Тема жилищно-коммунального хозяйства неисчерпаема в своих вопросах и проблемах. Писать о ней можно бесконечно, и каждый раз она преподносит такие сюрпризы, что неудивительно, почему население настроено так негативно к отрасли, сокращенно именуемой ЖКХ.
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРОТОКОЛА
В редакцию обратился пенсионер Александр Федотов. Он полковник запаса, как бывший военный неравнодушен к беспорядку. К нему недавно попал протокол общего собрания жильцов многоквартирного дома №13 по ул.Фрунзе г.Казани, датированный 1 сентября 2006 года, на котором жильцы большинством голосов выбрали обслуживающую организацию для своего дома – ООО «УК „Заречье“. Пытливый взгляд военного сразу заметил в нем странности и нестыковки. В частности, председателем общего собрания значилась некая «гражданка Чичнева Г. П.». А такая в доме не проживает, есть Чечнева Галина Петровна, которая на тот момент являлась старшей по дому. Она очень удивилась, когда увидела этот документ, – подпись была явно не ее, в этом голосовании она точно не участвовала.
Другой момент, который насторожил пенсионера, – в протоколе значилось, что в «проведении общего собрания участвовали 25 собственников жилых помещений, общая площадь которых составляет
Александр Федотов направил этот документ в Государственную жилищную инспекцию РТ, где юристы в протоколе выявили дополнительные нарушения, которые несведущий гражданин просто и не заметит. В частности, «не указаны: дата, до которой принимались документы; сведения о лицах, принявших участие в голосовании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Более того, ввиду отсутствия бюллетеней голосования невозможно установить соблюдение необходимого кворума, а также соблюдение процедуры предварительного очного голосования». Вот такой интересный документ, на основании которого, между прочим, управляющая компания обслуживает этот дом уже девять лет.
ПЯТЬДЕСЯТ ПЛЮС ОДИН РАВНО ФАНТАСТИКА?
Чтобы собрать комментарии и мнения по данной ситуации, пришлось пообщаться со специалистами. Как выяснилось, подобные протоколы, мягко говоря, с огрехами, это не единичный случай, а массовое явление! Причем характерное не только для Татарстана, но и для России в целом. И мотивация у жилищников одна: дома не должны остаться без управления, а соблюсти всю процедуру по проведению собраний, описанную в Жилищном кодексе РФ, не представляется возможным.
Действительно, федеральный законодатель в свое время закрепил право инициировать общие собрания только собственникам жилья. А много ли у нас активных жильцов? Может, и много, но у всех есть работа, семья, дети. Поэтому вопросы законности проведения собраний, оформления протоколов в большинстве своем мало кого волнуют – было бы во дворе и подъезде чисто, а в квартирах – свет, тепло, вода и газ. Инициативу по проведению собраний в итоге взяли на себя управляющие организации. Не везде, конечно, но по большей части.
Между тем собрание считается легитимным, если на нем присутствуют собственники, владеющие более чем пятьюдесятью процентами площади многоквартирного жилого дома, то есть пятьдесят плюс один. К примеру, в девятиэтажном шестиподъездном жилом доме 216 квартир, это значит, на собрании должны присутствовать минимум человек сто. Реально ли собрать такой состав? Если летом массовое обсуждение каких-то вопросов можно устроить во дворе, то где собираться зимой?
«Кворум бывает не всегда, кроме того, собрание – дорогостоящее удовольствие. Если заглянуть в жилищное законодательство, то самое первое собрание созывается заказными письмами, – рассказал начальник организационно-правового отдела Содружества организаций управляющих многоквартирными домами РТ Алмаз Арсланов. – А затем уже принимается решение публиковать, к примеру, в подъезде, где есть информационный уголок, объявление о следующих собраниях, которые планируется провести, или ходить и раздавать под роспись каждому собственнику. Сам неоднократно был на общих собраниях. Судя по моей практике, людей на них набирается максимум десять процентов от числа, необходимого по закону.
Собрание считается легитимным, если на нем присутствуют собственники, владеющие более чем пятьюдесятью процентами площади многоквартирного жилого дома, то есть пятьдесят плюс один. Реально ли собрать столько жильцов?
