Вот уже семь лет в России 8 июля отмечают День семьи, любви и верности. И вообще, о том, как важны семейные ценности и традиции, в стране в последние годы говорят много, в том числе на самом высоком уровне. Предпринимаются различные меры, чтобы поддержать семью, особенно с детьми. Появился материнский капитал, россияне активнее начали рожать вторых и даже третьих детей.
Но все же семья с большим количеством детей,
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД
Дина Губашева с детства была активисткой. Председатель совета школьной дружины, организатор культмассовых мероприятий, спортсменка… Со спортом она до сих пор на «ты», сегодня это автоспорт: Дина – чемпионка России и Татарстана по автомногоборью. Помогли ей добиться высот в искусстве автовождения… ее дети. Их у Дины трое – шестнадцатилетний Тимур, девятилетний Ислам и семилетняя Амиля.
Когда родилась младшая дочь, а средний сын был еще совсем маленьким, старший уже активно занимался хоккеем, и его нужно было регулярно возить на тренировки. Тогда, вспоминает Дина, она буквально жила в машине, которая была оборудована всем необходимым, вплоть до детских горшков. Так что искусство вождения осваивала, что называется, без отрыва от материнства.
Дина вообще опровергает разного рода стереотипы по поводу многодетных матерей. Она, например, вовсе не считает, что дети – это повод уйти из «большой» жизни. Привыкшая быть везде лидером, она всегда понимала, что просто так сидеть дома не сможет. Правда, попытавшись после рождения дочери вернуться к нормальной рабочей жизни, наша героиня быстро почувствовала, что надо выбирать: либо серьезная офисная карьера, либо благополучие в семье. А вот активная работа в общественных организациях «Многодетные семьи Татарстана» и «Под крылом семьи», в фонде «Энием – Мама» позволила ей и самой реализовывать свой потенциал, и приносить пользу другим.
Благотворительные акции в детских домах, «круглые столы» по вопросам материнства и детства, организация выходных туров в санатории для многодетных семей, помощь конкретным семьям, оказавшимся в сложной ситуации… У Дины на все хватает времени, но героиней она себя не считает – ей приходится по работе общаться с семьями, где детей пять, семь, десять… При этом некоторые еще и приемных ребятишек на воспитание берут. Вот, говорит Губашева, где герои-то. Недавно она организовывала в Зеленодольске конкурс на звание самой успешной семьи района. Из десяти финалистов шесть семей оказались многодетными. Выходит, бытующее в народе мнение, что многодетные родители – это в основном неблагополучный контингент, далеко от истины. Неблагополучной, резонно замечает Дина, может быть семья и с одним ребенком.
Хотя, безусловно, богатыми в общепринятом смысле многодетные семьи не назовешь. Но у них просто другие ожидания и требования к жизни – «более правильные, наверное», полагает Дина. Наверное. Вот ведь и власть имущие не зря много говорят о ценности семьи и необходимости улучшать демографию. Но пока слов тут больше, чем реальной помощи. Маткапитал – это хорошо, но с его помощью кардинально демографические тенденции не изменить…
В ПОПЫТКЕ ПЕРЕЛОМИТЬ ТЕНДЕНЦИЮ
А тенденции эти, рассказывает председатель организации «Многодетные семьи Татарстана» Артем Кузнецов, не слишком обнадеживающие. На рабочем столе Артема – доклад «Через 10 лет будет поздно. Демографическая политика Российской Федерации: вызовы и сценарии», подготовленный в 2013 году АНО «Институт научно-общественной экспертизы» совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте России и Экспертным советом при Правительстве России. Доклад открывает цитата из статьи Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной в феврале 2012 года в «Комсомольской правде»: «Сегодня в России живет 143 млн человек. По оценкам экспертов, при инерционном сценарии – т. е. при сохранении существующих и отсутствии новых мер – к 2050 году население составит порядка 107 миллионов человек. Если же нам удастся сформулировать и реализовать эффективную стратегию народосбережения – население России увеличится до 154 млн человек. Таким образом, историческая цена выбора между действием и бездействием – почти 50 миллионов человеческих жизней в ближайшие 40 лет».
Вывод, сделанный в докладе социологами и демографами после анализа ситуации в стране, также гласит: «Если в России не будет реализована широкомасштабная государственная стратегия, включающая разнообразные меры, направленные на рост рождаемости и снижение смертности, то население России, скорее всего, сократится на несколько десятков миллионов человек в течение последующих десятилетий».
Об этой тенденции общественник Кузнецов не устает повторять на различных совещаниях и «круглых столах» по вопросам поддержки семьи. Вообще-то он, будучи достаточно успешным предпринимателем, никогда не думал, что станет общественным деятелем и многодетным отцом. Но, когда родилась его третья дочь, неожиданно столкнулся с тем, что не так-то просто получить все положенные семье льготы. Тогда он стал искать организации, которые помогали бы большим семьям (Артем не любит слово «многодетные» – оно, на его взгляд, вызывает в обществе много негативных ассоциаций). Не найдя, организовал и возглавил такое общество сам.
Первое, что он понял, – многие родители, получая удостоверение многодетных, совершенно не знают, что им за это полагается. С тех пор Артем обсуждает с чиновниками из Минтруда возможность прикладывать к каждому удостоверению памятку о причитающихся льготах. Пока обсуждает безуспешно – денег на памятки нет. Но Артем уверен, что он этот вопрос «продавит».
