В Бугульме наметили новые ориентиры развития республиканского образования
Человеческий капитал – главная ценность республики, а формируется он в системе образования. Об этом в последнее время много говорят в Татарстане. Вот и на традиционном августовском педсовете, который, как мы уже сообщали, прошел в минувшую пятницу в Бугульме, в очередной раз размышляли над тем, как формировать этот капитал наиболее эффективно.
Хороши методики, да кадры недотягивают
Открывая пленарную часть совещаний, врио Президента Татарстана Рустам Минниханов напомнил, что в последние годы в республиканское образование было вложено немало средств, и это позволило серьезно улучшить материально-техническое оснащение образовательных учреждений. Продолжается программа капитального ремонта школ, на будущий год она должна завершиться, и ремонтировать начнут детские сады. Появляются новые инновационные элементы образовательной инфраструктуры – открываются лицеи при вузах, действуют международные школы в Казани и Елабуге, еще одна такая школа скоро откроется в Иннополисе.
– Однако развитие не предполагает остановок и пауз, – резонно заметил лидер республики. – Мы инновационный регион и должны постоянно поддерживать этот статус. Значит, наша задача – подготовить новое поколение профессионалов, способное обеспечить дальнейший рост нашей экономики. Для этого необходимо учитывать мировые тренды, использовать самые передовые технологии и программы.
Напомним, что в качестве одной из таких программ у нас уже несколько лет реализуется так называемая сингапурская система. Как рассказал в своем отчетном докладе заместитель Премьер-министра – министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов, она позволяет формировать эффективные управленческие и педагогические команды, и именно благодаря умелому сочетанию сингапурских методик и отечественного педагогического опыта в прошлом году в республике впервые появился победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» – преподаватель биологии из Нурлата Алла Головенькина.
Вместе с тем, констатировал Энгель Фаттахов, ни улучшенная материально-техническая база, ни внедрение новых методик не дадут нужного эффекта, если в образовании не будет квалифицированных кадров, причем на всех уровнях, начиная с глав районных отделов образования и директоров школ. Между тем треть директоров школ в республике по итогам кадровой оценки, проведенной министерством, вошли в так называемую красную зону, и муниципальным властям предложено их заменить. Министр указал и на то, что иногда директоров вынуждают делать не свойственную им работу. Например, в Лаишевском, Дрожжановском, Кайбицком районах они прошли повышение квалификации по программе «Ремонт автомобильного транспорта» и занимаются предрейсовым осмотром школьных автобусов…
– Можем ли мы одновременно требовать от них качественную подготовку выпускников по школьным предметам? – риторически обратился к залу министр.
Ну а если директора не слишком квалифицированны, то и к педагогам требования занижены. И в итоге получается, что у учителей с высокой квалификационной категорией ученики не могут нормально сдать даже базовый ЕГЭ по математике. В этом году, например, по словам министра, низкие баллы получили выпускники Муслюмовского, Апастовского и Альметьевского районов.
– При этом анализ кадрового состава учителей математики данных районов свидетельствует, что более шестидесяти процентов из них имеют первую или высшую квалификационную категорию, – рассказал Энгель Фаттахов. – Доля учителей математики первой или высшей категории в Апастовском районе превышает восемьдесят шесть процентов, а выпускников научили на самую низкую среднюю оценку в республике – 3,6!
Бугульминское «образовательное чудо»
Кстати, Апастовский и Муслюмовский районы вместе с Тюлячинским, Алькеевским, Черемшанским, Спасским, Новошешминским и Бавлинским заняли последние места в образовательном рейтинге муниципальных образований, который уже не первый год выстраивает министерство. А бесспорным лидером этого рейтинга, опередив Набережные Челны и Казань, оказавшиеся на втором и третьем местах, стал Бугульминский район – почему, собственно, там и проводили августовское совещание. В этом году в районе вообще не оказалось выпускников, не получивших аттестата, по математике и по русскому языку совсем нет двоек, при этом средний балл по русскому, например, – 81, что ощутимо выше среднереспубликанского показателя. А выпускник 6-й бугульминской школы Алексей Красников, как мы уже писали, завоевал в июле золотую медаль на международной олимпиаде по физике.
