По направлению к человеку

Именно так должна развиваться Казань, чтобы становиться все более комфортным мегаполисом
За последние три пятилетки Казань сделала гигантский рывок в своем развитии от провинциального города до третьей столицы России. Этому способствовали и мегасобытия – такие как 1000-летие Казани, Универсиада, чемпионат по водным видам спорта, а также ежедневная планомерная работа.

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

information_items_10124409

Именно так должна развиваться Казань, чтобы становиться все более комфортным мегаполисом

За последние три пятилетки Казань сделала гигантский рывок в своем развитии от провинциального города до третьей столицы России. Этому способствовали и мегасобытия – такие как 1000-летие Казани, Универсиада, чемпионат по водным видам спорта, а также ежедневная планомерная работа. Ежегодно поток туристов увеличивался на 15 и более процентов, в прошлом году он превысил 2,5 млн человек. После безусловных лидеров – Москвы и Питера – столица Татарстана во многих туристических рейтингах стала занимать третье место. Но за блеском успехов остались нерешенными многие системные проблемы.

ОШИБКИ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Большинство людей по-прежнему живут в одном месте, а работают в другом. При этом реформа транспорта не заставила автомобилистов отказаться от руля. Отсюда пробки в часы пик. Город не стал комфортным и на бытовом уровне. В выходные всей семьей, по сути, некуда пойти погулять, кроме ближайшего мегамагазина, – это ненормальная ситуация. В чем же корень проблем?

«Архитектор должен заниматься архитектурой, а урбанисты – планировкой городов. У нас, к сожалению, остался еще советский менталитет: архитектор получил диплом, а с ним и право проектировать город. Причем проектирует, глядя на город как бы с высоты пролетающего самолета, а это в корне порочная практика», – такое мнение высказал на Казанском экономическом форуме глава «АС-Ком» компании Виктор Токарев.

По его словам, при проектировании городов совершаются ошибки, и жители вынуждены жить с этими ошибками десятилетия. В Казани многое делается неправильно, и инвестиции не работают на город, не улучшают качество жизни. Улицы и тротуары совершенно не обустроены скамейками и малой мебелью в целом. Можно пройти несколько километров, и негде присесть отдохнуть. Около многих красивых объектов Универсиады территория пустая, не обустроенная. Казань повторяет ошибку Набережных Челнов, где на больших транспортных перегонах и бездушных улицах человек чувствует себя неуютно.

Виктор Токарев подчеркнул, что нужно консолидировать профессионалов в вопросах градостроительства, чтобы это был не только удел архитекторов, а к процессу подключались экологи, экономисты, социологи, географы, с которыми сейчас не советуются. «Чтобы преодолеть консерватизм нашего муниципального градостроения, мы решили создать общественный фонд с электронной площадкой для обсуждений, где эксперты могли бы оставлять свое мнение по тому или иному вопросу», – рассказал он.

Заслуженный архитектор Татарстана отметил, что в столице республики нужны семь мостов через Казанку, пока же ее два берега сильно изолированы. Если ширину этой реки в черте города разделить на расстояние между мостами, получается коэффициент в 6–7 единиц, а, например, в Париже и Лондоне – около двух. В частности, перспективными видятся дорога и мост, которые соединили бы речной порт и Адмиралтейскую слободу. За большими проектами нельзя забывать и о развитии в малом, ведь квартира не заканчивается входной дверью. Окружающая человека среда – это лестничная клетка, двор, тротуар, и все это должно быть комфортным.

МАГНИТЫ ПРИТЯЖЕНИЯ

«Мы, архитекторы и градостроители, формируем жизненное пространство, а не строим квадратные метры жилья. Строительная отрасль – это локомотив, который помог многим странам выйти из кризиса», – заявил проректор по научно-исследовательской работе Казанского государственного архитектурно-строительного университета Альфред Сулейманов на «круглом столе» «Градостроительная политика в условиях кризиса», который прошел в рамках форума. В качестве примера удачного импортозамещения в кризис он привел разработанное специалистами КГАСУ перекрытие для стадиона «Казань-арена». Оно было необходимо для проведения чемпионата мира по водным видам спорта. Стоимость конструкции оказалась в два раза ниже, чем у зарубежных конкурентов. В будущем из этого перекрытия в Богатых Сабах будет собрана спортивная арена.