Сложнее с другой проблемой – даже когда льготы озвучены, получить все положенное на практике не так просто. Дело даже не в самой процедуре. Вот, например, многодетным должны давать земельные участки. И дают. Выделенные земли, поясняет Кузнецов, – фактически целина, без каких-либо коммуникаций. В итоге, получив надел, строиться на нем решаются единицы, у остальных просто нет на это средств. Обеспечить все участки инфраструктурой для государства слишком дорого.
– Я однажды был на совещании, где обсуждался этот вопрос. Представители Минстроя озвучили цифру, которая необходима на эти цели, – сорок два миллиарда рублей, – рассказывает Артем. – Я прикинул, что это примерно полтора миллиона рублей на каждую многодетную семью в республике. Говорю: дайте нам эти деньги вместо земли, пусть даже не по полтора миллиона, по миллиону триста, и мы найдем себе участки с коммуникациями. Или, например, выделите нам участки меньшей площади, но в городе, чтобы мы могли объединиться и кооператив построить…
По словам Артема, семьям, где пять и более детей, должны выдавать сертификаты на улучшение жилищных условий. По этой программе в очереди в республике стоит 900 семей. Средства, которые на программу выделяются, позволяют за год выдать сертификаты не более чем 35…
кстати
Как рассказала во вторник на брифинге в Доме Правительства начальник Управления ЗАГС Кабмина РТ Альбина Шавалеева, пятый год подряд в Татарстане сохраняется позитивная демографическая динамика. За первую половину 2015 года зарегистрировано 27436 новорожденных, что почти на три тысячи больше, чем зафиксированных за это же время смертей. При этом если еще в 2006 году почти 60 процентов новорожденных были первыми детьми в семье, то в текущем году доля рождения первых и вторых детей составила по 42 процента, 12 процентов родившихся – третьи дети в семье. Четвертый ребенок родился чуть более чем в трех процентах случаев.
Конечно, есть и те льготы, которые действуют, – скидка на оплату услуг ЖКХ, например. Опять же пособия на детей платят. Но это не те деньги, которые реально тратишь, когда поднимаешь нескольких малышей. А ведь в абсолютном большинстве случаев мамы в таких семьях не работают. И в этом – еще одна большая проблема. Ее, по мнению Дины Губашевой, можно было бы решить, например, открыв для таких мам при центрах занятости курсы обучения специальностям, которые позволяют работать дома или в свободном графике. У Артема есть и другое предложение – освободить от части налогов тех работодателей, которые берут на работу многодетных мам.
Понятно, что решить все проблемы больших семей сразу у общественников не получается. Проще, поясняют Кузнецов и Губашева, делать
– Вот когда люди перестанут ассоциировать понятие «многодетные» с нищетой, а станут им по-хорошему завидовать, потому что те получают от государства реальную поддержку, тогда
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
И все же отношение в обществе к многодетным семьям зависит не только от реально существующих проблем и наличия господдержки. Да, люди опасаются рожать детей, поскольку думают, что не смогут их прокормить, дать хорошее образование… Но многие из таких мыслей, полагают в семье Губашевых, – не более чем лукавство перед самим собой.
– На такие негативные мысли тратится слишком много эмоций, – говорит муж Дины Ильдар. – И все эти пустые страхи носят больше психологический характер. Не лучше ли эти эмоции потратить на общение со своими детьми? Надо понять простую вещь – когда ребенок родился, это огромная радость, и ты уже не думаешь о том, насколько тяжело его растить.
Конечно, признаются Дина и Ильдар, им в жизни повезло, что они нашли друг друга, у них в семье все строится на взаимной любви, уважении, поддержке и общих взглядах на жизнь. Конечно, по работе Дине приходится общаться и с такими семьями, где, например, отец ушел, оставив многодетную маму одну.
– Но поверьте, многие женщины и в этом случае не опускают руки, дети дают им силы радоваться жизни, развиваться, – говорит она. – Честно говоря, я сама не сразу осознала, как много дает мне моя семья, мои дети. Сегодня понимаю: я бы очень хотела, чтобы и у моих детей были большие семьи. Это большое счастье и огромная сила, на которую ты всегда можешь рассчитывать. Общаясь с другими многодетными родителями, у которых детей еще больше, я пытаюсь посмотреть на мир их глазами. И опять не могу не признать: этот взгляд более правильный. И люди эти на самом деле очень счастливые.
Понятно, что не все готовы смотреть на жизнь именно так. Безусловно, для многих куда более сильным аргументом была бы все-таки более серьезная поддержка больших семей со стороны государства. И все же нельзя не согласиться с нашими героями: желание иметь или не иметь много детей в наше время больше зависит от личных психологических установок, нежели от каких-то уж слишком тяжелых жизненных реалий. А изменить психологию, господствующую в обществе десятки лет, чрезвычайно трудно. Дина Губашева сравнивает семью с цветком, который, распускаясь, «рассылает» пыльцу по всей земле. Так и дети, выходя из семьи в жизнь, наполняют мир своим присутствием. А если общественную психологию не переломить и этот процесс остановится, то и цветение прекратится.