Один звонок – и вся жизнь

Почти 30 тысяч раз звонили на детский телефон доверия жители Татарстана в 2014 году. При этом суицидальные мысли высказывали больше половины из тех, кто обратился к психологам за помощью.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_10121664
Почти 30 тысяч раз звонили на детский телефон доверия жители Татарстана в 2014 году. При этом суицидальные мысли высказывали больше половины из тех, кто обратился к психологам за помощью. На днях в казанском социальном центре помощи семье и детям «Гаилэ» прошел круглый стол «Детский телефон доверия в системе профилактики суицидов несовершеннолетних».

Звонков, связанных уже не с мыслями, а с конкретным намерением совершить суицид, на детский телефон доверия, возможно, поступает в общей массе не так много, но каждый из них отбирает у психологов-консультантов огромное количество сил и эмоций. Разговор может длиться больше часа, и нужно суметь не просто отговорить человека от рокового решения в данный момент, но и постараться переключить его на позитивные мысли, помочь увидеть какой-то новый смысл в жизни. При этом психолог должен уметь найти общий язык и с мыслящими глобальными философскими категориями интеллектуалами, и с теми, кому с трудом удается четко выразить свои мысли.

Всего в Татарстане, как рассказали на круглом столе, действует шесть детских телефонов доверия, подключенных к единому российскому номеру 8-800-2000-122. Два из них – в Казани, по одному – в Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге и Альметьевске. Челнинский телефон действует в круглосуточном режиме. В прошлом году психологи по всей республике приняли почти 30 тысяч звонков, за три месяца этого года – уже около 9 тысяч. Две трети звонящих – дети и подростки. Основные проблемы, с которыми обращаются за помощью, – неумение найти общий язык со сверстниками. Достаточно большой процент позвонивших – это те, кто молчат в трубку или устраивают какой-нибудь дурацкий розыгрыш. Но, по мнению Нины Ислановой, директора Республиканского центра социально-психологической помощи населению «Зеркало», курирующего одну из таких служб в Казани, и в этом случае, скорее всего, речь идет о том, что у ребенка или подростка есть серьезные проблемы, просто он боится их озвучить, вот и прячется за глупым ерничаньем.

Но одни психологи не могут и не должны бороться с проблемой детских суицидов. А межведомственное взаимодействие в вопросе их предотвращения, отметила Нина Исланова, отлажено слабо. Вроде бы работают с этой проблемой и медики, и полиция, и педагоги, и психологи, но каждое ведомство как бы само по себе. Между тем проблема год от года только обостряется – прошлый год, по словам уполномоченного по правам ребенка в Татарстане Гузель Удачиной, дал очередной рост числа самоубийств среди несовершеннолетних. Причем как-то  выделить детей, требующих к себе особого внимания, невозможно. На суицид решаются и ученики начальных классов, и подростки, и городские дети, и сельские (причем последние даже чаще), и дети из так называемых благополучных семей, и сироты. Конечно, психологи, работающие на детском телефоне доверия, стремятся сделать все от них зависящее, чтобы в критической ситуации переломить настрой юного человека на другом конце провода. И в их активе – не один случай, когда ребенка действительно удалось отговорить от рокового решения. Но чтобы эффект от работы детского телефона доверия был более весомым, нужна большая скоординированность всех структур, работающих с детьми и подростками.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще