Почему у туристической жемчужины нет транспортных ворот
В Елабуге нет автовокзала. Да-да, вы не ослышались. В туристической жемчужине Прикамья, промышленном центре с особой экономической зоной под боком, в городе с населением в 70 тысяч человек нет автовокзала. И это притом, что автомобильный транспорт здесь – практически единственное средство передвижения.
АБОНЕНТ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА
Как уехать из Елабуги на автобусе хоть куда-нибудь? Этим вопросом периодически задаются в соцсетях растерянные гости города, потому что не знают, куда еще обратиться. Горожане, давно привыкшие к подобному положению дел, объясняют, что автостанция вроде как есть, но дозвониться до нее нельзя. Поэтому какие автобусы, куда и во сколько отправляются – неизвестно.
На самом деле и автостанции как таковой нет с 2012 года. Есть так называемый пункт по продаже билетов. Только если вы попробуете туда позвонить, робот ответит, что вызываемый абонент не имеет права получить данный звонок. То есть телефоны отключены за неуплату, по меньшей мере, с начала текущего года. Чтобы узнать расписание междугородних рейсов, придется ехать в этот пункт, находящийся на выселках.
Вокзалы нередко называют воротами города. И это действительно так: вокзал встречает гостя и оставляет первое впечатление. Каковы же «ворота» Елабуги?
Железная дверь на первом этаже неприглядного здания в необустроенной местности, никаких вывесок и указателей. Обшарпанное помещение, ряд облезлых стульев, а в углу – сооруженная из подручных материалов будка. Это и есть «пункт по продаже билетов». На самом видном месте вывешено объявление о том, что по вторникам пункт не работает, а билеты продаются прямо в автобусах. Но и в другие дни застать кассира, чтобы, к примеру, заранее купить билет, можно не в любое время – он бывает здесь в те часы, когда отправляются автобусы.
В основном они проходящие. Местные же едут только в соседние Набережные Челны. Отправляются автобусы не отсюда, а с одной из конечных остановок, и на остановках же собирают людей по городу. Состояние транспортных средств вызывает жалобы пассажиров: автобусы старые, грязные и зимой очень холодные.
«МОЖЕМ И ЗАКРЫТЬ»
И пункт по продаже билетов, и эти автобусы находятся в частной собственности и принадлежат транспортной фирме «Елабуга-такси». Она арендует небольшое помещение в здании, где
В 1980-х у него было 500 единиц транспорта, в его ведении находились городские и междугородние перевозки. Долгое время тут была мощная ремонтная база и другие атрибуты транспортного гиганта районного масштаба. С конца девяностых располагалась здесь и автостанция. Преемником этого наследия стал «Концерн Елабуга – 1000», который теперь, увы, проходит процедуру банкротства. С 2012 года он не имеет лицензии и не является объектом транспортной инфраструктуры. Фирма «Елабуга-такси» была зарегистрирована в 2006 году и еще тогда взяла на себя функцию междугородних перевозок.
- Если вы попробуете позвонить на автостанцию, робот ответит, что вызываемый абонент не имеет права получить данный звонок. То есть телефоны отключены за неуплату, по меньшей мере, с начала текущего года
Долгое время у этой небольшой компании, помимо челнинского, был только один собственный рейс – в столицу республики. Однако в прошлом году и этого лишились – тендер выиграла казанская фирма. Осталось только продавать чужие билеты. Впрочем, тут говорят, что пассажиропотока фактически нет, а иногородние автобусы нередко уходят полупустыми.
– Зала ожидания как такового нет. Мы можем и закрыть пункт. Он не несет уже никакой смысловой нагрузки, – говорит пожелавший остаться неназванным представитель компании.
НА ТРАССЕ, ПОД ДОЖДЕМ И СНЕГОМ
Елабуге уже давно не везет с транспортом. Прежде всего потому, что сюда так и не дотянулись железнодорожные пути. Чтобы уехать на поезде, надо добираться до Казани (набережночелнинская ветка тоже почти «глухая»), а это как минимум три-четыре часа пути по перегруженной автотрассе.
Говорят, в этом виноваты богатые елабужские купцы: некогда уездный город был крупным транспортным узлом, местные негоцианты торговали хлебом и другими товарами, но доставлялось все это по речным путям. И теперь автотрасса до Казани остается дорогой жизни. Каждый день из Елабуги в столицу и обратно едут сотни людей: чиновники, работники учреждений, студенты и так далее. При этом автобусный рейс – единственный в день, и отправляется в него совсем небольшой автобус. На него надо записываться заранее, потому что мест может не хватить.
Как же едут все остальные, неужели только на собственных машинах? Нет, еще есть многочисленные частные такси, а также челнинские коммерческие автобусы, которые по пути «подхватывают» людей, ожидающих на автотрассе.
Кто эти таксисты, которым люди доверяют везти себя по федеральной трассе с напряженным движением? Кто проверяет их водительские навыки, состояние их здоровья и автомобилей?