Одна из главных задач для Казани – построить привлекательные места отдыха для горожан и туристов. Такое мнение высказал заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест
КГАСУ Александр Дембич.

Тут уместно отметить, что в этом году по инициативе Президента Рустама Минниханова в республике реализуется масштабная программа обустройства парков и скверов. В ее рамках за этот год будут благоустроены 140 зеленых зон (31 из них – в столице), и эта работа продолжится в будущем. Уже сейчас большие и малые парки Казани заиграли новыми красками и как магнит притягивают к себе жителей и гостей города. Постепенно в Казани возводится достойная столицы Татарстана набережная реки Казанка. В перспективе она соединится с одним из самых популярных мест семейного отдыха – парком Горького, а это придаст новое качество всей территории. Недавно была объявлена команда-победитель конкурса на разработку концепции развития системы набережных озер Кабан. Победу присудили российско-китайскому консорциуму. Президент Рустам Минниханов одобрил проект, реализация которого начнется уже весной следующего года.

О том, что развитие Казани идет не по принимаемым генеральным планам, на «круглом столе» заявил советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ Николай Васильев. По его словам, большие различия можно увидеть, если сравнить генпланы Казани с тем, каким город стал на самом деле. Город – это организм, который развивается десятилетиями. Если градостроение сравнить с автомобильным движением, то при езде нужно смотреть даже не на ближайший светофор, а уже на следующий.

ДРУЖЕЛЮБНАЯ УРБАНИСТИКА

Так какой же должна быть урбанистика Казани? В первую очередь дружелюбной к жителям и гостям города. Как бы парадоксально ни звучало, но транспортные магистрали не связывают город, а разъединяют его. Улицы из мест встречи и коммуникации людей превращаются в места парковки и трафика автомобилей. Подземные и надземные пешеходные переходы не становятся связующими звеньями – лифты для инвалидов не работают. В результате простой переход улицы становится почти невыполнимой задачей для людей с ограниченными возможностями и мам с колясками.

Построенные к Универсиаде развязки только временно улучшили ситуацию с пробками. Бурная автомобилизация быстро нивелирует это улучшение, и город снова встанет в заторах. И расширение магистралей – это путь в никуда. Общественный транспорт должен иметь приоритет над частным, но еще более приоритетными должны стать пешеходная и велосипедная инфраструктура. Тротуары и велодорожки занимают меньше всего места и пропускают больше всего людей. К слову, в городе появились первые велодорожки, о необходимости которых в Казани говорили последние лет десять. Но пока они не соединят спальные районы с центром, велосипед так и останется уделом энтузиастов.

Кроме работы и дома у человека должно быть «третье место», куда бы он хотел пойти отдохнуть от забот, – кафе, парк, креативное пространство. Вся городская среда должна направлять людей к коммуникации друг с другом, а для этого нужны комфортные общественные территории. Причем различной формы: тихие места для уединения, места для семейного отдыха, территории, где могли бы собираться городские сообщества. Площади не должны быть пустыми, их необходимо насыщать инфраструктурой для людей. Кроме этого, можно устраивать дни без автомобилей, перекрывая для автомобильного движения целые улицы и организуя на них различные мероприятия. А в перспективе еще несколько улиц в городе должны стать пешеходными.

Сейчас карты Google позволяют увидеть, как меняются панорамы городов в различных уголках мира. Общая тенденция такова, что происходит сужение магистралей в пользу пешеходов и велосипедистов. В комфортные общественные пространства превращаются дороги и путепроводы, парковки и пустыри. Казани нельзя «почивать на лаврах», а нужно активнее развиваться по направлению к человеку. Чтобы все больше людей выбирали столицу республики в качестве места жительства или цели для турпоездки.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще