Представители старшего поколения наверняка помнят замечательный фильм режиссера Ильи Фрэза «Первоклассница» про девочку Марусю, которая, поступив в школу, учится писать в тетрадке сначала карандашом, потом ручкой с пером, мужественно «сражается» с чернильницей и кляксами. Теперь чернильницу увидишь разве что в музее, а хороший почерк не так уж и актуален – нужное письмо легко составить на компьютере. Лекцию в институте можно записать на диктофон, а звуковой файл скинуть на ноутбук. Да, гаджеты, безусловно, существенно облегчили нам «ручной» труд. И письменность, культура письменности как таковая постепенно исчезает из повседневного обихода. Что мы теряем с ее уходом, спросили мы наших читателей.
Александр Лемехов, строитель, Зеленодольск:
– На мой взгляд, хорошего в этом мало. Например, дети с малых лет уже ориентированы на всевозможные информационные технологии, общаются с окружающим миром всего лишь нажимая кнопки. Смешно сказать, принес четырехлетней внучке книжку с картинками, она ее взяла и пытается пальчиками «раздвинуть» картинку, приблизить ее, как на экране планшета. Приятель рассказывает, что самое нелюбимое занятие сына-подростка в школе – это заполнение творческого дневника. Мальчишка жалуется, что у него устает рука весь урок красиво выводить буквы. Так что, получается, письменность или, вернее, привычка к ней исчезает уже на этом уровне!
Николай Силантьев, ветеран педагогического труда, Чистополь:
– В далекие армейские годы письма для нас, молодых солдат, были основными средствами связи. Вспоминаю, с каким трудом давались вначале скупые строки писем родным нам, вчерашним сельским паренькам. До полуночи, отрывая время от сна, засиживались над ответом, старались как можно понятнее передать родным, близким, любимым свои мысли и чувства. Солдатские «творческие муки» над листом бумаги помогали нам грамотнее писать, совершенствовать разговорную речь, логику мышления, а мне поспособствовали и в выборе будущей профессии. Вряд ли что личного, сокровенного узнаешь от собеседника по современным, мобильным средствам связи, пришедшим на смену перу, бумаге и конверту.
Лариса Карманова, офис-менеджер, Набережные Челны:
– Знаете, бумага действительно перестает быть необходимым инструментом человеческой коммуникации. Но я не согласна, что уходит культура письменности, просто она перешла в другую плоскость. В конечном итоге-то люди, как только освоили грамоту, только и делали, что совершенствовали технику письменности: изобретали печатные станки, пишущие машинки, потом появились компьютеры, теперь вот – планшеты. Какая разница, каким способом написано письмо, главное в его содержании, разве не так? Согласитесь, все-таки рукописные тексты в буквальном смысле слова громоздки, и если есть возможность сделать их более компактными, удобными для пользования, почему бы и нет.
Наиль Юнусов, историк, Альметьевск:
– Ну не знаю, не знаю… Грамотно выстроить письменный текст сегодня действительно может только специалист или в крайнем случае начитанный человек. Но потребность общаться посредством написанных текстов, без сомнения, осталась. Правда, это другая сторона вашего вопроса. Вы обратили внимание, что мы часто заменяем устные сообщения письменными? Нам проще написать электронное письмо или отправить sms-сообщение, чем позвонить или высказаться непосредственно
Геннадий АБРАМОВ, Ирина МУШКИНА,
Марина СЕЛЬСКОВА, «РТ»