заслуженных людей.
– Я понимаю, что отдельное мемориальное кладбище у нас пока невозможно устроить, хотя во многих странах такие комплексы есть, и это настоящие музеи, – высказал свое мнение Разиль Валеев. – Да, пусть это будет отдельный участок на общественном кладбище, но отлично обустроенный. Люди, имеющие серьезные заслуги перед народом, имеют право на такое к себе отношение, пусть и после кончины. Кстати, такой пример у нас в республике уже есть – подобный участок выделен на нижнекамском кладбище.
РЕШЕНИЕ НА ВЕК
Отметим, что разговор о новом погребальном комплексе, где планируется создать и мемориальный участок, зашел не случайно.
– Еще пара лет – и в Казани людей хоронить будет просто негде, – констатировал Марат Ишкин.
Кстати, знаете ли вы, сколько всего кладбищ в столице Татарстана? Тридцать четыре! Этой цифрой начальник городского управления по организации ритуальных услуг буквально огорошил собеседников. Причем 32 из них официально считаются действующими, не хоронят только на Пороховом кладбище в Кировском районе и на древнем мусульманском кладбище по улице Брюсова в Адмиралтейской слободе. Но при этом реально новые места продолжают выделяться только в Киндерях и Юдино, на остальных хоронят только в родственных оградах. Поэтому и было решено выделить под строительство новых кладбищ – христианского и мусульманского – 86 гектаров земли в районе автодороги М7. Там, рассказал Марат Ишкин, каждый участок занесут в компьютер, и, конечно, будут учтены все новые требования, прописанные в типовом положении обустройства кладбищ. Здесь также планируется построить и церковь, и мечеть – на внебюджетные средства.
Правда, конкретных сроков строительства пока не называют, но участники «круглого стола» выразили уверенность, что в руководстве республики понимают остроту проблемы, так что задержек с возведением погребального комплекса быть не должно.
Между тем, по словам Марата Ишкина, и этот комплекс решит проблему лишь на двадцать-тридцать лет. А потом?
Уже не один раз поднимался в республике вопрос о том, что городу-миллионнику Казани нужен крематорий. Но дальше разговоров пока дело не идет. А вот в Екатеринбурге, привел пример Марат Ишкин, в городе, который не так уж намного опережает Казань по числу жителей, сегодня кремируют почти 63 процента умерших, 9 тысяч человек в год, – столько же, сколько за год хоронят в Казани (умирает в столице республики за год около 13,5 тысячи человек, но многих выходцев из районов увозят хоронить в родные места). Есть крематории не только в Москве и Питере, но и в Новосибирске, Челябинске, даже в Нижнем Тагиле, где население – меньше 400 тысяч человек.
Крематорий решил бы насущнейшую проблему нехватки земель под кладбища. Ведь Казань разрастается, и найти большие по площади участки, пригодные по всем нормам под места для захоронений, в городе и его окрестностях становится все сложнее. Между тем колумбарий с урнами занимает в разы меньше места, чем традиционные захоронения.
– Если построим крематорий, на сто лет о проблеме нехватки мест для кладбищ забудем, – констатировал Марат Ишкин.
Кроме того, колумбарий более экологичен, нежели традиционное кладбище. Еще один момент: минимум раз в неделю из Казани в разные города и страны отправляют так называемый груз 200 – когда умирают иногородние или иностранцы. Родственникам такие перевозки влетают в копеечку. Был бы крематорий – не было бы этой проблемы: урну с прахом можно просто взять в ручную кладь.
Что же мешает? Национальный менталитет татарского населения? Да, есть такой момент. По словам Рустема Богданова, изучение мировой практики показывает: мусульманство – самая стойко отрицающая кремацию религия. Но есть и другие примеры – скажем, известный татарский писатель Диас Валеев завещал после кончины развеять его прах над Казанкой. Кремировать писателя пришлось в Москве. Да и обращений в казанскую мэрию от жителей города по поводу необходимости строительства крематория каждый год приходит немало. Возможно, заметил Разиль Валеев, имеет смысл провести опрос среди казанцев, чтобы выявить, какой процент населения готов пользоваться этой услугой.
Впрочем, и без такого опроса участники «круглого стола» сошлись во мнении, что крематорий Казани, безусловно, нужен. А главная причина его отсутствия – проект уж очень дорогой. Строить нужно с двумя печами, чтобы была возможность при необходимости одну закрывать на техобслуживание, не прерывая работы. Идеальным вариантом было бы, если бы у проекта появился инвестор. Но пока, отметил Марат Ишкин, желающих нет, потому что окупится крематорий нескоро. Даже при условии, что инвестор сможет продавать места в колумбарии по коммерческой цене, как, например, это делается в Новосибирске. Там, кстати, говорят, можно заказать даже «именное» дерево – под ним хоронят прах, на дерево вешают табличку с именем усопшего, рядом ставят лавочку… Красиво, культурно, душевно. Но когда еще казанцы осознают все прелести такой «душевности», когда еще услуги крематория станут у нас массово востребованными…
Между тем, отметил Евгений Кабыш, если сидеть и ждать у моря погоды, то бишь того самого инвестора, то никогда у нас крематория не будет.
– Государству надо браться за этот проект, закладывать на него деньги в бюджет, – высказал свое мнение Евгений Кабыш. – А там, может, на какой-то стадии и инвестор появится. Возможно, депутатам Госсовета имеет смысл выйти с подобной инициативой к руководству республики.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
О важности любви к отеческим гробам писал еще Александр Пушкин. Состояние кладбищ – будь то традиционные могилы или колумбарий с урнами – это показатель нашей культуры. Во многих странах, как уже говорилось, кладбища – важные туристические объекты, при входе на которые каждому выдается карта захоронений знаменитых людей. К сожалению, у нас в обществе как-то не очень любят обсуждать невеселую «могильную» тему. А проблемы тут, как видим, есть, они острые, и их немало. Хочется надеяться, что разговор о них за «круглым столом» в нашей редакции станет отправной точкой для привлечения общественного внимания к этой теме.