Одежда, годами лежащая в шкафу, куклы и мячи, которые надоели детям и тоскуют на самом дне ящика с игрушками, лишняя посуда… Эти и многие другие вещи просто пропадают во многих домах, а выбрасывать не поднимается рука. В то же время среди нас немало людей, которые в таких вещах очень нуждаются. Но как узнать, кому именно они по-настоящему необходимы?
В Елабуге группа единомышленников решила этот вопрос по-своему и весьма успешно. Но для продолжения полезной и абсолютно бесплатной работы им самим необходима помощь – нужно как можно скорее найти помещение.
ИНТЕРНЕТ СТАЛ ПОМОЩНИКОМ
У Венеры Исмагиловой и ее добровольных помощниц день расписан по минутам. Ответ на десятки сообщений в Интернете и звонки по телефону, раздача вещей – так выглядит обычный день этих женщин. И это – помимо основной работы, семейных обязанностей и воспитания детей.
Юной одинокой маме не на что купить коляску, многодетной семье требуется детская одежда, а другая семья просит ненужный ковер, потому что ребенок ползает по холодному полу… Многие в Елабуге и за ее пределами уже знают, к кому обратиться в подобной ситуации – к группе активистов «Добрые сердца».
Началось все немногим больше двух лет назад. Тогда Венера, будучи в декретном отпуске, создала в социальной сети «ВКонтакте» благотворительную группу. Поначалу она состояла из друзей и знакомых, а теперь в ней сотни участников.
Хотя все-таки началось все гораздо раньше. И тут надо немного рассказать о самой вдохновительнице проекта. Венера Исмагилова всю жизнь работает с детьми, и по большей части – с «особыми».
– Везде находились дети, которым хотелось помогать и от себя лично, и привлекая знакомых, – вспоминает Венера. – А выйдя в декрет, я решила обратить на это больше внимания, нашлись единомышленники.
Начали фотографировать и выставлять в фотоальбомах группы ненужные вещи – и новые, и старые, но в хорошем состоянии. Люди стали отзываться, забирать их. Постепенно желающих с той и другой стороны становилось больше. Подтягивались старые знакомые и коллеги, люди подавали новые идеи. Так, стали отправлять вещи в села района: их развозили активисты, а раздавали работники сельских клубов. Перед началом учебного года собирали посылки детям, у которых элементарно не было портфеля и школьной формы.
МЕНЬШЕ ВЕЩЕЙ –БОЛЬШЕ СВОБОДЫ
Недавно я прочла статью о молодом мужчине, который решил обходиться в своей жизни минимумом вещей и постепенно дошел до того, что у него их осталось всего пятнадцать. Вполне успешный человек предпочитает не обременять себя лишними предметами, а жить налегке. А многие люди на своем опыте убеждаются, что завалы неиспользуемых вещей угнетают, и чем их больше, тем сильнее… Зато при освобождении от излишнего меняется качество жизни, мысли становятся четче, появляется чувство свободы – такими ощущениями делятся приверженцы минимализма.
Но просто выбрасывать хорошие вещи жалко. И эта проблема весьма актуальна, судя по тому, как много людей начали передавать активистам пакеты, мешки, коробки, наполненные одеждой, посудой, игрушками…
Поначалу сбор велся дома у администраторов благотворительной группы. Балконы, кладовки, прихожие оказались заваленными вещами. За ними каждый день приходили люди. Мужья активисток стали нервничать и устраивать акции протеста, вопрос с помещением становился все острее. К счастью, как раз в это время Венера Исмагилова вышла из декрета на работу – в общественную организацию молодежи и детей-инвалидов «Планета добра». С разрешения руководства она организовала там пункт приема и выдачи вещей.
Поступающие гостинцы стали большим подспорьем и в работе с ребятами-инвалидами, ведь организация не имеет финансирования. Кроме сбора вещей, занялись поиском подработки для мам и другими направлениями работы.
ОТЧЕТ ЗА КАЖДЫЙ ПРЯНИК
Основной состав администраторов – молодые женщины, находящиеся в декретном отпуске. Чтобы стать администратором, надо пройти необходимый отбор.
– Мы совещаемся, изучаем человека, выдержит ли он такой темп, – говорит Венера. – Он должен быть тактичным, терпеливым и обязательно порядочным. Мы должны быть уверены, что человек передаст все, что у него собирается.
Честности тут уделяется первостепенное внимание. Активисты публично, с помощью Интернета, отчитываются буквально за каждый блокнот, за каждый переданный пряник.
- У группы такая идея: поддержать человека в трудное время, но, когда он встанет на ноги, пусть сам из нуждающегося превратится в активиста
– Люди иногда спрашивают: не лень вам так подробно расписывать? Нет, не лень, доверие – самое важное для нас, – отвечает Венера. – Ведь поначалу были вопросы: а вы точно все это передаете? У нас общество, по-моему, не готово к такому. Бывают и агрессивные реакции, но жизнь продолжается. Наша задача – доказать, что доброта все-таки спасет мир, и люди должны поддерживать друг друга.
– К сожалению, встречаются хронические попрошайки, – продолжает Венера. – Если мы видим, что человек просит и просит, а от него никакой отдачи нет, мы его игнорируем. Когда обращаются с заявками, изучаем ситуацию, перепроверяем через знакомых. И только потом бросаем клич о помощи. У нас такая идея: под-
держать человека в трудное время, но, когда он встанет на ноги, пусть сам из нуждающегося превратится в активиста. Вовсе не обязательно давать деньги или крупные вещи. Можно помочь в уборке одинокой бабушке, передать конфетки малышу. Главное, чтобы была отдача.
