Депутаты Госдумы хотят отстранить жилищные организации от сбора платежей за тепло
В нынешнем году впервые в России долги населения за жилищно-коммунальные услуги достигли рекордного уровня – превысили один триллион рублей. Из них 400 млрд – неплатежи за тепло и горячую воду, по сравнению с прошлым годом они увеличились в среднем на 15 процентов. И в этой теплоэнергетической сфере складывается весьма напряженная ситуация.
Вместе с тем для генерирующих компаний услуга центрального теплоснабжения жильцов многоквартирных домов – социальная миссия, которая практически не приносит прибыли и финансово покрывается за счет рентабельной выработки электроэнергии. При этом, по статистике, около 96 процентов россиян исправно оплачивают коммуналку. Основной источник долговой проблемы – посредники между поставщиками и потребителями ресурсов, то есть управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, многие из которых собранные с жильцов деньги не торопятся возвращать ресурсоснабжающим организациям, месяцами «прокручивая» эти средства в свою пользу. Между прочим, в ущерб надежному содержанию тепловых сетей. Вот кто главный неплательщик!
ТЕРПЕНИЕ ЛОПНУЛО
По мнению многих экспертов, государство слишком рано отпустило жилищный рынок в свободное плавание, упразднив муниципальные ЖКУ и отдав многоквартирные дома на откуп их жильцов и новоявленных предпринимателей – и те, и другие оказались не готовы к управлению столь животрепещущим механизмом, коим является жилой фонд. В итоге руководителями жилищных организаций становятся порой некомпетентные, пусть даже порядочные граждане. Находить взаимопонимание с сотнями семей, обеспечивать их всеми необходимыми услугами, разбираться в системах пожаротушения, тепловых, элеваторных и прочих узлов – способен далеко не каждый.
А нередко у руля управляющих компаний (УК) становятся индивиды, попросту ведомые жаждой наживы, или даже полукриминальные элементы, ведь на кону – «живые» деньги, ежемесячно вносимые на счета УК. В Казани был случай, когда председателем ТСЖ стал четырежды судимый рецидивист, о чем жильцы и не знали, когда голосовали за него на общем собрании. Только потом у домохозяйства начались проблемы с отключением энергоресурсов – само собой, за неуплату…
Похоже, у федерального Правительства лопнуло терпение, и оно предложило депутатам Госдумы уже на осенней сессии (то есть до Нового года) рассмотреть поправки в Жилищный кодекс РФ, предусматривающие в большинстве случаев сделать обязательным заключение прямых договоров между конечными потребителями тепла (собственниками жилья) и его поставщиками. Читай: предполагается отстранить управляющие организации от посредничества в расчетах за услугу теплоснабжения. Глядишь, добросовестный плательщик перестанет «кредитовать» и соседей-должников, и управленцев от ЖКХ. Да и отрасль станет более прозрачной и привлекательной для инвесторов.
Но не все так просто…
ЛЕГКО НА БУМАГЕ, СЛОЖНО НА ДЕЛЕ
Раузил Хазиев, генеральный директор ОАО «Генерирующая компания», стопроцентно государственной организации, поставляющей тепло и горячую воду львиной доле многоквартирного жилищного фонда Татарстана, не верит, что новый поправочный закон решит «тепловую» проблему. (Кстати, если объем теплоэнергии, полученный всем населением республики за прошлый отопительный период, оценивается в 16 млрд рублей, то из них 14 млрд – относится к Генкомпании.)
По его словам, вести поквартирный учет потребления тепла в большинстве наших домов невозможно, потому что это не позволяет сделать устаревшая общедомовая система теплового хозяйства, из-за которой (не будем вдаваться в технические тонкости) нельзя установить индивидуальные счетчики теплоэнергии. Конечно, есть новые проекты оборудования таких сетей, дающие возможность учитывать индивидуальное теплопотребление. Но они используются в современных зданиях. А на сегодня нереально добиться точности распределения тепла в отдельные помещения давно существующего многоквартирного жилфонда. Поэтому расчет ведется от показателя общедомового прибора учета теплоэнергии, и это значение делится на площадь квартир.