- Завершено строительство было в 2008 году. С тех пор прекрасное здание, напоминающее парусник, стоит немым укором, пустует и медленно разрушается
Правильно, никто. Но они хотя бы приезжают к подъезду. А вот чтобы попасть на челнинский автобус, надо выезжать за город. И ждать на обочине трассы – и в мороз, и под палящим солнцем, и в метель, и в дождь. И в темноте, между прочим, тоже. А это не только малоприятно, но еще и небезопасно. Немаловажный момент: частники не предоставляют никаких льгот ни студентам, ни пенсионерам.
Отдельная история – уехать в Казань с маленьким ребенком. Вот что рассказывает мне елабужанка Рамзия:
– Нам с большим трудом удалось найти водителя такси, который бы согласился взять пассажиров с ребенком. У таксистов просто нет детских автокресел, они не хотят возить их с собой. А тот водитель, что нас все-таки повез, взял с двухлетнего ребенка как со взрослого – 500 рублей. На трассе с малышом тоже не постоишь. Почему контролирующие органы пекутся о безопасности в разных местах и зданиях, а тут стой возле потока машин, на ветру, в темноте, и дела нет никому? Хотя бы остановку на трассе поставили, если уж не видать Елабуге своего автовокзала и автобусов.
ПАРУСНИК НА ПРИКОЛЕ
Забавно, что метрах в трехстах от будки по продаже билетов возвышается новый, красивый и большой автовокзал. Вернее, здание, которое должно было им стать. Знакомые с ситуацией люди говорят, что вообще-то это здание строилось как автосалон (начало проекта пришлось на 2006 год), но из-за экономического кризиса, когда авторынок «просел», было перепрофилировано в автовокзал. По крайней мере, публике он был представлен именно так. Работы велись инвестором из Набережных Челнов, очевидно, по договоренности с руководством города. Завершено строительство было в 2008 году. С тех пор прекрасное здание, напоминающее парусник, стоит немым укором, пустует и медленно разрушается. Использовалось оно только раз – во время Всероссийских сельских игр в 2010 году.
Согласно техническим показателям, это автовокзал на 250 мест, с двумя залами ожидания, кафе, гостиницей, камерой хранения и прочими атрибутами. Однако в бюджете не оказалось средств, чтобы выкупить такое здание, поясняют в руководстве Елабуги, и объект, как говорят, «завис». Покупать его никто не спешит. Вот если бы он находился в Казани – оторвали бы с руками. Но до столицы отсюда далеко.
- Чтобы попасть на челнинский автобус, надо выезжать за город. И ждать на обочине трассы – и в мороз, и под палящим солнцем, и в метель, и в дождь
Тем временем крыльцо автовокзала поросло травой, конструкции потихоньку осыпаются, сквозь асфальтированную площадь пробиваются молодые деревца, а достучаться через стеклянные стены можно лишь до одинокого охранника, который говорит, что совсем ничего не знает. На журналистский запрос о дальнейшей судьбе здания руководство компании-застройщика (ЗАО «ЭГК-Инвест») предпочло не отвечать.
ВМЕСТО ВОКЗАЛА – РЫНОК
И тут самое время сказать, что автовокзал в Елабуге есть. В самом что ни на есть удобном месте, компактное, удобное здание, построенное специально под эти нужды. Только вот располагается здесь… рынок. Тут можно найти и сапоги, и рыболовные снасти, и полотенца, только билета не купишь. Автовокзал давно сдан в аренду торговцам и разным организациям.
Этот парадокс уходит корнями в начало 2000-х, когда из-за конфликта руководства города и транспортного предприятия автовокзал лишился возможности функционировать как прежде. Тогда-то и появилась автостанция на окраине города. А прежнее здание руководитель автовокзала сумел оставить за собой и распорядился им вот таким образом. Сейчас Рихман Закиров говорит, что хотя и отошел давно от транспортных дел, но теоретически готов возобновить эту деятельность. Правда, если будет бюджетное финансирование. Потому что содержать автовокзал – дорогое удовольствие. Сами перевозки могут быть выгодными, но вокзал окупаться не будет никогда, говорит он. Даже в более крупных городах.
С тем, что Елабуге нужен автовокзал и нормальное автотранспортное предприятие, согласны все специалисты, чье мнение удалось узнать. Людей на дальние расстояния должны возить профессионалы на проверенном транспорте. Но так же в один голос специалисты говорят, что без бюджетного участия никакой автовокзал не выживет, особенно – большой в маленьком городе. В этом смысле здание, похожее на парусник, вряд ли имеет шансы стать все-таки автовокзалом. Налоги, отопление, освещение, содержание штата работников… Плюс к тому металлоискатели, видеонаблюдение, охрана – только на это, по оценке транспортников, понадобится несколько миллионов рублей.
Начальник отдела инфраструктурного развития исполкома города Евгений Николаев пояснил, что здание слишком дорогое, чтобы его мог выкупить муниципалитет. А вопрос с автовокзалом, по его мнению, может решиться только на уровне Минтранса республики.