Дело о жестоком убийстве рыбака в Лаишевском районе из личной трагедии отдельной семьи грозит перерасти в скандал и, по мнению общественности, ставит под сомнение компетентность республиканской службы «112».
Взгляд со стороны
История получила широкий резонанс не только из-за бесчеловечной и немотивированной жестокости, проявленной убийцами. Близкие погибшего полагают, что его можно было спасти, если бы не безответственность, проявленная диспетчером службы «112», ответившей на последний звонок мужчины. Однако МЧС Татарстана отрицает вину сотрудницы – по словам заместителя министра Олега Степущенко, девушка действовала строго по регламенту.
Непросто разобраться в ситуации, где уже замешаны и чувства скорбящих людей, и интересы службы, на которую возложены такие большие надежды.
Вот что известно на данный момент. 38-летний Сергей Елесин был объявлен безвестно пропавшим 11 октября. Активиста Республиканской федерации любительского рыболовства искали сначала своими силами, размещая объявления в социальных сетях, а потом и с привлечением правоохранительных органов. Останки погибшего были найдены три дня спустя после исчезновения в его собственном дотла сгоревшем автомобиле. Причина жестокой расправы с ним стала известна позже, в ходе оперативных мероприятий.
Рыбак, по версии следствия, «перешел дорогу» двум братьям из села Сокуры. Вернее, это они не уступили погибшему проезжую часть, вылетев на своем автомобиле ему наперерез…
Зверство в крови
Будучи в изрядном подпитии, братья возвращались с празднования Дня сельхозработника и не слишком заботились о соблюдении правил дорожного движения. Сергея Елесина возмутило подобное поведение, и между мужчинами вспыхнула перепалка, быстро переросшая в драку. Рыбак понял, что мужчины находятся в неадекватном состоянии, и попытался уехать с места происшествия. Но братья кинулись в погоню и даже попытались протаранить его машину.
Именно скрываясь от преследователей, рыбак сделал свой звонок с просьбой о помощи в службу «112». Аудиозапись звонка уже попала в Интернет…
Бурное обсуждение вызвало в первую очередь безразличное отношение сотрудницы, ответившей Сергею Елесину. Но удивляет и хладнокровие мужчины, относительно спокойно (учитывая ситуацию погони) отвечавшего на вопросы оператора. Нельзя не признать, что погибший ни разу за разговор не заявил напрямую, что его жизни угрожает опасность, в его голосе не чувствовалось страха или паники. Возможно, поэтому девушка, ответившая на вызов, не обратила особого внимания на суть обращения.
Пока нет единой точки зрения, почему установленный регламент оказался неэффективен, какой службой сделано упущение, смертельное для рыбака. Его родственники, знакомые, простые татарстанцы, узнавшие о происшествии, в неоказании помощи обвинили прежде всего диспетчера. Однако складывается впечатление, что конкретная сотрудница просто попала «под раздачу». Даже если ставить под сомнение действия службы «112» в целом, вряд ли в том вина одной телефонистки, следовавшей инструкции, оказавшейся, к сожалению, неэффективной.
Погоня закончилась трагедией. Автомобиль Сергея Елесина столкнули в кювет на глухой проселочной дороге. Мужчину избивали вдвоем, а затем младший из братьев взял штыковую лопату и нанес по голове рыбака несколько ударов, оказавшихся смертельными. Позже братья закинули тело убитого в салон автомобиля и подожгли машину.
Сейчас один из них винит в случившемся алкоголь. Уверяет, что плохо помнит произошедшее и не понимает причин собственной агрессии. Задержанные уже частично признали свою вину и даже попросили у родственников Елесина прощение.
По факту убийства возбуждено уголовное дело, братья решением суда временно арестованы до 13 декабря. Их дальнейшую судьбу определит суд.
В одном нельзя не согласиться
В отличие от задержанных братьев МЧС Татарстана свою вину в смерти Сергея Елесина полностью отвергает. На днях ведомство пригласило журналистов в call-центр службы «112», чтобы рассказать о работе системы.
– Сообщение от погибшего поступило в центр обработки вызовов Казани. Наша сотрудница его приняла и сработала четко по регламенту: передала в отдел полиции, единую дежурно-диспетчерскую службу и спасательное подразделение Лаишевского района. Данные службы это сообщение приняли, – заявил Олег Степущенко, подчеркнув, что повторных звонков от Елесина, вопреки распространившейся в социальных сетях информации, не было.
По словам заместителя министра, отстранять от работы принимавшую звонок сотрудницу никто не собирается.
Отрадно, что в сложившейся ситуации диспетчера не сделали «крайней», что было бы, согласитесь, очень удобно. Олег Степущенко даже отрицал, что по какой-то причине все вовлеченные в систему службы не смогли оказать помощь человеку, однако заверил: это первый прецедент за два года работы.
Впрочем, с тем, что
Приведенная Олегом Степущенко статистика также вызвала у журналистов множество вопросов. За девять месяцев этого года по номеру «112» позвонили более полутора миллионов человек. Всего в call-центре насчитывается 75 диспетчеров. Однако звонки принимают одновременно лишь около пятнадцати из них. Возможно ли, что данный штат действительно способен без задержки принимать такое количество обращений?
Службу «112»
– Эту систему необходимо сохранить, просто требуется усовершенствование и отработка взаимодействия различных ведомств, – уверен Олег Степущенко.
В свете произошедшего трудно с ним не согласиться в том, что усовершенствование определенно необходимо. И, судя по всему, серьезное.