В Казанском университете к игровым разработкам подошли со всей серьезностью
В марте Высшая школа информационных технологий и информационных систем (ИТИС) Казанского федерального университета подписала соглашение о стратегическом партнерстве с одним из крупнейших европейских интернет-ресурсов – Mail.Ru Group. Университет будет совместно с компанией готовить разработчиков компьютерных игр.
Представьте, что вы гуляете в Болгарском музее-заповеднике, вооружившись специальными очками. Надеваете их – и вокруг уже не останки старинных строений, а самый настоящий древний город: мостовые, улицы, дома, мечети… Все смоделировано на основе новейших археологических изысканий. Наверняка многие мечтали о возможности подобных экскурсий. Современные технологии так называемой дополненной реальности позволяют в обозримом будущем воплотить все это в жизнь. Тем более что 3D-модель древнего Болгара уже создана студентами и преподавателями ИТИС, работающими в лаборатории визуализации и разработки игр. Конечно, над ее созданием они трудились не в одиночестве – им, поясняет руководитель лаборатории Влада Кугуракова, помогали археологи, этнографы, антропологи…
Зачем антропологи? Дело в том, что скоро виртуальный древний город наполнится людьми. Воины, мастеровые, купцы, слуги, дети пойдут-побегут по древним улицам, а современный человек, «попавший» в болгарское средневековье, сможет выбрать себе персонажа и «прожить» его жизнь в предлагаемых условиях – для этого сейчас прорабатывается игровой сценарий.
Разумеется, в новой компьютерной игре должна быть аутентичная этническая музыка. И это, говорят сотрудники лаборатории, не проблема, благо в федеральном университете есть и высшая школа искусств.
– В России есть все предпосылки для создания самых лучших компьютерных игр, – считает директор Высшей школы ИТИС Айрат Хасьянов. – У нас прекрасные традиции в музыке, изобразительном искусстве, кинематографе, а все это – основные составляющие успеха в современной игровой индустрии. В свою очередь мы уже четвертый год готовим студентов-программистов, специализирующихся на игровых разработках. Думаем, что сотрудничество с Mail.Ru Group как одним из крупнейших разработчиков онлайн-игр в восточной Европе поможет нам выйти здесь на новый уровень.
Надо сказать, ИТИС, готовящий серьезных специалистов в сфере IT-технологий, неслучайно такое внимание уделяет именно компьютерным играм. Игровой рынок, по данным все той же Mail.Ru Group, растет невиданными темпами – количество тех, кто играет в компьютерные игры в России, сегодня превышает 40 миллионов человек, и в 2012 году игровая индустрия по скорости развития и объему рынка обогнала кинопрокат. Впрочем, психологов это не удивляет – склонность к игре всегда была в человеческой природе, а феномен Homo Ludens – человека играющего – описал еще в первой половине XX века нидерландский историк и культуролог Йохан Хёйзина в трактате, посвященном универсальному значению игры в развитии человеческой цивилизации. В общем, неудивительно, что продвинутый IT-регион Татарстан сегодня намеревается занять свою нишу в сфере игровой индустрии, и большую роль в решении этой задачи должна сыграть именно Высшая школа ИТИС.
– Думаю, мы вполне способны конкурировать с зарубежными разработчиками игр, – делится с нами планами Влада Кугуракова. – Неслучайно осенью прошлого года наши студенты победили в Казани на российском этапе хакатона Imagine Cup (конкурса IT-разработок. – Ред.) именно с игровым проектом.
Кстати, игра-победитель хакатона, Coobe – своего рода многомерный симбиоз тетриса и кубика Рубика – уже доступна в Сети, и ее активно скачивают владельцы смартфонов. Уместно также будет напомнить, что и тот самый тетрис, некогда завоевавший любовь игроков всего мира, – детище российского программиста Алексея Пажитнова. Если у него получилось, кто сказал, что казанские студенты не добьются еще большего успеха? Тем более что в этом году ИТИС выпускает первых специалистов по разработке компьютерных игр. И в багаже у них – новые почти готовые продукты. Какие именно – в лаборатории пока не говорят. Но делятся планами по новым культурно-историческим реконструкциям, связанным с той самой дополненной реальностью. Создание 3D-моделей и проработка игровых сценариев, рассказывает Влада Кугуракова, не закончатся на древнем Болгаре. Такие же разработки сейчас ведутся по Свияжску и Казани. В перспективе планируется создать виртуальные экскурсии и по малым городам Татарстана, имеющим славные исторические традиции. Так что игровые приложения в разработках лаборатории неотрывны от образовательной, просветительской составляющей.
– Если игра – естественное состояние человека, почему бы не использовать ее в процессе обучения? – говорит Айрат Хасьянов. – Ведь играть все равно будут, так уж лучше вложить в игру достойный контент…
Фото из архива Лаборатории визуализации и разработки
компьютерных игр Высшей школы ИТИС КФУ