«Я участник военного детства» – под таким названием в номере «РТ» за 8 мая с.г. были напечатаны воспоминания казанца Ильдуса Фарсинова. Там же были помещены два снимка: на одном – жители деревни Мульма Высокогорского района перед мобилизацией на войну, на другом их дети – второклассники местной школы. Фотографии старые, темные, казалось, узнать на них кого-либо вряд ли возможно – столько лет прошло! Однако вскоре после публикации в редакции раздался телефонный звонок…
Женский голос в трубке попросил адрес и телефон Фарсинова. Звонила его землячка, Талия Сабирова, которая по сей день живет в родной Мульме. К ней с этим номером газеты из Казани приехал сын Рифат, и она на школьном снимке узнала свою мать Сару, преподававшую в начальных классах (на фото та обозначена кружком), а муж – тещу.
Этот звонок позвал меня в Дербышки. Здесь в доме на улице Мира собрались все три дочери сельской учительницы Сары Ярулловны Зариповой – Талия, Радия, Фирдания. Выяснилось, что сама она всего два года не дожила до этого дня – умерла в
90-летнем возрасте, на год пережив мужа Салима, с которым их связывали 58 лет брака.
Вспоминают сестры:
– Мама была маленькая, на снимке она всего на полголовы выше учеников, а папа высокий, статный. Когда они шли рядом, на них смешно и трогательно было смотреть. Когда началась война, отец проходил срочную службу и, конечно, сразу же оказался на фронте. Вернулся с войны с искалеченной рукой и каждый год должен был на медкомиссии подтверждать инвалидность. В конце концов ему это надоело. «Они думают, что рука может отрасти?» – возмутился он и больше в военкомат не ходил. Да он себя инвалидом и не считал – до пенсии работал в колхозе механизатором.
– А мама, хоть и маленькая была, да удаленькая – красавица, спортсменка, комсомолка! Родилась она в деревне Большая Атня в семье мельника. Мама ее умерла после родов, отец женился снова – мачеха оказалась из интеллигенток и всячески помогала падчерице в учебе. Девочка пошла в школу с шести лет – из-за этого ее полгода не записывали в классный журнал.
После 10-го класса ее оставили в школе работать старшей пионервожатой. В 1938 году вступила в комсомол и очень этим гордилась – тогда комсомольцев в деревне называли «правым глазом» сельского совета. Окончив Мамадышское педагогическое училище по подготовке учителей начальных классов, стала работать в Мульминской школе. В год, когда сделан снимок, она уже была завучем, возглавляла школьную комсомольскую организацию. Время было трудное. Ей приходилось быть и агитатором, и даже артисткой – тогда ни клуба, ни Дома культуры не было, собрания и концерты проводили в частных домах. Чего только не придумывала неугомонный комсорг, чтобы народ привлечь! Выпрашивала у председателя керосин для ламп, чтобы было светло, и хлеб – зрителей кормить. Костюмы и музыкальные инструменты одалживала у односельчан.
В военные годы комсомольцы собирали деньги на танковые колонны, раздавали пайки, читали письма с фронта – Сара была застрельщицей всех этих дел. В 1951 году ее избрали секретарем сельского совета. И проработала она в этой должности целых 30 лет без перерыва плюс один созыв уже после выхода на пенсию в 1980 году. Она награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда», знаками победителя социалистического соревнования, почетными грамотами.
– Мы удивлялись, как она все успевала на работе и по дому. Вставала спозаранку, растапливала печь, готовила еду для всей семьи, кормила скотину и птицу на подворье. А уж чистота в доме всегда была идеальная! И в старости сложа руки не сидела…
В семейном архиве хранится номер районной газеты «Путь Ильича» за 27 октября 1984 года с зарисовкой о ней «Комсомолка сороковых». Автор, и.о. секретаря РК ВЛКСМ Р.Галиахметова, приводит слова Герцена: «Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед». Поколение сельской учительницы-комсомолки Сары Зариповой всегда шагало вперед, но их следы не стерлись, а остались в сердцах и памяти множества людей. Что уж говорить о дочерях – они все в маму!
Старшая, Талия, полвека проработала в бухгалтерии правления колхоза «Татарстан». У нее пятеро детей: дочери Лилия и Гелюса после окончания филфака КГУ преподают татарский язык и литературу – одна в школе, другая в гимназии. Гульчина окончила экономический факультет университета, работает в Приволжских электросетях, Финуза с дипломом Института культуры трудится в республиканской Национальной библиотеке. Единственный сын, Рифат, юрист, окончил КГУ и Российскую академию правосудия, работает на «Оргсинтезе». У счастливой бабушки четверо внучек и три внука.
Средняя, Радия, 44 года проработала почтальоном в 18-м отделении связи в Дербышках – не одну тысячу километров прошагала с толстой сумкой на ремне по дворам и этажам. Заслуженный связист Российской Федерации. Вот только в семейной жизни горе не обошло ее стороной – рано умер единственный внук.
Младшая, Фирдания, после окончания Мульминской десятилетки работала на КОМЗе, «Хитоне», а выйдя на пенсию – техничкой в библиотеке по месту жительства (она-то и обеспечила всю родню ксерокопиями статьи в «РТ» с фотографией матери). У нее двое сыновей: Ренат – нефтяник, Радик – дизайнер, внучка.
Да, вот еще: на снимке деревенских школьников Талия узнала Ильсию Гильманову, свою родственницу Асфиру Морданову (обе живы) и парнишку в пальто с меховым воротником – Ахата Сабирова. Это про него Ильдус Фарзин вспоминал, что пальто тот носил чуть ли не на голое тело – у него даже рубахи не было!
Вот таким неожиданным оказалось продолжение публикации, приуроченной к Дню Победы. Появился повод рассказать о молоденькой сельской учительнице со снимка 70-летей давности, о ее наследниках. Рассказ вышел незамысловатым – участники встречи смущались и скромничали, о себе рассказывали скупо, больше о матери. За чайным столом с национальной выпечкой сестры вспомнили, что она была большой мастерицей по части пирогов. Судя по вкусу тающих во рту ватрушек, пирожков и беляшей, внеклассные мамины уроки дочери усвоили на отлично.