Индикатор нашей экономики

Какова ситуация с воздушными перевозками в Татарстане?
В последнее время авиационную отрасль изрядно лихорадит. На этой неделе прекратила существование вторая по величине в России (после «Аэрофлота») авиакомпания «Трансаэро». 25 октября Киев закрыл воздушное пространство над Украиной для российских перевозчиков, на что наша страна предприняла зеркальные меры. И это на фоне общекризисных явлений в экономике. Да и в нашей республике не все спокойно.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

information_items_10124631

Какова ситуация с воздушными перевозками в Татарстане?

В последнее время авиационную отрасль изрядно лихорадит. На этой неделе прекратила существование вторая по величине в России (после «Аэрофлота») авиакомпания «Трансаэро». 25 октября Киев закрыл воздушное пространство над Украиной для российских перевозчиков, на что наша страна предприняла зеркальные меры. И это на фоне общекризисных явлений в экономике.

Да и в нашей республике не все спокойно. Процедура банкротства была запущена в отношении сначала АК «Татарстан», а потом и «Ак барс аэро» (АБА). Взамен их в марте текущего года при поддержке «Татнефти» создана новая фирма «ЮВТ-Аэро» ( «Юго-восток Татарстана – Аэро»), которую возглавил бывший генеральный директор АБА Петр Трубаев. Она базируется в аэропортах Казани и Бугульмы. В июле компания получила от Росавиации сертификат эксплуатанта и начала работать. И тут же столкнулась с серьезной конкуренцией.

В ОДНОМ МЕСТЕ УБАВИЛОСЬ, В ДРУГОМ – ПРИБАВИЛОСЬ

Авиационная отрасль – как лакмусовая бумага экономики: все, что происходит в стране и мире, так или иначе касается этой сферы. Кризис не обошел стороной и татарстанскую гражданскую авиацию.

По результатам девяти месяцев нынешнего года через международный аэропорт «Казань» (МАК) прошли 1,38 млн пассажиров. За этот период общий пассажиропоток снизился на 7,9 процента. И, как признается руководство МАК, эта воздушная гавань, скорее всего, по итогам года не достигнет показателя в два миллиона человек, анонсированного министром транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленаром Сафиным на одной из коллегий его ведомства.

– К сожалению, жизнь вносит определенные коррективы. Если в 2014 году мы обслужили 1,86 млн пассажиров, то нынче, вероятно, останемся на уровне прошлого года или получим совсем незначительный рост, – говорит начальник отдела авиационного маркетинга и международного сотрудничества МАК Мяткурбан Маткаримов. – Но если брать в целом, то не все так плохо. Пассажиропоток на внутренних рейсах за девять месяцев увеличился на 8,2 процента. Это связано с тем, что сокращается доля международных перевозок – падение на 26 процентов. Россияне стали меньше отдыхать за рубежом, в связи с нынешними реалиями в мире снизилась их деловая активность. И пассажиропоток концентрируется на внутренних направлениях: на московском он увеличился на 4,9 процента, на санкт-петербургском – на 15,4 процента. Огромный рост продемонстрировал симферопольский маршрут – аж на 316 процентов (свыше 54 тысяч человек против чуть более 13 тысяч за аналогичный период прошлого года). Татарстанцы в текущем году предпочли отдыхать на курортах Краснодарского края и Крыма. По странам СНГ показатель уменьшился на 11 процентов. Это связано с оттоком иностранной рабочей силы и девальвацией рубля.

Несмотря на 26-процентное падение международных маршрутов, по словам Мяткурбана Маткаримова, сохраняется на высоком уровне популярность полетов татарстанцев в Финляндию, Египет, ОАЭ и Турцию. Вопреки кризису европейских авиаперевозок, компания Finnair имеет определенную тенденцию к росту на нашем рынке. В этом году сохранило свою рабочую программу предприятие из Объединенных Арабских Эмиратов Flydubai, хотя в некоторых других российских аэропортах оно сократило количество рейсов.

