В марте текущего года, в день образования внутренних войск МВД России, в Татарстане впервые была вручена премия Героя Советского Союза Сабира Ахтямова. Чести получить ее первым удостоился ветеран войсковой части №5598 (26-й отряд спецназначения) внутренних войск МВД России Леонид Гусев.
Полковник в отставке Леонид Гусев военную службу проходил в пограничных войсках КГБ СССР, а закончил службу уже во внутренних войсках МВД СССР. Прослужил более 30 лет, выйдя на пенсию с должности помощника начальника оперативного отдела 92-й отдельной конвойной бригады внутренних войск МВД. Был избран председателем Совета ветеранов войсковой части №5598 внутренних войск МВД России (26-й отряд спецназначения), где в течение пятнадцати лет принимал активное участие в работе по военно-патриотическому и моральному воспитанию военнослужащих, сохранению и умножению боевых традиций.
Ежегодная премия учреждена в ноябре прошлого года Советом ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Республики Татарстан. И претендовать на нее могут исключительно ветераны внутренних войск МВД России.
По словам председателя Совета ветеранов ОВД и ВВ Республики Татарстан полковника милиции в отставке Евгения Гатцука, вопрос о том, кому будет посвящена высокая награда, даже не обсуждался. Лидеры ветеранского движения видели одну достойную кандидатуру – Сабир Ахтямов. Их было двое в Татарстане – Герои Советского Союза Сабир Ахтямов и Борис Кузнецов. В ночь на 20 июля 2014 года Сабира Ахтямова не стало.
Награжденный орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды, он ушел воевать в семнадцать лет из небольшой деревеньки Верхний Искубаш Таканышского (ныне Кукморского) района. Победу встретил в Восточной Пруссии. Участвовал в Параде Победы на Красной площади в июне 45-го. Командовал частью спецвойск в закрытом и по сей день Арзамасе-16 (Саров) – Российском ядерном центре. В отставку вышел в 1972 году в звании полковника.
«Как танки жечь – так годен! А как маршировать – не гожусь?»
«Не годен! – мельком окинул взглядом восемнадцатилетнего паренька офицер. – Следующий!»
Отбор участников Парада Победы, что парадными расчетами прошли 24 июня 1945 года по главной площади страны, проходил строжайшим образом. И основным условием являлся рост не ниже 170 сантиметров. Сабиру Ахтямову «не хватало» пяти сантиметров. Но, как привык, без боя решил не сдаваться: «Как танки жечь – так годен! А как маршировать – не гожусь?»
На шум подошел командир сводного полка генерал Кошевой:
– Это кто здесь такой горячий? – с ходу осадил он всех.
– Ефрейтор Ахтямов! – отчеканил испуганный боец при виде генерала.
– Ахтямов, Ахтямов… Что-то вроде бы слышал… А ну-ка, расстегни шинель, Ахтямов! – не приказал, а больше попросил генерал.
В следующий момент все увидели на застиранной гимнастерке парня Золотую Звезду Героя. «Такого орла да не взять? Зачислить в полк!» – тут же дал указание Кошевой.
Путь к Звезде Героя Сабир Ахтямов начал с первых дней своей службы стрелком противотанкового ружья 4-й гвардейской мотострелковой бригады 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта.
После призыва в ноябре 43-го – полгода учебки под Суслонгером. В мае сорок четвертого прибыли под Смоленск. В те места, где год назад погиб отец Сабира Ахтямова. Так для него начался фронт, 3-й Белорусский, операция «Багратион».
Восемнадцатилетний «первый номер»
Боевое крещение Сабир Ахтямов вместе со своим вторым номером Иваном Луковкиным принял под Оршей. Работали наравне: стрелку Ахтямову – 16-килограммовое ружье, Луковкину – пуд патронов.
Корпус двигался в направлении Кёнигсберга, когда пришлось принять очередной бой. С разведкой боем справились быстро, положив до роты немцев. Все понимали: если противник бросил крупные силы на такой маневр – жди контрнаступления.
Немецкие танковые армады поперли на окопы, занятые нашими бойцами, с рассветом. В утреннем тумане казалось, на бойцов движется стальной город из «тигров» и «пантер».
«Стреляй! Чего ждешь!» – не выдержали нервы у «второго номера». А толку стрелять, если до скрытой туманом цели больше полукилометра! Подпустили метров на триста и – огонь!
