Управлять жильем должны профессионалы
Многоквартирный дом – это сложное инженерное сооружение, управлять которым должны только профессионалы. Нарушение данного постулата может привести к трагическим последствиям. Последний такой случай произошел в Перми, где обрушилась часть жилого дома, в результате чего погибли люди. И по России это далеко не единственный пример. По мнению экспертов, главная причина подобных ЧП – халатность и некомпетентность тех, кто обслуживал эти жилые объекты. Насколько в Татарстане специалисты по жилью профессиональны и могут обеспечить комфорт и безопасность наших домов?
В Татарстане в отрасли ЖКХ работают около 38 тысяч человек, из них примерно половина обслуживают многоквартирные дома. Это без учета товариществ собственников жилья (ТСЖ).
«В 2010 году, когда была создана саморегулируемая организация, в первую очередь мы озаботились состоянием кадрового состава тех, кто управляет нашими домами, – говорит директор «Содружества организаций, управляющих многоквартирными домами РТ» Назиф Фатыйхов. – Сначала провели анализ и ужаснулись – восемьдесят процентов специалистов в жилищной сфере не имели профильного образования. Здесь трудились фельдшеры, акушеры, дизайнеры, парикмахеры, агрономы, военные – кого только не было! Кадрами в отрасли целенаправленно никто не занимался, и эту ситуацию нужно было срочно менять».
В советское время существовала серьезная система подготовки и переподготовки специалистов в сфере ЖКХ. Около пяти тысяч человек ежегодно повышали свою квалификацию. Это касалось и электриков, и сантехников, и дворников, не говоря уже об инженерных специальностях. Вроде бы чему дворников обучать – мети мусор метлой летом, зимой снег сгребай. Но и в этой профессии есть свои тонкости. И профессионалы о них знают. К примеру, выпал за ночь снег. Бывалый дворник выйдет с утра на его уборку до того, как люди поспешат на работу, прочистит узкую тропку до главной дороги, а затем идет домой отдохнуть, чтобы позже остальной снег дочистить. А неопытный начнет на всю ширину тротуара снег убирать, метров 5–10 почистил, а люди уже на работу идут, затоптали там, где не почищено, – получился гололед.
Благодаря инициативе содружества было принято распоряжение Кабинета Министров РТ о подготовке и переподготовке кадров в сфере ЖКХ на 2012–2016 годы. В итоге за три года повысили свою квалификацию более 11,5 тысячи человек. В нынешнем году в различных учебных центрах планируется обучить около четырех тысяч специалистов. Сравните: до принятия этого распоряжения за год проходили обучение до пятисот человек. И это при том, что двухтысячные годы прошли под знаком модернизации сферы ЖКХ, когда внедрялись новые технологии, материалы, конструкции и специалисты должны были успевать за новинками. Сейчас в республике создана постоянно действующая система подготовки и переподготовки таких кадров. Правда, не все ею готовы пользоваться.
От матроса до капитана
Завершившееся в апреле лицензирование управляющих организаций позволило поднять уровень профессиональной подготовки «капитанов» жилых домов, которые сдали квалификационный экзамен, включающий двести вопросов по всем спектрам жилищного хозяйства. В целом можно констатировать, что руководящий состав управляющих компаний сегодня достаточно компетентен, чего нельзя сказать о других его работниках.
- В советское время, когда была постоянно действующая система подготовки кадров, средний стаж работы в жилищно-коммунальной отрасли составлял в среднем десять лет, сейчас – три с половиной года
Опасение специалистов вызывает то, что те, кто непосредственно обсуживает многоквартирные дома – дворники, слесари, электрики, диспетчеры и так далее, не охвачены учебой в полной мере. «Раньше в бюджете жилищных организаций были заложены целевые деньги на обучение кадров, – говорит заместитель директора – начальник отдела контроля «Содружества организаций, управляющих многоквартирными домами РТ» Владимир Новиков. – Сейчас большинство управляющих компаний этим пренебрегает, считая, что тратить деньги на учебу – это лишнее. Тем не менее анализ показывает, что в тех организациях, где занимаются повышением квалификации своих работников, качество обслуживания населения намного выше. Это прямая закономерность. Поэтому важно приучить руководителей управляющих компаний к системной подготовке кадров, чтобы за год они обучали до двадцати процентов своего персонала».
