Еще раз о святыне, которая всех нас оберегает
Казанская икона Божией Матери, покровительница всероссийская. Такова тема очередного выпуска постоянной рубрики «РТ». Напомним, что в ней мы рассказываем о малоизвестных фактах из прошлого родного края. Наш консультант – историк-краевед Анатолий Елдашев.
– Анатолий Михайлович, поводом для нашей беседы стал очередной крестный ход в честь чтимой иконы. Не считаете ли, что тема заезженная?
– Вовсе нет. Позволю напомнить, что церковный календарь чествует икону дважды в год: в день ее явления 21 июля (8 июля по ст. ст.) начиная с 1595 года и 4 ноября (22 октября) в знак чудесного избавления Москвы от польских интервентов (с 1613 года). Так уж повелось, что многолюдные крестные ходы в Казани устраивались в основном летом.
В последний раз в дореволюционный период крестный ход состоялся в 1903 году. Через несколько месяцев икона была похищена. Возобновление старой духовной традиции в наше время – это настоящее украшение истории родного края и, что немаловажно, существенный фактор привлечения в Казань паломников и туристов.
– Из уст священников слышал, что Казанская икона Богородицы наиболее почитаемая и воспроизводимая в мире…
– …И представляет собой самостоятельный иконографический тип богородичных икон в нашей стране. Даже специалистов она поражает своим идеальным обликом и композицией.
Икона была оформлена в греческой традиции живописи на кипарисовой доске небольшого размера. Обшита малиновым бархатом с прорезями для ликов Богоматери, младенца-Спасителя и для благословляющей руки. Имела две драгоценные ризы. Одну из червонного золота, украшенную 18 бриллиантами и 412 более мелкими драгоценными камнями. Другую – золоченую, сплошь унизанную жемчугом, с бриллиантовой короной, подаренной Екатериной II во время посещения Казани в 1767 году. Эту ризу украшали другие многочисленные драгоценные камни.
– Религиозная версия обретения иконы общеизвестна: 8 июля 1579 года в Казани десятилетней девочке Матроне, дочери простого стрельца, приснился вещий сон – с явлением Пресвятой Богородицы.
– Матроне не поверили, и сон трижды повторился. Однажды наутро в золе соседского сгоревшего дома в присутствии будущего архиепископа Ермогена (в то время – священник Гостинодворской церкви) девочка на глубине полутора метров раскопала прекрасно сохранившуюся икону.
- В Музее изобразительных искусств Татарстана ныне хранится один из первых списков утраченной чудотворной Казанской иконы Божией Матери, возраст которой был на полтора века старше «ватиканского» списка. XVI век
Сначала находка хранилась рядом – в храме Николы Тульского. Затем по повелению Ивана Грозного в честь иконы был основан Богородицкий женский монастырь. Его первой инокиней, а затем и настоятельницей стала Матрона, постригшаяся в монашество под именем Мавры.
Почитание иконы вскоре становится общегосударственным. По личному указу Федора Иоанновича в 1594 году был построен каменный храм с приделами Успения Божией Матери и Святого Александра Невского, который простоял почти 200 лет. Но летом 1774-го монастырь подвергся разрушению со стороны пугачевской армии.
На новый храм жертвовали деньги императоры Павел I (вместе со старшими детьми участвовал в закладке главного собора обители) и Александр I. В 1804 году возрожденный монастырь был освящен, а в 1932 году разрушен окончательно, правда, не полностью. В оставшихся зданиях позднее располагались табачная фабрика, филфак и одно из общежитий Казанского педагогического университета.
Основатель династии Романовых царь Михаил Федорович, уверовавший в чудодейственность иконы, установил ее список в московском Казанском соборе. В свою очередь Петр I повелел перенести этот лик в Санкт-Петербург, где он и хранился в сооруженном в его честь Казанском соборе.
– Вор по кличке Стоян, укравший в 1904 году икону, не предполагал, что его преступление будет будоражить мир вплоть до ХХI века. Сроки давности по этому делу давно вышли за юридические рамки…
– По паспорту Варфоломей Стоян звался Федором Ивановичем Чайкиным. Молодой вор (на момент кражи знаменитой иконы ему исполнилось 28 лет) только тем и жил, что обчищал православные храмы. С невероятной прытью Чайкин досаждал Туле, Костроме, Ярославлю, Рязани, не считая малых городов, а также сел. Всюду, куда его заносила воровская судьба, Стоян забирался в местную церковь и рвал с икон золотые ризы.
В ночь с 28 на 29 июня 1904 года он со своими сообщниками проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унес две иконы – Спаса Нерукотворного и Казанской Божией Матери. Сыщики сработали оперативно, задержали банду по горячим следам. На вопрос, где иконы, Стоян самодовольно ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи. Не верите – загляните в отхожее место, там и пепел от них.
