70-летие Великой Победы всколыхнуло интерес к личностям и судьбам земляков – свидетелей памятных лет войны. А они в числе других защитников Родины сражались за Москву и Сталинград, Орел и Курск, освобождали Украину и Белоруссию, а затем и многие страны Европы. Среди них рядовые герои и крупные военачальники. Наш сегодняшний рассказ – о командующем 8-й воздушной армией генерал-полковнике авиации Василии Николаевиче Жданове (1896–1956). Он один из первых, кто закладывал боевые традиции отечественной военной авиации.
Родился Василий Николаевич 3 (15) ноября 1896 года в Бугульме, в мещанской семье. Может быть, потому, что эти места находятся на возвышенности, достигающей 380 метров, и земля здесь как бы упирается в небо, любовь к небесным просторам с детства определила его судьбу.
ЮНКЕР-АЛЕКСАНДРОВЕЦ
1915 год. Василий Жданов призван в армию, а год спустя поступает в Александровское военное училище в Москве. В этом элитном учебном заведении в основном обучались коренные москвичи, вышедшие из кадетских корпусов.
Ситуация на фронте и нехватка офицеров привели к тому, что власть разрешила принимать в училище не только отпрысков дворянского, но и других сословий. Штат юнкеров увеличили до 1600 человек. Среди них оказался и фронтовик из окопов Василий Жданов.
Москва и училище (сейчас комплекс зданий Минобороны РФ) поразили провинциала своим великолепием. Василий с трепетом входил в здание с колоннадой и лепным пеликаном, кормящим птенцов. На плечах его мундира красовались юнкерские погоны с вензелями царя-освободителя Александра II. Учеба в условиях военного времени длилась всего четыре месяца. Начальник училища генерал-лейтенант Николай Геништа каждому выпускнику вручил погоны прапорщика пехоты и повесил на шею маленькую иконку Казанской Божией Матери, которая на Руси издавна считалась покровительницей воинов. Кстати, Николай Иванович до назначения в Москву возглавлял Казанское военное училище и такой ритуал выпуска перенес с берегов Волги. Иконку Жданов хранил всю свою жизнь, а она хранила его.
НА ТУРКЕСТАНСКОМ ФРОНТЕ
В 1919 году поручик Жданов вступил в Красную Армию. И вдруг пехотинец переходит в авиаторы. Он окончил курсы летчиков-наблюдателей и постепенно стал выполнять полеты. Участвовал в Гражданской войне на Туркестанском фронте, помогал восставшим трудящимся Бухарского эмирата. Воевал он в составе 25-го разведывательного авиаотряда, срочно переброшенного на аэродром у станции Каган в 12 километрах от Бухары.
На рассвете 29 августа 1920 года «Фарманы» и «Сопвичи» авиации Туркфронта впервые бомбили столицу Бухарского эмира. Во время сражения летчики совершили 59 боевых вылетов. Жданов часто вылетал на воздушную разведку и бомбометание. За успешное выполнение боевых задач Жданов приказом командующего фронтом Михаила Фрунзе был отмечен ценным подарком – золотыми часами и награжден деньгами в размере месячного содержания.
Осенью 1920 года авиаотряд перебазировался в Ферганскую долину на борьбу с басмачами. Жданов, назначенный начальником штаба, участвовал в первом ночном вылете авиации на боевое задание в условиях Туркестана. На следующий день разведка сообщила, что басмачи понесли большие потери в районе Такали. За отличное выполнение этого задания реввоенсовет Ферганской группы войск объявил Василию Жданову «товарищескую благодарность».
В результате энергичных боевых действий наземных частей и авиации была разгромлена самая крупная группировка басмачей под предводительством Куршурмата. В решение этой боевой задачи большой вклад внес и Василий Жданов.
