История Булака – это славное прошлое красивых мостов, зданий, и людей
Еще не так давно берега Булака соединяли деревянные мосты, и по ним ходили трудяги-трамваи…
Сегодня все эти мосты являются привычными глазу сооружениями (в 1940–1950 годы по проекту Узбека Алпарова и Ефима Брудного пять мостов перестроены на основе железобетона), которые обеспечивают активное транспортное движение. А менее века назад они были малопрочными, часто разрушались при ледоходе или от интенсивной эксплуатации. Бесконечный ремонт, как указывают справочники, ежегодно обходился городской казне в сотни тысяч рублей.
Тот мост, который мы видим на старой фотографии, соединял два отрезка нынешней улицы Чернышевского и назывался Владимирским. Он вел из центра города к Владимирскому собору, на месте которого на углу улиц Московской и Чернышевского ныне стоит большая «сталинка».
…Если внимательно присмотреться к старому снимку, то на стене углового дома №23/25 по улице Правобулачной можно прочесть вывеску. Текст гласит: «Амбулатория Таткустпродстраха». Имеется перевод на татарский язык (отчего вывеска кажется длинной), причем в двух вариантах – яналифом и арабской графикой. Из чего можно сделать вывод, что время действия – ориентировочно 1931–1932 годы. Яналиф уже входил в обиход, но и память о старом написании была еще сильна.
Собственно от самого названия городской организации повеяло дыханием времени. Больниц в городе в первые советские годы катастрофически не хватало, но были амбулатории – небольшие медицинские учреждения, которые оказывали помощь пациентам на приеме и на дому, но не имели в своем составе койко-мест.
Не менее характерно в вывеске наименование организации, представляющее собой тип сложных аббревиатур, столь популярных в эпоху нэпа и индустриализации. Из названия можно предположить, что деятельность упомянутой структуры была связана со страхованием в сфере торговли и, вероятно, сельского хозяйства.
Ныне в здании, надстроенном на один этаж, расположена контора Татарского геолого-разведочного управления. Часть дома занимают офисный центр и магазины. Напротив, в другом надстроенном угловом здании, расположены главный офис «Татсоцбанка» и рабочие кабинеты фонда «Возрождение»…
Когда речь заходит о деревянных мостах на Булаке, в памяти невольно возникают разного рода проекты их переустройства. А ведь еще на рубеже двадцатых-тридцатых годов прошлого века некоторые проектировщики предлагали убрать ветхие переходы и засыпать Булак.
В сентябре 1927 года состоялось очередное заседание специально созданного комитета по Булаку при Казанском горисполкоме. Он принял решение продолжить работы по проекту инженера Альфреда Енша по благоустройству протоки.
Напомним: еще в 1914 году Енш предложил Булак, который к тому времени превратился в зловонную сточную канаву, заключить в кирпичную трубу большого диаметра, как это ранее было сделано в Москве с речкой Неглинной. Трубу предполагалось засыпать землей. В результате Булак должен был уйти под землю.
Казанская дума утвердила проект. В 1915 году приступили к его осуществлению, но Первая мировая война помешала затее.
По решению горисполкома с осени 1927 года работы по проекту заключения Булака под землю продолжили. Только вместо одной большой трубы решили строить две меньшего диаметра. За год Булак был заперт в кирпичные трубы протяженностью от Рыбнорядской площади до Университетской улицы, то есть от Татарского моста до Сенного.
Весной 1929 года каменные трубы, в которые был запрятан Булак, забились илом и грязью и их пришлось разобрать. Благо трубы еще не успели засыпать землей…
Справедливости ради отметим, что это была не последняя попытка «закопать» Булак. В 1960-е годы всерьез обсуждались подобные же планы. К счастью, ограничились засыпкой устья протоки. Булак с его зелеными берегами и поныне продолжает радовать горожан своим историческим видом.
От Татарского до Владимирского
Все шесть мостов через Булак имели собственные наименования. Первый мост сегодня образует единую магистраль по улицам Пушкина (Рыбнорядская) и Татарстан (Евангелистовская). Он издавна назывался Татарским, поскольку вел из центра города в Татарскую слободу. Второй мост между улицами Университетской и Парижской Коммуны (Сенная) до революции получил в народе название Сенного, поскольку рядом располагался Сенной базар (ныне сквер). Романовский мост был третьим по счету от озера Кабан.
На линии улиц Наджми (Поперечно-Вознесенской) и Межлаука (Большой Варламовской) стоял Варламовский мост – от названия ранее располагавшейся поблизости церкви Святого Варламия (на этом месте сейчас находится Центральный колхозный рынок). Пятый мост назывался «горбатым» или Лебедевским, он соединял улицы Петропавловскую (Джалиля) и Посадскую (Гиззата). Шестой мост – Владимирский, или Гостиннодворский.