- В ночь на 29 июня 1904 года в Богородицком монастыре было совершено неслыханное святотатство: чудотворная икона исчезла, пропали также образ Спасителя в не менее драгоценном окладе. Стоимость обеих риз официально оценивалась не менее чем в сто тысяч рублей, что в то время было колоссальной цифрой. Страшное злодеяние привело верующих в неописуемый ужас. Вскоре в народе пошли разговоры, что утрата святыни предвещает катастрофу…
Сыщики проверили его слова и, к своему ужасу, убедились, что не обмануты. В печи на квартире в доме купца Шевлягина, на углу улиц Муратовской и Односторонки Кирпично-Заводской, что в Академической слободе, были обнаружены остатки загрунтовки, жемчужины, а также петли и гвоздики, предназначенные для бархатной обшивки икон.
– Во время следствия Чайкин упрямо стоял на своем: оклад продан, образ сожжен. Но веры мерзавцу не было. Сыщики знали, что он не настолько глуп, чтобы уничтожить образ, который мог принести прибыль в разы большую, нежели оклад.
– После оглашения приговора, как свидетельствуют казанские газеты, «публика вышла из зала суда в подавленном состоянии». Вразумительный ответ на самый волнующий вопрос: «Где же святыня?» – так и не был найден.
И это несмотря на то, что контроль за расследованием осуществляли министр юстиции Щегловитов, министр внутренних дел Хвостов, директор департамента полиции Виссарионов и даже председатель Совета министров Столыпин. Личную заинтересованность в ходе дела проявил император Николай II. Никто не хотел верить Стояну.
Главная версия следствия заключалась в том, что Стоян мог продать икону старообрядцам, которые платили за дониконовские иконы немыслимые деньги. Мало-помалу чаяния полиции стали понятны тюремному люду, и один за другим повылезали самозванцы. Всяк из них заявлял, что знает, где икона. Так, «знающий» арестант Кораблев, выклянчивал себе послабления, чтобы в итоге просто-напросто сбежать. А каторжанин Блинов собирался всучить следствию подделку.
Сам Чайкин был осужден на 12 лет заключения и в дальнейшем окончил жизнь в Шлиссельбургской крепости.
– Прошли годы… И вдруг святыня объявилась во всей своей красе не
– Есть версия, что после Гражданской войны икону вывезли в США приближенные барона Врангеля. Каким образом она оказалась в их руках – загадка. Также имеется огромное белое пятно и в дальнейшей истории иконы, вплоть до окончания Второй мировой войны, когда была создана католическая организация «Голубая дивизия». Цель таковой заключалась в противостоянии коммунистическому режиму. А в качестве атрибута, символизирующего благие намерения, «дивизия» обзавелась Казанской иконой. Устав ее гласил, что святыня вернется в Россию только тогда, когда падет «красная империя».
Также неизвестны пути, по которым икона попала к воинствующим католикам. Зато известно, почему для ее хранения была избрана Фатима. С мая по октябрь 1917 года в этом городе происходили чудесные явления Девы Марии, во время которых Она передавала через трех детей наставления всему миру. Суть наставлений сводилась к одному – молиться за Россию.
Специальный храм был построен в непосредственной близости от места явлений. Икона находилась в нем до 1992 года, то есть до тех пор, пока не рухнул СССР. Позднее из Фатимы она переехала в Ватикан, а оттуда вернулась в Россию.
- Во многих источниках утверждается, что в 1904 году рецидивист Чайкин уничтожил «не тот образ», и подлинник был чудесно спасен. Возникло даже предание, согласно которому последняя игуменья Богородицкого монастыря имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком. И что похищенная икона была всего лишь точным списком, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.
– Получается, что в печи Чайкин сжег лишь одну из двух икон – Спаса Нерукотворного?
– Ответа нет. А главное, вся эта увлекательная версия со спасением образа рухнула после исследования специалистов. Сотрудники Музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева, в частности известный искусствовед по древнерусской живописи Наталья Чугреева, по стилистическим критериям опровергли атрибуцию этой иконы как явленной.
В своей книге, посвященной истории Казанско-Богородицкого монастыря, я попытался детально расставить все точки над «i». А суть в том, что оригинал иконы все же погиб.
– Что же тогда представляет собой список, который хранится сегодня в Крестовоздвиженском храме столицы?
– Вероятно, он тот самый, «петровский», который в 1920-е годы был изъят из Казанского собора в Ленинграде и в 1950-х продан за рубеж. Проделав длительный путь по рукам частных коллекционеров по Англии, Испании, Португалии, икона в 1993 году в качестве частного дара попала к Папе Римскому Иоанну Павлу II.
– Анатолий Михайлович, в заключение уточните, пожалуйста, современный адрес злополучного дома Шевлягина.
– Ныне это место во дворе девятиэтажки на улице Вишневского, 10, на углу с улицей Лесгафта. Десять лет назад благодаря усилиям историка-краеведа Георгия Милашевского были найдены проект и план деревянного двухэтажного дома Шевлягина с сушилами. План датируется 29 января 1901 года. Дом был снесен в конце 1970-х.