Хлеб, как известно, – всему голова. Труд людей, выращивающих и производящих его, всегда считался почетным. Но стоит «заглянуть» под хлебный прилавок, как можно увидеть сегодняшние проблемы тех же хлебопеков. Вот уже несколько лет между ними и торговыми сетями тлеет конфликт: под видом маркетинговых услуг, а фактически за то, что магазины просто берут на реализацию их продукцию, ретейлеры требуют от хлебопеков деньги. И немаленькие.
К примеру, расходы Казанского хлебозавода №3 на плату торговым сетям за «продвижение товара» в 2014 году составили более шести миллионов рублей. Генеральный директор предприятия Джавидин Кафаров поясняет: «В целом по России хлебопеки в год теряют на выплате подобных бонусов около 50 миллиардов рублей. Видимо, владельцы крупных торговых сетей имеют сильных лоббистов, если эту проблему не могут решить на самом высоком уровне, в том числе в Государственной Думе».
Еще одна крупная статья расходов производителей – возврат торговыми сетями нереализованного хлеба. По словам генерального директора Казанского булочно-кондитерского комбината Булата Кутдусова, доля возвращаемого ими производителям хлеба в настоящее время достигает 20 процентов, что в целом обходится отрасли в 30 миллиардов рублей убытка в год. Конечно, можно было бы поставлять в магазины меньше, но торговые сети подают максимальные заявки, которые хлебозаводы вынуждены под угрозой огромных штрафов исполнять и терпят колоссальные убытки, отправляя хлеб на корм скоту.
Представитель одной из торговых сетей Казани признался, что на самом деле хлеба они заказывают больше, чем рассчитывают продать, так как не несут за это ответственности. А вот «плюсов» имеют много. По закону торговые сети обязаны иметь в ассортименте определенную долю местной продукции, а татарстанские хлебозаводы как раз и обеспечивают им этот процент в товарообороте. К тому же большой ассортимент хлебобулочных изделий на прилавках – это сам по себе своеобразный маркетинговый ход, привлекающий в магазины покупателей. При этом ритейлеры мало опасаются того, что татарстанские хлебопеки сплотятся и перестанут подписывать кабальные договоры поставок. Дело в том, что на потребительский рынок Татарстана «положила глаз» крупнейшая компания «Каравай», которая уже захватила 30 процентов московского хлебного рынка и стала сильнейшим конкурентом в Восточной Сибири, Красноярском крае, Бурятии, ряде других регионов России. Всегда готовы потеснить татарстанских хлебопеков с их же рыночного поля соседи из ближайших регионов.
Возврат производителю нереализованной продукции далеко не локальная проблема. Она носит макроэкономический характер: в масштабах страны ежегодно теряется на этом около трех миллионов тонн пшеницы и ржи. Фактически это значит, что потрачен впустую труд сельхозпроизводителей целого региона, такого, например, как Татарстан.
Наши хлебопеки считают, что продавцы и производители должны нести солидарную ответственность за потери от не реализованной вовремя продукции.
В минувшую пятницу Союз хлебопроизводителей республики созвал на базе булочно-кондитерского комбината в Казани крупнейших игроков на татарстанском рынке хлеба, пригласив на встречу вице-премьера – министра сельского хозяйства и продовольствия Марата Ахметова. Участники совещания поддержали обращение российских коллег на имя Президента России Владимира Путина с просьбой запретить возврат торговыми сетями хлебобулочной продукции и исключить из практики маркетинговую плату. Исполнительный директор Союза хлебопроизводителей РТ Дмитрий Савинов доложил об итогах работы хлебопекарной промышленности за прошлый год и отметил, что для хлебопеков и в целом сложились непростые условия – растут тарифы на энергоносители, повышаются ставки кредитования. Рост курса иностранных валют привел к повышению цен на сырье и материалы в среднем на 40 процентов. Цены на муку за год выросли на 16 процентов, на 30 процентов подорожали дрожжи, растительное масло, маргарин, более чем на 50 – упаковочные материалы, на 70 процентов – сахар-песок.
«Уже довольно давно хлебопекарные предприятия республики работают практически при нулевой рентабельности, а производство социальных хлебов является глубоко убыточным, – заявил Дмитрий Савинов. – Десять лет назад в Казани было восемь хлебозаводов, теперь осталось три. Проблемы испытывают даже мощные предприятия – им необходима модернизация, а с ростом цен на сырье у них образовалась нехватка оборотных средств, пополнение которых проблематично в связи с повышением ключевой ставки Центробанком». Директор ОАО «Васильевский хлебозавод» Александр Марченко рассказал, что в прошлом году по линии Министерства экономики РТ они выиграли лизинг-грант на два миллиона 600 тысяч рублей, и практически вся эта сумма ушла на погашение процентов по кредиту, так как лизинговая компания резко повысила процентные ставки по платежам за приобретенное новое оборудование.
Пользуясь присутствием главы аграрного ведомства, хлебопеки обратились к Марату Ахметову с просьбой рассмотреть возможность оказания бюджетной поддержки в техническом переоснащении хлебопекарных предприятий. Министр напомнил, что в этом году Минсельхозпрод предусмотрел выделение хлебопекарным предприятиям средства на возмещение части затрат, связанных с производством социальных хлебов. «Однако я понимаю, что сдерживание цен на муку и коррекция цен на основные виды хлеба – это не те меры, которые способны переломить ситуацию, – отметил он. – Необходимы масштабная модернизация всей отрасли и дополнительные меры поддержки хлебопекарных предприятий», – согласился Марат Ахметов и сообщил, что готов согласовать с врио Президента РТ Рустамом Миннихановым вопрос возмещения из бюджета 40 процентов расходов на приобретение необходимого для хлебопекарных заводов оборудования. Это не повлечет дополнительных расходов – в смете на этот год уже заложено 100 миллионов рублей на модернизацию предприятий АПК. Какие именно предприятия могут рассчитывать на поддержку, будет определять Союз хлебопроизводителей РТ.
Что касается кредитной нагрузки, то на днях на заседании коллегии Минсельхоза России был принят документ, разрешающий регионам субсидировать перерабатывающим предприятиям ключевую ставку Центробанка. Марат Ахметов пообещал сделать все от него зависящее, чтобы хлебозаводы смогли воспользоваться этой возможностью.