- Нередко у руля управляющих компаний становятся индивиды, попросту ведомые жаждой наживы, или даже полукриминальные элементы, ведь на кону – «живые» деньги, ежемесячно вносимые на счета УК. В Казани был случай, когда председателем ТСЖ стал четырежды судимый рецидивист, о чем жильцы и не знали, когда голосовали за него на общем собрании
– В части использования воды, электроэнергии, газа вести поквартирный учет можно и даже нужно, – говорит Раузил Хазиев, который, к слову, в свое время работал и в системе ЖКУ, и в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ. – В сфере централизованного теплоснабжения, где при начислении платежей применяются нормативы и расчетные формулы, которые никак не заменят прямой учет, я не вижу, каким образом при переходе на прямые договоры как технически, так и финансово выстроить объективную систему начислений. Те объемы теплоэнергии, которые поставлялись, так и будут поставляться. И методика расчета поквартирного потребления ресурса останется той же. Просто нужно решать проблему конкретно там, где она образуется, а не путем ее перекидывания с одного места на другое.
К тому же, как считает главный теплоэнергетик Татарстана, в нашей республике на сегодня ситуация с благонадежностью жилищных организаций весьма неплохая – 80–85 процентов УК справляются со своими задачами. К остальным, которые портят показатели, нужно применять индивидуальные решения. А повсеместно прибегать к кардинальным мерам – это деструктивный подход.
КНУТОМ И ПРЯНИКОМ
Надо признаться, что и в Татарстане долги населения (а по сути – УК, поскольку собираемость платежей с граждан в республике достигает 98 процентов) за теплоэнергию в этом году возросли: у Генерирующей компании, глобального в масштабах республики теплоисточника, – на 11 процентов, почти до 1,2 млрд рублей. При этом средний рост соответствующего тарифа нынче составил шесть процентов. Наши энергетики больше не пожелали мириться с таким положением дел и стали инициаторами довольно громких судебных процессов, справедливо посчитав, что УК, которые собранные с населения деньги не передают поставщикам ресурсов, а выводят куда-то на сторону, – однозначно совершают преступления и должны быть наказаны. Уже есть случаи, когда жилищные управленцы получили реальные сроки за такие деяния.
К примеру, якобы жители Набережных Челнов в настоящее время задолжали Генкомпании свыше 250 млн рублей, из них десятки миллионов использовали в своих целях лишь двое фигурантов – директор УК «Ключевое» Анна Сацук и председатель ТСЖ «Монолит» Николай Сорокин. Набережночелнинский городской суд в конце августа этого года уже определил им реальные сроки наказания в виде лишения свободы, соответственно, на три и 3,6 года.
– Сорокин признал свою вину, и мы вернули присвоенные им деньги. А вот по «Ключевому» – отдельная история, – рассказывает заместитель генерального директора – директор по реализации тепловой и электрической энергии Генерирующей компании Олег Зверев. – Эта УК обслуживала 12 домов, при этом не рассчитывалась с нами. Когда мы затеяли с «Ключевым» судебную тяжбу, оно вдруг обанкротилось. И на тех же 12 домах Сергей Чванов, некогда заместитель Анны Сацук, создал УК «Авангард» и стал генеральным директором этой организации (тактика в этой среде весьма популярная, как раз заслуживающая внимания законодателей. – Прим. авт.). С тем же персоналом, кроме, конечно, Сацук, которая ударилась в бега, и сейчас правоохранители ее ищут. Чванов заявил: мол, я не знаю, чем занималось «Ключевое», сколько разворовало, а я начинаю с «чистого листа». Однако мы имеем твердое намерение – через суд вернуть с «Авангарда» оставшийся многомиллионный долг.
Помимо этого, в Казани (на которой висит около 700 млн рублей неплатежей за тепло) расследуется два уголовных дела в отношении двух жилищных организаций по аналогичным обвинениям. И еще по четырем УК – проводятся проверочные мероприятия, связанные с фактами присвоения «тепловых» денежных средств.
Но, кроме «кнута», энергетики используют и «пряник» в отношениях с партнерами-посредниками – материально стимулируют тех из них, кто добросовестно выполняет свои обязанности и обеспечивает полноту платежей. А почему бы и нет? По крайней мере, такая мотивация оправдывает себя – напомним о том же показателе «благонадежности» в 80–85 процентов.
Понятно, что тотальный переход на прямые договоры между собственниками жилья в многоквартирных домах и теплоснабжающими организациями – это огромная дополнительная нагрузка на энергетиков. Так, быть может, действительно проблему следует решать точечно – там, где она возникает? А не проецировать ее сразу на всю страну.