Первому сорвали гусеницу, так что на скорости машину развернуло бортом к стрелкам. Подожгли с одного выстрела. После подбили второй. И тут метрах в пяти справа треск, скрежет траков, рев дизеля! Грамотно окопавшихся стрелков огнем было не достать, и фрицы решили просто сравнять огневую точку с землей. Действуя скорее на инстинктах, Сабиров и Луковкин рванули вправо, вперед по окопу, за считаные секунды оказавшись сзади давившего их танка. Кругом разрывы, пули противно шлепают в брустверы траншей и тела убитых, на зубах хрустит земля, запах пороха, несгоревшей солярки…
Поразительно, но восемнадцатилетний парень не растерялся, а продолжил вести огонь. Влепил в стальную корму бронебойным практически в упор – и немецкая машина превратилась в груду металла. После боя шинель Сабира Ахтямова пришла в негодность – осколки и пули превратили ее в лохмотья. А на теле – ни царапины.
«Молодцы, ребята! Я вас к награде представил!» –
В строй из похоронного списка
В январе 1945 года противник встретил наступление подразделения Сабира Ахтямова кинжальным огнем у Аулзвенина – местечка в Восточной Пруссии. Особенно досаждали прицельными выстрелами две «пантеры», умело окопавшиеся на рубеже. Наши противотанковые ружья на ура работали по броне толщиной не более пяти сантиметров, так что против «пантеровской» стальной защиты в 15 сантиметров они оказывались бесполезны. Ружья-то бесполезны, но ведь ружье держал в своих умелых руках наш солдат!
«Приказывать я вам не могу, а вот посоветовать попробую, – вспоминал слова взводного Неклюдова Сабир Ахтямов. – Видите то здание?»
Дальше парням объяснять не нужно было. Вопрос только, как добраться до строения – впереди нейтралка и позиции противника. Как добраться?.. Как обычно, по-пластунски!
Плотность огня жуткая. Свинец висит над головой смертельной взвесью. Пули взбивают фонтанчики земли перед самым лицом, чиркают по шинели. Из висевшего за спиной Сабира Ахтямова котелка сделали дуршлаг, покрошили содержимое вещмешка. Второго номера ранило, на облюбованную позицию Ахтямов добрался один.
Замысел командира был, как все гениальное, прост: забраться повыше и влепить «пантерам» в незащищенные броней участки.
Первую «пантеру» бронебойщик зажег с одного выстрела попаданием в моторный отсек. Со второй надо было торопиться, по ту сторону тоже далеко не глупые люди сидят, а стрелок себя уже обнаружил. Однако прицелиться никак не получалось – танк стоял далеко. Все решали секунды. Ахтямов прекрасно понимал, что вот-вот бронебойщика-снайпера попытаются достать
Парень выстрелил по стволу немецкого танка. Два выстрела с минимальным интервалом. Этого оказалось достаточным для того, чтобы при следующем выстреле ствол разорвало. А еще через секунду по точке Ахтямова начала работать артиллерия. Первый же снаряд разнес кирпичное строение. Но благодаря тому, что хозяин дома не экономил в свое время на арматуре, покореженный каркас кое-как остался стоять. По нему и спустился молодой боец, в одной руке удерживая пудовое орудие. Пока спустился, пока добрался до позиции своих, бригада уже продвинулась вперед. Нашел. «Живой! – при встрече обнял его комбриг Антипин. – Вычеркивай Ахтямова, живой он!» Оказалось, видевшие результат работы по дому артиллерии сослуживцы Сабира Ахтямова уже внесли его в списки погибших.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии рядовому Сабиру Ахтямову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны Герой Советского Союза Сабир Ахтямов остался на сверхсрочной. Получил офицерское звание, окончил школу рабочей молодежи, затем – Военный институт КГБ. Возглавил вновь созданную воинскую часть в Арзамасе-16, работал под руководством академиков Сахарова, Зельдовича, Харитонова. Там же встретил и свою будущую супругу. В родной Татарстан ветеран перебрался в начале 1990-х.
В ночь на 20 июля 2014 года героя не стало. Ему было 88 лет. Имя Сабира Ахтямова увековечено в Зале героев мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве. В честь героя названа одна из улиц Казани. И вот теперь появилась и ежегодная премия имени Героя Советского Союза Сабира Ахтямова ветеранам внутренних войск МВД России.
Говорят, человек жив, пока жива память о нем. Хочется верить, что память о таких героях будет жить вечно.