«Наша организация самая крупная в республике, в компании более полутора тысяч специалистов, которые обслуживают около пятисот пятидесяти многоквартирных домов, и кадровым вопросом мы озабочены достаточно давно, – рассказывает генеральный директор компании «Уютный дом» Марат Нуриев. – Лучшим решением оказалось создание своего базового учебного центра. За год работы центра здесь обучились, кроме наших специалистов, около двухсот жителей – для них также есть специальная программа. Повышение квалификации – это залог качественного и безопасного обслуживания жилого фонда».
Пуск тепла в осенний период для жилищников является решающим этапом. От правильных действий здесь во многом зависят сроки его подачи. К сожалению, многие слесари-сантехники не имеют необходимой квалификации. С каждым годом жилые дома оснащаются все более высокотехнологичным оборудованием. Если раньше они были оборудованы простыми элеваторными узлами, то теперь в них установлены узлы погодного регулирования, которые требуют нового уровня знаний от работников. «В прошлом году перед началом отопительного периода мы обучили всех слесарей-сантехников, провели практические занятия, – говорит Марат Нуриев. – В связи с этим в десятки раз сократились жалобы от населения».
«Мы хотим заложить в стандарты саморегулируемой организации аттестацию всех работников управляющих организаций, которые входят в нашу систему, – делится планами Назиф Фатыйхов. – Но в первую очередь необходима заинтересованность самих руководителей в профессионализме своего коллектива».
Как привлечь молодежь?
«Подготовка кадров напрямую связана с их текучестью, – считает Владимир Новиков. – В советское время, когда была постоянно действующая система подготовки специалистов, средний стаж работы в жилищно-коммунальной отрасли составлял в среднем десять лет, сейчас – три с половиной года. Поэтому мало воссоздать систему обучения, необходимо сделать эту сферу привлекательной, иначе проблема с кадрами так и останется».
Недавно «Содружество организаций, управляющих многоквартирными домами РТ» совместно с Институтом экономики и финансов провели опрос среди студентов на тему «Хотите ли вы работать в системе ЖКХ?». Только 1,8 процента опрошенных ответили положительно. А если бы вам платили в два раза больше? Тогда количество желающих работать в этой отрасли увеличилось до пяти процентов. Но какова бы ни была заработная плата, более четверти опрошенных ни при каких обстоятельствах в ЖКХ работать не будут. При таком раскладе нормального будущего в этой отрасли не предвидится. И туда будут идти те, кто не смог реализоваться в других сферах, а это, согласитесь, не самый лучший вариант.
Повышать престиж профессии – это системная задача, на которую потребуется не один год. И тут необходима помощь как муниципальной, так и государственной власти. Там, где нет возможности увеличить заработную плату, нужно предоставлять служебное жилье, находить различные возможности для улучшения ситуации на всех уровнях.
Безопасность дома – это кадры
Еще один вопрос касается профессионализма тех, кто работает в товариществах собственников жилья. Как правило, собственники выбирают активного жителя, который может в вопросах ЖКХ ничего и не смыслить. Конечно, есть очень хорошие ТСЖ, которые прекрасно содержат дома, но есть и те, кто не справляется с этой задачей. Чего можно ожидать от «профессионала», который искренне считает отмостку вокруг дома, предохраняющую фундамент от подмывания, тротуаром? В ближайшее время ожидаются изменения в федеральном законодательстве, которые предусмотрят сдачу квалификационного экзамена и для руководителей ТСЖ.