Все эти успехи, по мнению министра, – следствие того, что в Бугульме четко выстроена образовательная система и практически нет «слабых» школ. Позже руководитель районного отдела образования Валентина Кульбеда обозначила один из основных принципов бугульминских педагогов, позволяющих достигать столь заметных результатов, – «Учить не всех, но каждого».
Есть и еще один момент в бугульминском опыте, на который в Минобрнауки советуют обратить внимание другим районам, – с 2007 года здесь ведется оптимизация школьной сети, и из 19 сельских школ в статусе средних сегодня остались только три. Но это базовые школы, где сосредоточены лучшие кадры и ресурсы, что позволяет давать детям действительно качественное образование.
Выбирай дорогу по себе
И тут мы подходим к еще одному тренду, который сегодня характерен для татарстанской образовательной системы. Хотя о необходимости оптимизации сети сельских школ в республике говорят давно, после прошедшего в феврале этого года Совета безопасности, посвященного проблемам образования, вопрос снова встал, что называется, во весь рост. Тогда глава Татарстана Рустам Минниханов особо подчеркнул, что школьники должны получать качественное образование независимо от места жительства. На практике это значит, что без создания базовых и оптимизации малокомплектных школ на селе не обойтись.
Этот тренд напрямую связан еще с одним. Несколько лет назад в республике было принято решение давать всем школьникам в обязательном порядке полное среднее образование. Помнится, тогда учителя за голову схватились от необходимости тянуть до 11-го класса даже самых неуспевающих учеников. Сегодня ситуация поменялась на 180 градусов. В Бугульме Энгель Фаттахов заявил: нет необходимости в том, чтобы абсолютно все школьники оканчивали одиннадцатилетку. Но нужно создавать достойные условия для тех, кто нацелен на практическое обучение и хочет скорее получить профессию.
Такой поворот событий вполне понятен: в республике развиваются и открываются новые промышленные предприятия, а квалифицированных рабочих кадров ощутимо не хватает, и тенденция последних лет, когда все школьники стремились в вузы, а состояние средних профессиональных учебных заведений оставляло желать лучшего, не позволяла переломить эту ситуацию. Сегодня на базе вчерашних профессиональных колледжей и лицеев с участием ведущих предприятий в Татарстане создаются ресурсные центры – тоже своего рода базовые, только не школы, а учреждения среднего профессионального образования. Там сосредоточат лучшие кадры, современное оборудование, обеспечат тесную связь с потенциальными работодателями.
В прошлом году таких центров было открыто пять, в этом, по словам министра, планируется открыть еще девять. Один из них – на базе Нижнекамского индустриального техникума. Глава Нижнекамского района и мэр Нижнекамска Айдар Метшин поделился с участниками совещания опытом местной работы с семи-девятиклассниками, которые имеют возможность посещать предприятия района, знакомиться с профессиями, востребованными на современном производстве. Все это, по мнению Айдара Метшина, позволит подросткам сделать осознанный выбор – оставаться после 9-го класса в школе или пойти учиться востребованной рабочей специальности. Кстати, в прошлом году, по словам Энгеля Фаттахова, впервые за долгие годы больше половины выпускников девятых классов пошли учиться в колледжи и техникумы.
Имиджевые проекты
Безусловно, популярности рабочим профессиям должен добавить и тот факт, что Казань выиграла право проводить в 2019 году мировой чемпионат по рабочим профессиям WorldSkills Competition. О необходимости провести это мероприятие на самом высоком уровне, в соответствии с мировыми стандартами и технологиями, отдельно напомнил собравшимся Рустам Минниханов, подводя итоги педсовета. Он также отметил, что в наступающем учебном году Татарстан будет проводить такие имиджевые образовательные мероприятия, как международная олимпиада школьников по информатике и всероссийский конкурс «Учитель года».
– Это очень серьезный экзамен, и мы должны тут показать все наши возможности, – сказал лидер республики.
Рустам Минниханов также отметил, что в нынешней непростой политической ситуации на педагогов ложится серьезная миссия формирования у подрастающего поколения активной гражданской позиции, посоветовав учителям больше внимания уделять патриотическому воспитанию детей.