Чуть более века назад, в декабре 1914 года, император Николай II издал указ о формировании из отдельных отрядов четырехмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец» эскадры воздушных кораблей, которая положила начало дальней авиации России. Служить в нее брали людей смелых, самоотверженных, мастеров пилотирования. Именно с дальней авиацией связана судьба одного из первых Героев Советского Союза, полярного летчика Михаила Васильевича Водопьянова (1899–1980). Многие события его биографии связаны с Казанью.
ДОРОГА В НЕБО
С 1919 года в Липецке Водопьянов служил обозным на аэродроме в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». Главной его обязанностью была подвозка горючего к аэропланам. Потом, будучи помощником авиамеханика, участвовал в боях против Мамонтова под Борисоглебском, против Врангеля – на Украине, против Колчака – на подступах к Екатеринбургу. После окончания Гражданской войны в 1922 году демобилизовался из армии, но чудесным образом вновь оказался рядом с самолетами. Работал водителем грузовика на складе авиационной организации «Промвоздух», мотористом в мастерских общества «Добролет» в Москве. С 1925 года служил бортмехаником в летном отряде по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В 1929 году Водопьянов окончил Московскую летно-техническую школу.
СТАНОВЛЕНИЕ ПИЛОТА
Но первые его шаги как летчика связаны с Казанью. Именно здесь влюбленный в небо парень стал осваивать романтическую по тем временам профессию пилота. «В 1929 году, получив звание пилота второго класса, – пишет он в своей книге «Друзья в небе», – я был назначен на одну из первых авиапочтовых линий Москва – Иркутск, на участок Казань – Свердловск».
В другой своей книге, «Полярный летчик», Водопьянов рассказал, как в Казани испытывал авиационное горючее. Новый сорт оказался некачественным, самолет в результате попал в аварию. По распоряжению начальника Главного управления ГВФ Михаил Водопьянов был снят с пассажирской линии «за то, что в Казани при испытании горючего взял на борт пассажиров» и отдан под арест. Начальник Казанского аэроузла пожалел молодого пилота, заменив гауптвахту домашним арестом. «Затем меня послали работать на Север, – пишет в книге летчик, – но мы все равно возвращались в Москву через Казань. Аэростанция «Казань» была важным транзитным пунктом».
ПОЛЯРНЫЙ ЛЕТЧИК
Неудачи закаляли его характер. Уже в середине января 1930 года Водопьянов первым открыл воздушную линию из Хабаровска на Сахалин. Самолет стал доставлять пассажиров из краевого центра на дальний остров за 5–6 часов. С 1931 года он работал в летном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал в транспортной авиации на авиалиниях Москва – Ленинград, Москва – Ташкент.
В 1934 году Михаилу Васильевичу довелось участвовать в спасении экипажа ледокола «Челюскин». На самолете Р-5, без штурмана и радиста, он совершил три полета на льдину и вывез оттуда десять человек. В числе семи летчиков Водопьянов был удостоен звания Героя Советского Союза. И радость высокой награды он разделил с Казанью, приехав сюда летом того же года вместе с десятью челюскинцами на специальном пароходе.
Его следующая встреча с Казанью состоялась 1 марта 1935 года. Осуществляя перелет по маршруту Москва – мыс Шмидта – остров Врангеля, самолет «СССР Н-67» Водопьянова приземлился в Казани.
В 1936–1937 годах Михаил Водопьянов, перешедший на работу в Управление полярной авиации, возглавлял полеты в Арктику. Он совершил перелет по маршруту Москва – Архангельск – Земля Франца-Иосифа и обратно. Обследовал с воздуха весь архипелаг, провел ледовую разведку. В мае 1937 года отряд под командованием Водопьянова впервые в мире совершил посадку на Северный полюс, доставив туда полярную экспедицию.
БОЕВОЙ ОПЫТ
Во время советско-финляндской войны 1939–1940 годов Водопьянов участвовал в боевых действиях, передавал военным летчикам опыт полетов в условиях низких температур. На своем самолете «СССР Н-170», переоборудованном для ведения боевых действий, он совершил несколько вылетов на бомбардировку позиций противника.
Весной 1941 года Водопьянов на Казанском авиазаводе подробно изучил бомбардировщик ТБ-7 и даже самовольно совершил полет на самолете, еще не принятом в эксплуатацию.
НА СТОЛИЦУ РЕЙХА
Как только началась Великая Отечественная война, Михаил Водопьянов стал ходатайствовать об отправке на фронт. Но получил приказ сформировать специальную бомбардировочную авиационную дивизию дальнего действия на самолетах ТБ-7 и Ер-2.
Корабли и экипажи для особого задания решили готовить в Казани. Для этого здесь имелись все условия. Город и аэродром были Водопьянову хорошо знакомы.
С 15 июля 1941 года он командовал 81-й бомбардировочной авиационной дивизией, формируемой в Казани. 412-й полк базировался на аэродроме авиазавода в районе Арского поля, а 420-й полк – рядом, на аэродроме Гражданского воздушного флота.
Самолеты в Казань пришлось собирать по всей стране. Здесь, на заводе №124, их доводили до нужных кондиций. Отдельный заказ исполнили на Казанском оптико-механическом заводе по
просьбе самого Водопьянова – в хвост самолета ТБ-7 для стрелка-радиста изготовили специальный пулеметный прицел. В первых числах августа Водопьянов доложил об этом в ставку. Его вызвали в Москву, где он получил боевой приказ, который был написан в Кремле на обычном листке бумаги в клетку:
«Т-щу Водопьянову с 9.8 на 10.8 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете, кроме фугасных бомб, обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае, если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежек
г. Кенигсберг.