ТАТАРСТАН ИНТЕРЕСЕН РЫНКУ

При нынешнем положении дел в отечественной гражданской авиации на этом рынке, безусловно, есть и немало позитивных моментов. К примеру, в текущем году АК «Ангара» ввела новые рейсы из столицы Татарстана на Иркутск и Новосибирск. Этот маршрут ранее эксплуатировала «Ак барс аэро». АК «РусЛайн» организовала маршрут Казань – Екатеринбург. Нынче, хотя и наблюдается снижение пассажиропотока в СНГ, московская компания Red Wings Airlines открывает рейс Казань – Ереван. Свежая новость: это авиапредприятие намерено ввести направление Казань – Тель-Авив. И, дабы уменьшить риски, связанные с возможной незаполняемостью самолетов, привлекает к этой работе туроператоров, чтобы заранее заручиться их финансовой поддержкой.

В пику сложной экономической обстановке испанская авиакомпания Vueling Airlines сохранила свои бюджетные рейсы Казань – Барселона. А «Чешские авиалинии» с весны 2016 года планируют возобновить маршрут Казань – Прага, что немаловажно, поскольку у небедной части населения республики курорты Карловых Вар по-прежнему в большом тренде. Поэтому чешские авиаторы готовы взять на себя определенные риски и прорабатывать с тур­операторами план организации рейсов как минимум два раза в неделю.

Еще о позитивных моментах. В этом году национальный авиаперевозчик Казахстана Air Astana ушел из Самары в пользу Казани, тем самым не отказался от полетов в Алматы. Что подтверждает конкурентоспособность татарстанской столицы. Кроме того, в республику пришла новая казахстанская авиакомпания SCAT по направлению Казань – Астана.

– Ведутся переговоры с венгерско-польским лоукостером Wizz Air, с которым мы тесно сотрудничаем уже не один год. Поскольку в Казани открылось генеральное консульство Венгрии, мы рассчитываем на укрепление взаимосвязей уже на государственном уровне, – дополняет менеджер МАК. – Что касается китайского направления, то мы уже год ведем переговоры, рассчитаны стоимость и экономика рейсов с учетом большой ставки на туристов из КНР. Но на данный момент чем-то     конкретным обрадовать не можем. Такие проекты быстро не делаются. Иногда для того, чтобы разработать новое направление, уходит несколько лет…

КОРОЛЬ УМЕР. ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ?

Каковы перспективы новой и единственной на сегодня в республике региональной АК «ЮВТ-Аэро»?

Практически только начав работать на московском направлении, авиакомпания приостановила полеты в Первопрестольную, сосредоточившись, в частности, на Санкт-Петербурге. И, в принципе, поступила разумно. На маршруте Казань – Москва уже функционировали такие киты российской гражданской авиации, как «Аэрофлот», авиахолдинг «ЮТэйр», компания «Сибирь» (более известная под брендом S7 Airlines). С уходом «Трансаэро» с казанско-московского рынка серьезных проблем для потребителей этих рейсов не возникло – на место экс-перевозчика пришли еще два игрока: Red Wings и авиапредприятие «Таймыр» (коммерческое название NordStar), приступившее к полетам из столицы Татарстана в столицу России лишь несколько дней назад, 26 октября.

  • Наиболее острая проблема, стоящая перед всеми авиакомпаниями России, – это существующий парк, львиная доля которого – самолеты иностранного производства. Они требуют недешевого обслуживания

«Таймыр» входит в состав горно-металлургической компании «Норильский никель», подконтрольной Владимиру Потанину, Олегу Дерипаске и Алишеру Усманову. Новый игрок выставил самую низкую в республике плату за перелет из Казани в Москву, назвав это не демпингом, а промоакцией, призванной завоевать своего пассажира. Дирекция северной авиакомпании выразила намерение изучить местный рынок и заявила о готовности открыть новые воздушные направления, востребованные жителями Казани и городов-сателлитов.