Если кворума не было, то можно перейти к заочной форме голосования, но и здесь не все так просто. Важно, чтобы бюллетень попадал именно к собственнику квартиры, а значит, он должен предъявить свидетельство о собственности. Реально этого никто не делает, поэтому здесь тоже есть вопросы».
Помню, в нашем доме проводилось заочное голосование по выбору счета на капитальный ремонт – милые дамы из УК объясняли, насколько это важно, и просили после голосования бросить документы в специальный ящик в подъезде. В большинстве своем эти бумаги и оказывались в ящике – только в другом, который служит урной для бесплатных газет. До сих пор помню слова соседки: «Я как увидела, что это от управляющей компании, даже читать не стала, сразу в мусор выкинула – от нашей компании ничего хорошего не дождешься». Так что сложившуюся ситуацию с липовыми протоколами понять можно. Но должно ли так продолжаться дальше?
ВРЕМЯ НАВОДИТЬ ПОРЯДОК
В июне нынешнего года приняты очередные поправки в Жилищный кодекс РФ. Теперь совершенно официально инициаторами собраний могут быть в том числе управляющие организации, а не только собственники многоквартирных домов. Кроме того, все протоколы общих собраний должны передаваться на хранение в Госжилинспекцию. Хотя проверять законность каждого протокола никто не будет. Данная процедура инициируется лишь в том случае, если в течение трех месяцев по одному и тому же вопросу возникает еще одно собрание. Кроме того, вводится еще одна форма проведения голосования – очно-заочная, которая призвана облегчить процедуру принятия решений в многоквартирном доме. «Это новая форма проведения собраний, еще не обкатанная, и сказать, что она решит все проблемы, нельзя, ее эффективность можно будет понять только со временем, когда появятся реальные решения на основе этой процедуры», – считает Алмаз Арсланов.
Хочется сказать еще об одной форме заочного голосования, которая была введена федеральным законодателем в минувшем году, – с помощью электронной системы. Это значительно бы облегчило, удешевило и узаконило данную процедуру. Однако пока желающих воспользоваться преимуществами Интернета практически нет – быть первооткрывателями никто не торопится. Тем не менее если двигаться в этом направлении, то голосование, особенно в крупных городах, стало бы достаточно простой процедурой, доступной большинству горожан без особых временных затрат.
В последних нововведениях в Жилищный кодекс РФ есть положение, которое реально может повлиять на сложившуюся ситуацию, – протоколы общего собрания жителей приравнены к официальным документам. Это значит, что теперь за их фальсификацию могут призвать к ответственности вплоть до уголовной. И это может стать действенным рычагом изменения ситуации. Согласитесь, когда такое сложное хозяйство, как многоквартирный дом, управляется организацией по документам с огрехами, это может иметь серьезные последствия как для жильцов, так и для УК. С одной стороны, если компания не выполнит свои обязательства, то есть законодательная лазейка, по которой ее не призовешь к ответственности. А с другой, если жители не платят по счетам за жилищно-коммунальные услуги, то липовым протоколом вполне можно прикрыться и не платить дальше. И логика тут простая: зачем отдавать свои кровные, если мы эту компанию не выбирали? Так что навести порядок в данной сфере – это прямая заинтересованность как самих жильцов, так и управляющих организаций. При существующем положении проигрывают обе стороны. Пора входить в законодательное русло, каким бы сложным оно ни было, ведь последствия могут аукнуться через много лет.
ПОСТСКРИПТУМ
Ну а что же наш читатель Александр Федотов? Удалось ли ему добиться правды? Увы, если бы это было так, возможно, он и не пришел бы в редакцию. В Госжилинспекции РТ ему посоветовали обратиться в суд. В опорном пункте №3 «Зареченский» Управления МВД России г.Казани в возбуждении уголовного дела отказали, сославшись на «отсутствие состава преступления», на то, что «данное преступление относится к категории небольшой тяжести», плюс на «истечение сроков давности уголовного преследования», и тоже рекомендовали обратиться в суд в частном порядке.
Остается только удивляться, что при наличии такого количества надзорных органов и явных нарушений доказывать свою правоту приходится жителю, тратя при этом свое время и деньги…