Как найти своих детей

В последнее десятилетие отношение общества к приемным семьям существенно меняется к лучшему. Желающих взять на воспитание ребятишек, оставшихся без родительской ласки, стало значительно больше. Параллельно обострилась проблема психологической поддержки и сопровождения института приемной семьи. Потому что не всегда у таких родителей хватает знаний и навыков преодолевать конфликтные ситуации с приемным ребенком. А они неизбежно возникают, особенно в подростковом возрасте.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_10123874

В последнее десятилетие отношение общества к приемным семьям существенно меняется к лучшему. Желающих взять на воспитание ребятишек, оставшихся без родительской ласки, стало значительно больше. Параллельно обострилась проблема психологической поддержки и сопровождения института приемной семьи. Потому что не всегда у таких родителей хватает знаний и навыков преодолевать конфликтные ситуации с приемным ребенком. А они неизбежно возникают, особенно в подростковом возрасте.

С августа прошлого года по май нынешнего на базе Чистопольского детского дома реализовывался проект «Плечом к плечу», направленный на работу с приемными семьями Закамской зоны республики. Он позволил повысить психологическую компетенцию таких родителей из восьми районов Татарстана, а также сформировать сообщество приемных семей.
 

ЧТОБЫ ПРОБЛЕМЫ НЕ СТАЛИ ХРОНИЧЕСКИМИ

В Чистопольском детдоме на сопровождении находится более 350 приемных семей, и многие из них убедились, как важно своевременное психологическое консультирование родителей. Порой и с родным ребенком непросто найти общий язык, а в приемные семьи попадают дети со сложным прошлым, которое уже не изменить и не забыть. Поэтому чем доступнее психологическая помощь, тем больше шансов достойно выйти из непростой ситуации. Повышение психологической компетентности приемных родителей – одна из главных целей проекта «Плечом к плечу».

В ходе его реализации проведено много мероприятий. Свою роль сыграли слет приемных родителей, различные семинары, групповые и индивидуальные консультации, выездные занятия в районах. К приемным родителям присоединились и те, кто только планирует взять детей на воспитание. В итоге укрепилось сотрудничество опытных родителей, новичков, а также специалистов, работающих в этой сфере.

«Вся психолого-просветительская работа проводилась по специальной программе, которая признана одной из лучших на уровне России, – рассказывает психолог проекта Светлана Желтухина. – Часто приемные родители желают «переделать» ребенка под свою семью, но здесь необходим баланс. Кроме того, важно нарабатывать навык открытого обсуждения того, что происходит в семье. Замалчивание проблем делает их хроническими, поэтому важно их проговаривать. Все наши занятия строились на том, чтобы приемные родители с большим пониманием относились и к себе, и к ситуации в целом. В процессе реализации проекта мы заметили положительную динамику в семьях. В будущем планируем продолжить групповые занятия».
 

НАЧАЛО «ХОРОШЕЙ ИСТОРИИ»

Уникальность Чистопольского детского дома в том, что обстановка здесь максимально приближена к домашней: дети проживают в группах квартирного типа. В каждой квартире имеются спальные комнаты, просторный зал отдыха, где есть телевизор, удобный диван, кресла. В общем, все как в обычной квартире. Но тут же есть и учебный класс, библиотека, тренажерный зал, центр дополнительного образования, где можно научиться шить на машинке, заняться рисованием, домоводством…

В общем, созданы все условия для комфортного проживания и воспитания детей. Тем не менее каждый ребенок мечтает о семье, любящих и заботливых родителях.

«Прежде чем забрать ребенка в семью, с ним нужно подружиться, – говорит руководитель детского дома Елена Валиева. – К нам часто заходят гости, им навстречу бегут маленькие детки, и у кого-то из посетителей сердце екает.

Вот конкретный случай. Семья получила направление из республиканского центра усыновления и попечительства к нам на конкретного ребенка, фото которого они увидели на сайте Министерства образования республики. Так вот мамочка и ребенок оказались на одно лицо, тут даже никаких сомнений нет – нашли своего! Важно, чтобы и ребенок захотел пойти к новым родителям. Если малыш говорит: «Я не пойду к этой тете», то я не могу отдать ребенка. В этом случае мы предлагаем прийти еще раз, пообщаться, наладить с ним контакт».