А бывает и наоборот: вчерашние активисты в силу разных причин становятся нуждающимися в помощи. И они очень скромно и осторожно о ней просят. Например, вчера одна мама выручила другую коляской для ребенка, а сегодня вторая поделилась памперсами.
– У нас получился женский профсоюз, ведь большая часть наших активистов – женщины, – улыбается Венера. – Большинство из нас – мамы. И когда женщины видят, что ребеночку или самой маме нужна помощь, они не могут пройти мимо.
ТАЙНО ИЛИ ЯВНО
Кто больше помогает группе – состоятельные люди или те, кто сам недалеко ушел от категории нуждающихся, а потому хорошо их понимает? Много тех, кто сам прошел через сложные жизненные ситуации, отвечает Венера, но есть и богатые, особенно из числа верующих.
Благодарят здесь каждого. Персонально или анонимно, по желанию человека, но обязательно говорят и пишут «спасибо» в группе «Добрые сердца» в соцсети «ВКонтакте».
- Посылки теперь отправляются даже за пределы Елабужского района. Помощь стали предлагать люди из других городов, но затем, при содействии елабужан, они создали свои группы, ведь нуждающихся в помощи хватает везде. Так движение распространилось на Набережные Челны и Менделеевск
– Мы не разделяем, передал человек пряник или диван – всем благодарны одинаково, – объясняет Венера. – Мы же видим, что люди стараются помочь. Это может быть мама, которая еле-еле тянет от зарплаты до
зарплаты, но она передала компот или пачку печенья. Или это состоятельный, занятый человек, но он ведь нашел время, приехал. Я просто не имею права молчать о таких поступках! И люди, которые получили эти вещи, просят передать благодарность.
Есть у женщины и свой ответ на утверждение, что добро должно быть тайным:
– Почему в наше время разные виды жестокости, криминал так сильно афишируют? Почему не говорить о добре? Говорят, вредное и плохое – заразное. И доброта может быть в хорошем смысле «заразной»! Это будет стимулом и для тех, кто пока ничего не делает. Думаю, это урок добра для многих.
НЕ СТЫДИТЬСЯ НУЖДЫ
Ситуации бывают самые разные. Доводилось помогать и погорельцам, и беженцам с Украины, у которых нет вообще ничего. Или вот активисты подсказали, что в больнице лежит ребенок из проблемной семьи или брошенный родителями, и нет у него даже смены белья, не говоря уже об игрушках и лакомствах. И тогда начинается срочный сбор.
– Мы рассматриваем такие ситуации, где действительно можем помочь, как говорится, с миру по нитке. Золотые горы не обещаем, – поясняет Венера.
Самое нужное и ходовое – это детские вещи, памперсы, смеси, они разбираются сразу. Есть категория предметов, которые передаются из рук в руки, когда ребенок подрастает, – коляски, кроватки, ванночки. За круговоротом вещей тоже присматривают администраторы. Очень нужны канцтовары, лекарства, продукты. В общем, всему находится применение.
Бывает, люди стесняются обращаться за помощью, стыдятся своей нужды. Но если жизнь прижимает, если мама всю ночь проплакала, не зная, где достать для ребенка очередную баночку очень дорогой гипоаллергенной смеси, то тут уже не до гордости.
– Через какое-то время они возвращаются с гостинцем в руках либо с пакетиком вещей – тоже хотят
ЗА ПРОСТОЕ «СПАСИБО»
Поначалу активисты считали, скольким людям передали вещи, а потом со счета сбились. Большие посылки отправлялись и за пределы Елабужского района. Стали предлагать помощь люди из других городов, но затем, при содействии елабужан, они создали свои группы, ведь нуждающихся в помощи хватает везде. Так движение распространилось на Набережные Челны и Менделеевск.
А елабужской группе теперь очень нужно помещение на безвозмездных условиях, чтобы продолжать работу. Венера Исмагилова по семейным обстоятельствам покидает «Планету добра», да и не годится такой работой нагружать детскую организацию. Поэтому пока прием вещей в прежних объемах притормозился, обрабатываются только срочные заявки.
– Забрасывать идею нельзя, – уверена Венера. – Надеюсь, что с помощью высокопоставленных людей удастся найти помещение. Наши администраторы готовы трудиться безвозмездно – это работа для души.
Необходимо хотя бы небольшое помещение со стеллажами, где можно рассортировать вещи. Холодильник, где могли бы храниться лекарства и гостинцы. Диванчик, на который люди могли бы присесть, ведь многим приходится добираться издалека…
Разговаривая с Венерой, я думаю о том, что с такими организаторскими способностями и целеустремленностью она могла бы достичь больших успехов в бизнесе. Но всю свою энергию она вкладывает в сферу, которая материальной выгоды не приносит.
– Муж мне так же говорит, – смеется женщина в ответ на эти слова, а потом становится серьезной. – Знаете, я все детство и юность пролежала в онкологических центрах, видела, как людям бывает тяжело. И сама из многодетной семьи, знаю, как смотрят на тех, кто одет очень скромно… Да, можно просто найти высокооплачиваемую работу и с каждой зарплаты отдавать «десятину» или бизнес открыть. Но я так не могу – нужно постоянно