И. Сталин. 8.8.41».
Вернувшись в Казань ранним утром 9 августа, Водопьянов на аэродроме, обращаясь к летно-техническому составу, сказал: «Времени для переучивания больше нет. Фашистская авиация бомбардирует наши города, гибнут советские люди. Наступила и для нас пора мщения».
В тот же день самолеты перелетели из Казани на аэродром «подскока» в Ленинградской области, а 10 августа примерно в 20.00 семь ТБ-7 и три Ер-2 взяли курс на Берлин. Водопьянов лично участвовал в бомбардировке объектов Берлина, но на обратном пути его самолет совершил вынужденную посадку из-за порчи дизельных моторов. При посадке на лес самолет разбился. Всего до цели долетели пять машин из десяти. Герой Советского Союза генерал-майор авиации Петр Стефановский вспоминал: «Так закончился потрясающий по своей дерзости боевой налет на Берлин. Велики были потери, но и результаты поистине грандиозны…»
А вот что рассказывал сам Водопьянов о трудностях полета на Берлин: «Летишь, бывало, бомбить Берлин – вражеские зенитки не оставляли живого места в небе, того и гляди воздух начнет плавиться, а у самого все внутри дрожит. Страшно, конечно, жить-то хочется. Пятьдесят на пятьдесят процентов вероятности того, вернешься ты после бомбометания или нет. Но есть такое, что дороже жизни…»
При общем успехе полета нашей авиации на Берлин ставка осталась недовольна организацией этого предприятия.
КАЗАНСКИЙ ВОЕНПРЕД
15 августа 1941 года экипажи, имевшие самолеты ТБ-7, а их осталось только три, возвратились на заводской аэродром в Казани для переоборудования новыми двигателями. Остальные экипажи доставлялись сюда же на транспортных самолетах. Михаил Водопьянов 17 августа был отстранен Сталиным от командования 81-й дивизией и тоже направлен в Казань – испытывать на Пе-8 новые моторы.
В одном из испытательных полетов самолет Водопьянова попал в катастрофу, он разбил лицо, сломал ребра и четыре месяца лежал в Казанском военном госпитале. После излечения был назначен военпредом на Казанский авиационный завод №22, а жил в доме на улице Островского.
По настоянию Водопьянова на самолеты Пе-8 стали устанавливать двигатели М-82, которые «не задыхались» в полете и были более экономичными. В октябре 1941 года, совершив беспосадочный перелет с новыми двигателями по маршруту Казань – Ташкент – Казань, Михаил Васильевич способствовал ускорению выпуска бомбардировщиков
Пе-8 с улучшенными данными в большом количестве.
В ЕДИНОМ СТРОЮ
«Вскоре на своем старом самолете, но с новым мотором, с тем же экипажем мы стали вылетать на бомбежки вражеских объектов в Смоленске, Орле, Калуге», – вспоминает летчик. Рядом с Водопьяновым воевали его сыновья, Василий и Владимир, и его племянники – воздушные стрелки Анатолий и Виктор.
В 1942 году Водопьянова назначили командиром вновь созданной дивизии, которая располагалась в Подмосковье. Михаилу Васильевичу довелось бомбить передовую линию врага, уничтожать аэродромы, с которых посылались самолеты на Москву. Неоднократно совершал полеты к партизанам, попавшим в окружение, доставлял им вооружение и эвакуировал раненых.
Усилия Водопьянова по повышению качества авиационной материальной части сыграли заметную роль в общей победе, в 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора. Немалая заслуга Михаила Васильевича и в том, что среди воевавших рядом с ним многие стали героями-летчиками. Членам его экипажа Э.К.Пусепу и А.П.Штепенко в 1942 году были присвоены звания Героев Советского Союза. Дважды Героем Советского Союза стал воевавший в 81-й авиационной дивизии летчик А.И.Молодчий.
В 1946 году генерал-майор авиации Водопьянов вышел в отставку. Он вернулся в арктическую авиацию и принимал участие в ряде воздушных экспедиций в высокие широты.
«ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА»
В последние годы жизни Михаил Васильевич целиком посвятил себя общественной и литературной деятельности. Член Союза писателей СССР рассказал потомкам о пройденном пути в своих книгах «Путь летчика» (1953), «Небо начинается с земли» (1976), «Повесть о первых героях» (1980). Водопьянов известен как автор рассказов, очерков, повестей, пьес и публицистических статей.
В 1985 году, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, в театре имени Качалова в Казани была открыта экспозиция, в которой были и материалы о М.В.Водопьянове. Экспозиция совпала с 85-летием легендарного летчика. К тому времени он уже умер – в дни московской Олимпиады – и похоронен в на Троекуровском кладбище столицы.
Его именем названы улицы в Москве и Екатеринбурге. Он почетный гражданин Липецка, где в школе №9 есть музей, посвященный Водопьянову. Памятник легендарному летчику установлен в 2013 году на Ходынском поле в Москве. А вот в Казани имя прославленного летчика никак не увековечено, хотя он оставил след в истории столицы Татарстана. Может быть, предстоящее 18 ноября этого года 115-летие со дня его рождения наведет власти города на мысль об увековечении имени Героя?