МЕЖДУ ВОЙНАМИ
После Гражданской войны Василий Николаевич в 1923 году окончил Качинскую авиашколу. Искусство педагогов, прилежание самого Жданова способствовали тому, что он стал неплохо разбираться в технике, в вопросах взаимодействия авиации с сухопутными войсками. Его умение глубоко осмыслить теорию, делать нужные выводы были замечены. При выпуске Жданова назначили помощником начальника, а затем начальником отдела учета и комплектования Главвоздухфлота.
Авиационный командир становится летчиком 1-й разведывательной эскадрильи Московского военного округа. С марта 1925 года его командируют в Афганистан, с мая 1928 года – он командир звена тяжелой бомбардировочной эскадрильи МВО, затем руководит Домнинской авиационной группой Забайкальского военного округа.
Окончив в 1929 году курсы начсостава при академии имени Н.Е.Жуковского, он возвращается к командованию тяжелой бомбардировочной эскадрильей МВО, а с октября 1936 года командует 101-й авиационной бригадой в Забайкалье.
Его снова направляют на учебу, теперь в Высшую летно-тактическую школу в Липецке. С августа 1938 года Жданов возглавляет 3-й учебный центр летчиков-наблюдателей.
ЗАЩИЩАЯ НЕБО ОТЧИЗНЫ
В январе 1939 года Василий Николаевич становится помощником командира 68-й легкобомбардировочной бригады Ленинградского военного округа, участвуя в операциях советско-финской войны. Совершил 30 боевых вылетов.
С мая 1941 года полковник Жданов назначен командующим ВВС 23-й армии ЛВО, сформированной на Карельском перешейке и оборонявшейся с первых дней Великой Отечественной войны на северо-западных подступах к Ленинграду. Богатый боевой опыт помог ему быстро освоиться в новой обстановке и включиться в боевую деятельность армии.
24 июня ЛВО переименован в Северный фронт, 23-я армия в его составе участвовала в Выборгско-Кексгольмской фронтовой оборонительной операции (с 23 августа в составе Ленинградского фронта). В сентябре Жданов назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского фронта, и 29 октября ему присвоено воинское звание генерал-майор. В середине ноября, на 147-й день войны, он отметил свое 45-летие. 25 ноября 1942 года ВВС Ленинградского фронта были преобразованы в 13-ю воздушную армию, а Василий Николаевич стал заместителем командующего армией. Он участвовал в операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. С мая 1943-го Жданов командует ВВС Среднеазиатского военного округа, в октябре того же года ему присваивается воинское звание генерал-лейтенант.
РЫЦАРЬ ПЯТОГО ОКЕАНА
2 августа 1944 года Василия Николаевича назначают командующим 8-й воздушной армией. Замполит армии генерал А.Г.Рытов вспоминал: «В период подготовки к Карпатской операции к нам прибыл новый командующий Василий Николаевич Жданов. Это вежливый, тактичный и доверчивый человек. Но если
8-я воздушная армия участвовала в Львовско-Сандомирской операции, затем поддерживала войска, освобождавшие Донбасс, помогала наземным силам при преодолении Карпат и выходе на Среднедунайскую равнину, освобождении Закарпатской Украины, Чехословакии и южных районов Польши. Генерал-лейтенант Жданов в это время часто находился на наблюдательных пунктах сухопутных войск и оттуда руководил действиями своей авиации. В исключительно трудных природно-климатических условиях, при нехватке аэродромов он сумел организовать боевые действия малыми группами самолетов, привлекая для этого наиболее подготовленные экипажи, что позволило успешно решать поставленные боевые задачи.
В течение всей Моравско-Остравской операции, которая длилась 57 дней, авиация армии господствовала в воздухе, непрерывно наращивая силу своих ударов. И тут еще раз сказались незаурядное полководческое мастерство Жданова, его умение быстро оценивать обстановку, немедленно перенацеливать удары на те объекты, поражение которых в данный момент наиболее важно. Мобильная система руководства командарма обеспечила успешные боевые действия авиации по освобождению всей Моравской Силезии и стремительное продвижение войск фронта к Праге, которую Гитлер приказал сделать «вторым Берлином».