– И все же «ЮВТ-Аэро» – наш стратегический партнер, – отмечает Мяткурбан Маткаримов. – На сегодня мы совместно разрабатываем стратегию развития авиаперевозок из нашего аэропорта. У нас грандиозные планы по возобновлению региональных маршрутов, по которым летала «Ак барс аэро». В дальнейшем планируем вместе развивать международные воздушные сети. Но первые два года «ЮВТ-Аэро» будет заниматься только внутренними перевозками, причем преимущественно в Приволжском федеральном округе. Таковы правила игры на авиационном рынке.

Некоторые направления, на которых работал предыдущий татарстанский авиаперевозчик, субсидируются из федерального бюджета согласно постановлению Правительства РФ №1242, принятому в декабре 2013 года и направленному на расширение региональной воздушной сети. В соответствии с этим документом «ЮВТ-Аэро», к примеру, в начале октября уже начала выполнять рейс Казань – Волгоград. В перспективе предполагается ввести в расписание полеты в Уфу, Белгород, Минеральные Воды, Челябинск и другие города России.

Руководители казанской воздушной гавани твердо настроены на увеличение пассажиропотока за счет ближайших регионов и привлечение новых перевозчиков. Но сделать это в нынешних условиях весьма непросто, поскольку даже для успешных на сегодня российских авиакомпаний наступили не лучшие времена.

СЕГОДНЯ НЕ ДО АМБИЦИЙ

По мнению генерального директора АК «Таймыр» Леонида Мохова, проработавшего в гражданской авиации более сорока лет и возглавлявшего несколько российских авиакомпаний, в настоящее время все отечественные воздушные перевозчики находятся в трудной ситуации. С наступлением кризиса, объявлением различных санкций, повышением курса валют авиаторы испытали шок.

Как считает эксперт, наиболее острая проблема, стоящая перед всеми авиакомпаниями России, – это существующий парк, львиная доля которого – самолеты иностранного производства. Они требуют недешевого обслуживания. Нужно расплачиваться за лизинг бортов, поддерживать их летную годность. А это – сильно возросшие расходы. Как удержаться на плаву в кризисный период, обойтись без длинных дорогих кредитов и овердрафтов? Конечно, государство помогло. Ввело льготные акцизы на авиационный керосин, для всех авиакомпаний снизило НДС на внутренние маршруты.

– Менеджмент авиапредприятий должен забыть о непомерных амбициях и сверхприбылях. Нужно оперировать реалиями и отрезать такой кусок пирога, какой в состоянии съесть. И ни в коем случае не подводить своих пассажиров и коллег по цеху, – считает Леонид Мохов. – К сожалению, проблемы сохранятся, по крайней мере, в ближайшие месяцы, поскольку рублево-валютные качели никуда не делись.

Что касается закрытия украинского неба для российского воздушного флота, то лишь по прошествии какого-то времени после 26 октября, когда это произошло, будет ясно, как такая санкция отразится на отечественной гражданской авиации.

– Самый короткий воздушный путь на Балканский полуостров, где частично или полностью расположены 13 стран, проходил через киевскую и одесскую зону, – комментирует эксперт. – Тем компаниям, которые регулярно летают на Балканы, придется искать обходные пути. А это существенное увеличение расходов. Разрыв отношений между двумя странами – тупиковый путь, пройденный в свое время Россией и Грузией, с которой были прекращены авиаперелеты. Никто от этого не выиграл.

По результатам девяти месяцев нынешнего года, через международный аэропорт «Казань» прошли 1,38 млн пассажиров. За этот период общий пассажиропоток снизился на 7,9 процента. И, скорее всего, по итогам года не достигнет показателя в два миллиона человек, анонсированного министром транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленаром Сафиным на одной из коллегий его ведомства.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще