Давно хотелось побывать в Нурлатском районе – посетить так называемые приемные деревни. Наслышана об этом феномене: семьи, воспитывающие приемных ребятишек, живут компактно в одном населенном пункте. И наконец моя мечта сбылась…
Опыт нурлатцев как в профилактике сиротства, так и в устройстве детей в приемные семьи является, пожалуй, самым передовым в республике. Недаром с ним решили ознакомиться члены Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во главе с заместителем Премьер-министра, председателем этой комиссии Василем Шайхразиевым.
ВМЕСТО ДЕТСКИХ ДОМОВ
В районе две «приемные» деревни – Мамыково и Нижние Челны. В Мамыково, где проживают 14 таких семей, и побывали гости.
– Артемка и Ванюшка в садик ходят, Митя у нас первоклашка, а Егор в пятом классе учится, – рассказывала гостям мама большого семейства Оксана Ванчурина, показывая комнату, в которой живут мальчишки.
У Ванчуриных десять детей – двое кровных и восемь приемных.
– Сложно было взять первых, – вспоминает глава семьи Сергей Ванчурин. – Сама идея возникла после одной из новостных программ, где речь шла о таких семьях. Долго обсуждали и решили взять сразу четверых ребятишек. Все они из одной семьи, и разлучать их не хотелось. Поначалу они к нам долго привыкали, было тяжело называть нас мамой и папой. Но все это уже в прошлом, теперь мы родные. Когда брали ребят, наш Егор был маленький, а дочка Виктория уже большая, но оба приняли ребят с радостью.
У Ванчуриных свое подсобное хозяйство, благодаря которому в семье достаток, есть и коровы, и овцы. И даже собственная техника – два трактора, серьезная поддержка в делах. Но, конечно, главные помощники – это дети, ради которых Ванчурины и занялись фермерством.
– Раньше я работал в совхозе трактористом, супруга – на ферме, – рассказал отец семейства. – Свое хозяйство организовали и для ребят – хочется обучить их всему. Они помогают с удовольствием.
Старшая дочь Виктория искренне разделяет родительскую радость от прибавления в семье и придерживается похожих взглядов:
– Я сама хочу большую семью и, возможно, пойду по стопам родителей – возьму приемных ребят. Учусь в Самаре в госуниверситете на третьем курсе на отделении государственного и муниципального управления, приехала погостить на каникулы.
Следующим пунктом нашей необычной экскурсии стал дом семьи Галичиных, где глаза разбежались от количества детей. На улице гостей песней встретили школьники, а в доме резвились малыши. Беседуя с ребятами, не сразу поняла все хитро-
сплетения семейных уз, но разобралась… Оказалось, здесь встречали гостей сразу две приемные семьи. У Владимира и Марины Галичиных – двое родных и 16 приемных детей. А их старший родной сын Александр с женой Любой, имея своих двоих, взяли на воспитание еще пятерых ребятишек. Получилась приемная династия. Это явление пока уникальное, но, судя по настрою мамыковцев, вскоре оно станет обычным.
На кухне печет пироги Любина мама Зинаида Степановна.
– Не ожидала, что они приемных детей возьмут, – вздыхает женщина. – Переживала за дочку, молодая все-таки, дояркой работает, труд тяжелый, свои детки малы, еще приемных взяли. Но, слава богу, справляются. И я свыклась – сейчас все свои, родные. Дети ведь ни в чем не виноваты, все любят ласку и радость, а этого в доме в достатке. Вот и я помогаю, чем могу.
– Мне шесть лет, зовут Кирилл Лаврентьев, – бойко отвечает на мои вопросы мальчишка, снующий из комнаты в комнату. – Жить тут нравится, играю со Степой и Антоном, живем дружно, больше всего люблю маме помогать.
Сейчас семья собирается ставить еще один дом, уже третий – один из сыновей летом женится.
По словам родоначальницы династии Марины Галичиной, все семейство вовлечено в ведение хозяйства.
– У нас свой большой вишневый сад есть. Знаете, как он получился? Каждый ребенок посадил свое дерево. Еще есть пруд, который сами выкопали, разводим там рыбу и хотим в перспективе организовать рыбное хозяйство. В общем, планы у нас большие.
Всего в четырнадцати семьях в деревне Мамыково, которые имеют опекаемых и усыновленных детей, на воспитании находятся 43 ребенка. Глава сельского поселения Алия Ахуньянова отметила, что приемным детям уделяется особое внимание. Они ходят в различные кружки в Доме культуры, занимаются спортом, участвуют в мероприятиях.
НАЧАЛО НАЧАЛ
В течение восьми лет, начиная с 2006 года, в детдома из семей нурлатцев возвращены лишь пять детей, да и то потому, что они нуждались в специальном медицинском уходе. Это очень небольшая цифра. Ведь в район за это время принято 578 сирот, и не только из Татарстана, но и из других регионов России. Фактически для них необходимо было бы открыть два детских дома. Почему же здесь столько людей готовы помочь ребятам, оставшимся без родительских тепла и ласки?
Все началось в декабре 2006 года, когда в Нурлатском районе, первом в республике, был создан клуб приемных семей «Родительский дом». Изначально перед организацией ставилась задача обмена опытом воспитания, а также организации досуга приемных детей. Однако уже в первые месяцы работы приоритетным направлением стал прием ребят в семьи из приютов и детдомов. Для этого из числа приемных родителей была создана консультативная группа, работающая с желающими взять детей на воспитание. В итоге не только возросло количество кандидатов, но и повысились требования к ним. В клуб входят руководитель опеки и попечительства района, представители педагогической, психологической, медицинской, юридической и других профессий. Такая разносторонность позволяет работать очень эффективно.
– Те, кто хочет стать приемными родителями, проходят тщательный отбор: собеседование, консультирование, тестирование и тренинговые занятия в клубе, – описала работу «Родительского дома» начальник отдела опеки и попечительства исполкома района Ирина Савинова. – Результаты исследования направляются в Чистопольский детдом. Затем отдел опеки, изучив все документы, выносит заключение о возможности стать кандидатом в приемные родители. И только после этого граждане направляются в Республиканский центр усыновления.
Всего на территории района проживают шестьдесят приемных семей. Для них созданы сайт «Тепло семьи» и касса взаимопомощи, благодаря которой есть возможность оказать материальную поддержку нуждающимся. Постоянно ведется поиск родственников ребятишек, которые могут приехать в приемную семью навестить ребенка. Более того, родителям, лишенным прав, здесь помогают в реабилитации. Благодаря этому с 2008 года сорок детей вернулись в кровные семьи, к своим родителям.
– Ни одного нурлатского ребенка не пришлось помещать в госучреждения, – рассказала председатель клуба Оксана Ванчурина. – Более того, мы принимаем ребят со всей страны. Только в прошлом году к нам прибыли пятьдесят шесть детей. Члены клуба часто берут малышей из неблагополучных семей. Мы поддерживаем связь с педагогами школ, администрациями сельских поселений, устраиваем совместные мероприятия. Благодаря тому что устанавливается контакт между родителями приемными и родными, в течение минувшего года семеро детей вернулись к своим родителям, а двое – под опеку к родным.
Стоит отметить, что все приемные семьи справляются с проблемами самостоятельно. Единственное, в чем необходима помощь, – оформить клуб как некоммерческую организацию. В этом случае перед нурлатскими приемными семьями откроются новые возможности. Такая организация сможет выйти на международный уровень, чтобы получить грантовые средства на строительство индивидуальных жилых домов.
– Тогда у подрастающего поколения появилась бы возможность оставаться рядом с нами, – сказала Оксана Ванчурина. – Многие ребята из приемных семей, повзрослев, не хотят никуда уезжать, они желают жить поблизости.
КОГДА ЗАКРОЕМ ПОСЛЕДНИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ?
Согласно данным, озвученным на заседании Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, детское население Татарстана на 1 января 2015 года составило почти 766 тысяч, из них чуть менее 12 тысяч – это дети, оставшиеся без попечения родителей. Большая часть таких ребятишек, а именно 93 процента, проживают в семьях. В республике осталось 785 детей без родительского попечения, они находятся в приютах, детдомах, больницах. И если в развитии института замещающих семей динамика положительная, то вот количество ежегодно выявляемых социальных сирот, увы, не уменьшается.
– Татарстан – один из первых субъектов РФ, который начал развивать такой институт, как приемные семьи, – подвел итог заседания заместитель председателя Комитета Госсовета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов. – И на примере Нурлатского района мы видим хорошие результаты этой работы. Уверен, что ребята не потеряются в жизни, смогут преодолеть все трудности. Хочется, чтобы такой опыт развивался в каждом районе. Будет здорово, когда мы закроем последний детский дом.