Когда началась операция по освобождению Праги, Жданов и его штаб твердо и непрерывно управляли авиационными соединениями и частями. Боевой путь армия закончила 12 мая 1945 года после успеха Пражской наступательной операции, когда группировки фашистских войск под командованием генерал-фельдмаршала Шернера были разгромлены. Последний боевой приказ командующего Жданова был предельно коротким: «Посылать на боевое задание только добровольцев, самых опытных летчиков».
С чувством глубокого удовлетворения просматривал Василий Николаевич армейскую сводку: 8 мая 72 бомбардировщика нанесли удар по вражеским опорным пунктам на западной окраине города Оломоуц на реке Мораве. На врага сброшено 1270 тонн бомб. В небе и на земле было уничтожено большое количество живой силы и техники противника, в том числе 737 самолетов, а 154 вражеских самолета сбито в воздушных боях.
Василий Николаевич с гордостью вспоминал итоги боевой деятельности своей армии. Тысячи воинов 8-й воздушной армии награждены орденами и медалями, 424 воинам присвоено звание Героя Советского Союза, 24 летчика удостоены этого звания дважды, а знаменитый ас А.И.Покрышкин – трижды. Более 30 раз соединениям армии объявлялась благодарность Верховного Главнокомандующего.
Сам «командарм крылатых», как уважительно называли Жданова летчики, за безупречную работу на своем посту и заслуги перед государством был награжден полководческим орденом Суворова 1-й степени, ему было присвоено воинское звание генерал-полковник. Кроме того, за время службы он был удостоен орденов Ленина, Красного Знамени, медалей и иностранных наград.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ МАРШРУТЫ
В апреле 1946 года 8-я воздушная армия была преобразована во 2-ю воздушную армию дальней авиации, которая 15 февраля 1949 года была переименована в 43-ю воздушную армию дальней авиации. Управление армии во главе с генерал-полковником Ждановым дислоцировалось в Виннице на Украине.
Перед командующим встали вопросы освоения реактивной техники, поступавшей в ВВС. 18 августа 1947 года на авиационном параде в Тушино советские асы впервые продемонстрировали реактивные бомбардировщики среднего радиуса действия Ту-4. Еще по учебе в академии Василий Николаевич помнил вещие слова Циолковского: «За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных».
В конце 1947 года стратегический бомбардировщик Ту-4 поступил на вооружение дальней авиации. Он выпускался серийно до 1952 года на Казанском авиационном заводе. Теперь, когда утих гул сражений Великой Отечественной, Жданов глубже знакомится с теоретическими и практическими основами реактивной техники.
В напряженной работе время неслось вперед. Как в военную пору, так и на посту командарма-43, вся повседневная деятельность Жданова была динамичной, стремительной. Он выступал организатором авиационных учений и научно-практических конференций, на которых изыскивались новые способы оперативно-тактического применения реактивной авиации. Жданов часто ездил в строевые части, его нередко можно было встретить на аэродромах, полигонах. Во многом благодаря ему наша авиация стала всепогодной, сверхскоростной, стратосферной, ракетоносной.
ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ВОЗДУШНОМУ ФЛОТУ
В июне 1953 года, оставив по состоянию здоровья пост командующего воздушной армией, генерал-полковник Жданов вышел в отставку. Службе в авиации он отдал 37 лет. Жил в Киеве, где и скончался 10 ноября 1956 года, накануне своего 60-летия. Похоронен на Лукьяновском военном кладбище.
Бывший бугульминский юноша прошел через четыре войны к вершинам летного мастерства и полководческого искусства. Генерал Жданов – единственный наш земляк из 26 авиационных военачальников, командовавших в годы войны воздушными армиями. Однажды
Мы, потомки воинов – защитников Отечества, обязаны хранить память о наших земляках, и в этом, надеюсь, поможет данный очерк.