Откуда взошло «солнце» национального просвещения
С типографией купцов Каримовых, которая располагалось на углу современных улиц Тукая и Парижской Коммуны, тесно связан расцвет татарского книгопечатания в Казанской губернии.
Хозяева типографии братья Каримовы – Мухаметзян, Шарифзян и Хасан Мингазетдиновичи – называли свое предприятие «словолитней». Они были одними из первых и, пожалуй, наиболее успешными издателями и книготорговцами среди татар.
Как сообщает историк Радик Салихов, Каримовы происходили из деревни Большие Чиркелеи Симбирской губернии. Мухаметзян и Шарифзян переехали в Казань в ранней юности и под руководством имама Марджани прошли курс богословских наук. Общение с известным просветителем оказало влияние на всю их последующую судьбу. Так, предпринимательство означало для Каримовых не только получение прибыли, а в первую очередь служение духовным интересам народа.
В 1898 году купцы создали торговый дом «Товарищество на вере бр. Каримовых», а в марте 1900-го открыли словолитню, которая выпускала книги по разным отраслям знаний – произведения религиозно-дидактического характера, учебники, научно-популярную и художественную литературу. До 1917 года предприниматели выпустили в свет 1700 наименований книг общим тиражом 19,6 млн экземпляров. В 1916-м в типографии трудилось 38 рабочих, а ее годовой оборот составлял сто тысяч рублей.
Успех с каждым годом требовал все новых производственных и торговых площадей. Купив у купца Бадретдина Апанаева дом на Тихвинской улице (ныне ул. Тукая, 37/20), Каримовы в 1907 году на дворовом участке со стороны улицы Сенной построили двухэтажное кирпичное здание магазина, которое мы видим на старом снимке. В 1910-м на этом же дворовом участке, но по улице Тихвинской они сооружают новый трехэтажный корпус словолитни. Так формируется целый издательско-книготорговый комплекс, находящийся в непосредственной близости от оживленной Сенной площади с ее знаменитым базаром.
Каримовы, примыкавшие к лагерю джадидской буржуазии, уже в первые годы существования своей компании приступили к реализации ряда крупных проектов в сфере культуры. В 1906 году они создают первую мусульманскую библиотеку «Китапхани исламия». Для нее братья предоставили большое помещение в собственной словолитне – читальный зал на 150 мест, а также пожертвовали в ее фонд 448 книг просветительского содержания. Благодаря щедрой финансовой поддержке заведение быстро окрепло и вскоре стало пользоваться заслуженной популярностью у горожан. Так, только в 1915 году библиотеку посетило 22,3 тысячи человек.
В 1917 году в типографии Каримовых печаталась предшественница «РТ» – газета «Рабочий», нелегальный орган Казанского комитета РСДРП (б). С 1959 года здание на углу улиц Тукая и Парижской Коммуны взято под охрану государства, а в 1993-м объявлено памятником истории и культуры республиканского значения
Помимо книгоиздания, Каримовы являлись также владельцами популярной газеты «Кояш» ( «Солнце»). К участию в работе редакционного коллектива купцы привлекли Фатыха Амирхана, который сразу же стал неофициальным творческим руководителем газеты. Имеются сведения, что в «Кояш» неоднократно публиковался и Габдулла Тукай.
Участие Амирхана, систематическая публикация на полосах газеты рассказов, повестей, литературно-критических рецензий, театральных обозрений способствовало тому, что издание превратилось в значимый фактор не только культурной, но и общественно-политической жизни мусульманской Казани. При этом «Кояш», по данным филолога Мухаммета Магдеева, уделяла немалое внимание пропаганде среди татар русского искусства. Это, несомненно, было инициативой Фатыха Амирхана.
Так, однажды, давая рекламу грампластинкам с записями Шаляпина, Собинова, Неждановой, газета написала: «Вы превратите свои гостиные в концертные залы. В ваших домах зазвенят прекрасные голоса самых прославленных артистов, самых известных деятелей музыкального искусства».
Разумеется, братьев Каримовых вряд ли можно назвать радикальными сторонниками европеизации национального образа жизни. Напротив, они во всем, даже в одежде, старались подчеркивать приверженность старинным обычаям и традициям. Однако, будучи мыслящими предпринимателями, купцы поддерживали все начинания передовой интеллигенции, направленные на развитие родного языка, литературы, сбор и сохранение лучших образцов устного народного творчества, становление национальной прессы.
В первые месяцы Гражданской войны Каримовы вынуждены были навсегда покинуть Казань, а летом 1919 года их типография была национализирована.