Несмотря на то что проект «Плечом к плечу» завершился, осталось еще много вопросов, которые необходимо решить. Работа в этом направлении продолжится в рамках следующего проекта, который называется «Хорошая история». Консультируя приемные семьи, специалисты пришли к выводу, что необходим «телефон доверия» для приемных детей. Именно это начинание планируется реализовать в рамках нового проекта. У каждого ребенка должна быть возможность в любой момент позвонить специалисту, поделиться тем, что его беспокоит, получить совет и поддержку. В «Хорошей истории» больший акцент будет сделан на работу с приемными детьми и кровными семьями.
 

ТЫ БУДЕШЬ МОЕЙ МАМОЙ?

«Одиннадцать лет назад я взяла на воспитание девочку из детского дома, – рассказала Рушанья Ибрагимова из Чистопольского района. – Тогда ей было три с половиной года. Хорошо помню, как она подошла ко мне и спросила: «Ты будешь моей мамой?» Как тут устоишь? С первых дней она звала меня только «мамой», ребенок был из коррекционной группы, сейчас об этом и не скажешь – прекрасно учится в обычной школе. Недавно заняла первое место на республиканском конкурсе сочинений «Моя семья». Несмотря на то что стаж приемной семьи большой, узнала много нового и полезного благодаря проекту «Плечом к плечу», хочется, чтобы он продолжил развиваться».

«Я стала приемной мамой девять лет назад, – говорит Маргарита Темникова из Новошешминского района. – Была первой в деревне, кто решился на такой шаг, на тот момент большинству людей у нас это казалось чем-то исключительным. Мы прошли через непонимание и осуждение. Полуторагодовалую девочку взяли из казанского Дома малютки с диагнозом ДЦП. Когда мы поехали за ней, было такое чувство, что едем в роддом за своим ребенком.

Мы учили ее всему – и ходить, и говорить, прошли с ней все и, что называется, поставили на ноги. У меня такое чувство, что мы не взяли приемного малыша, а нашли своего. После меня взяла на воспитание ребенка моя сестра, а потом коллега – двух девочек. Сейчас в нашем населенном пункте шесть таких семей, а в районе – двадцать. Собирались вместе мы очень редко, а хотелось больше контактировать с приемными семьями, так что этот проект нам помог организовать такой круг общения, и действительно чувствуешь, что проблемы легче и проще решаются, когда все мы плечом к плечу. Мы готовы помочь тем родителям, которые хотят найти своих детей».

«Важно, чтобы и ребенок захотел пойти к новым родителям. Если малыш говорит: „Я не пойду к этой тете“, то я не могу отдать ребенка. В этом случае мы предлагаем прийти еще раз, пообщаться, наладить с ним контакт»

«Шесть лет назад мы взяли на воспитание двух сестренок. На тот момент одной было три годика, другой – пять лет, – рассказала Галина Сергеева из Новошешминского района. – Хоть они и сестры, но совершенно не похожи. Когда я увидела их фотографии в отделении опеки и попечительства, девочки мне очень понравились, но, как выяснилось, их уже взяла другая семья. Помню, я очень расстроилась.

Но там сестры пожили всего лишь три дня, после чего «родители» вернули их обратно. В первый же день, когда они у нас появились, я поняла почему. Девочки тут же исписали фломастером дверь в комнате, которую мы перед их приездом покрасили, а цветы герани оказались сорванными и размазанными по обоям. В общем, сразу показали свой непоседливый характер. Не каждый взрослый готов принять такое поведение с любовью и пониманием. Так что психологическая готовность и большое желание очень нужны тем, кто решил стать приемным родителем. Дети – это дети»…

* * *

На подведении итогов проекта я обратила внимание, что среди участников мероприятия были не только представители приемных семей, но и обычных. Один из мужчин, отец многодетного семейства, совершенно искренне сказал: «Мне тоже не хватает знаний в воспитании, и я порой не знаю, как лучше поступить в той или иной ситуации».

Да, меняется время, меняются и подходы к воспитанию. Насколько мы, родители, готовы к этому, насколько компетентны?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще