Если бы не автограф на более чем скромной книжке – сборнике стихов, боюсь, что не восстановила бы в памяти дату того неожиданного знакомства в редакции нижнекамской газеты «Ленинская правда» (в которой начинал фотокорреспондентом и главный редактор «РТ» Александр Латышев) с негритенком Джимми из советского кинофильма 1936 года «Цирк».
Сцену с участием темнокожего мальчика, где его, спящего, передают из рук в руки под музыку колыбельной, помнят все, кто смотрел ленту Григория Александрова. А прошедший недавно сериал об актрисе Любови Орловой и режиссере Александрове освежил впечатления от той давней встречи с Джимми. …Глубокая осень, и не очень долгая беседа в редакции с советским офицером-подводником, поэтом, прозаиком, который и был тем самым плачущим мальчиком, никак не желающим засыпать, как того требовал сценарий.
Джеймс Паттерсон (на обложке сборника почему-то значится «Джемс») на самом деле москвич: он родился в Москве в 1933 году в семье украинки Веры Ароновой, которая работала художником на «Мосфильме», и афроамериканца Ллойда Паттерсона, приехавшего в Россию в 1932 году и работавшего диктором радиовещания на иностранном языке. Кстати, именно у отца своего экранного сынишки Любовь Орлова постаралась перенять акцент, необходимый для роли иностранки.
В 1942 году отец мальчика скончался от тифа в Свердловске, куда семья эвакуировалась из прифронтовой Москвы. После войны Джеймс поступил в Рижское нахимовское училище, а после стал курсантом Высшего военно-морского училища в Ленинграде. Ходил по Северному морю на корабле и подводной лодке; к этому же периоду относятся и его первые поэтические опыты. Они-то и заставили молодого человека отказаться от карьеры морского офицера – во имя поступления в Литературный институт имени Горького, который Джеймс окончил с красным дипломом. Его педагогами были замечательные мастера поэтического слова Илья Сельвинский и Михаил Светлов. В 1963 году вышла его первая книга «Россия – Африка». Впрочем, писательский опыт не принес Паттерсону широкой известности.
Уже будучи курсантом нахимовского училища, Паттерсон встретился с Любовью Орловой и Григорием Александровым в Риге, куда они приехали на съемки картины «Встреча на Эльбе». Звезда экрана была приветлива, называла Джеймса сынком; позже он неоднократно бывал у них в гостях на даче, ходил на концерты Орловой, а она в свою очередь посещала его поэтические вечера.
В первые годы перестройки Джеймс Паттерсон с матерью уехал на родину отца, что для них стало горьким опытом эмиграции. Приютившей их стране дела не было до его «киношной» знаменитости и довольно скромной литературной известности в России.
После смерти матери бывший моряк, избегая всякой публичности, замкнулся, появились даже слухи о его смерти. Сегодня этот человек преклонного возраста живет в небольшой квартире в Вашингтоне, справляться с неизбежными проблемами быта и возраста (а они усилились после длительной тяжелой болезни) ему помогает социальный работник.
Кстати, в Нижнекамске Джеймс Паттерсон побывал дважды: в первый раз – совсем молодым, в начале шестидесятых, когда на всю страну гремела слава всесоюзной стройки. Он признался, что в тот первый визит и представить себе не мог, насколько могут сбыться слова Николая Лемаева о том, что здесь скоро вырастет красавец-город.
На встрече в редакции Джеймс Паттерсон поделился впечатлением от недавнего первого посещения Соединенных Штатов (тогда еще не было речи о возможной эмиграции на родину его отца) в составе делегации советских писателей. Он говорил, что ему бросилась в глаза одна особенность – стиль той жизни смешивает истинные и ложные ценности. Он с нескрываемым удивлением рассказывал, как из газеты узнал «сенсационную новость»: у племянника первой леди страны Жаклин Кеннеди в парке был похищен велосипед.