Азы профессии студенты-медики КФУ осваивают с помощью роботов
Целая «больница» с отлично оборудованными операционными, родильным и педиатрическим отделениями, реанимацией и палатами интенсивной терапии появилась в мае прошлого года в… бывшем спортзале Казанского педуниверситета. Единственное, чего тут нет, так это настоящих больных. Ведь там, где целые поколения студентов
Американский робот-пациент Хэл при соответствующей настройке программы способен демонстрировать симптомы самых различных заболеваний: у него сужаются и расширяются зрачки, сердцебиение и пульс меняют ритм, он может даже вслух пожаловаться на плохое самочувствие. На таком симуляторе студентам можно задавать сложные сценарии. Скажем, у робота может случиться инфаркт миокарда, осложненный кардиогенным шоком и отеком легких… В общем, поясняет руководитель Центра симуляционного и имитационного обучения Ленар Рашитов, будущим врачам тут есть где развернуться – применить теоретические знания для постановки диагноза, научиться экстренно реагировать на нестандартные ситуации, работать в команде…
Отделение врачебных наук в Императорском Казанском университете существовало практически с первых дней его основания. Но со временем от классического университета отпочковался мединститут, и на долгие годы в главном казанском вузе забыли о подготовке врачей. Идея возродить ее появилась вновь, когда университет получил статус федерального. И теперь в КФУ вновь учатся будущие медики. Которых, как видим, решено обучать по новейшим методикам, с применением самых современных технологий, благо средства, выделенные на программу развития вуза, позволили оборудовать симуляционный центр по высшему разряду.
Обучение начинается еще в процедурных кабинетах, расположенных над центром. Здесь первокурсники получают азы медицинских знаний, делают свои первые инъекции – не на клеенчатых подушечках и друг друге, как было
Здесь же, в процедурных, находятся манекены, на которых отрабатывается первая медицинская помощь – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Манекены для обучения этим необходимым навыкам были, кстати, и в далекие советские времена. Но, конечно, тем резиновым муляжам, на которые жми не жми – так и не поймешь, правильно ли ты все делаешь, далеко до современных роботизированных симуляторов, которые на вашу «реанимацию» реагируют соответствующим «поведением». Кстати, в этом классе обучают не только медиков. Занятия по оказанию первой медицинской помощи ведутся для всех студентов университета.
Но вернемся непосредственно в симуляционный центр. В одном из его отсеков имитируется автомобильная авария. Тут, поясняет Ленар Рашитов, можно отработать навыки работы в «полевых» условиях, ведь оказывать людям помощь врачам приходится в разных ситуациях. Достать «пациента» из разбитой «семерки» и перенести в автомобиль «скорой помощи» необходимо максимально быстро. Причем делать это приходится на фоне видео- и звуковой имитации пожара, а если вовремя не успеешь – минут через пять услышишь звук взрыва бензобака… Говорят, это очень стимулирует к тому, чтобы быть максимально собранным и точным.
Весь центр, как и настоящая больница, разбит на несколько боксов-»отделений». Вот, например, родильное – процесс родов у женщины-манекена проходит совершенно натурально, с появлением на свет младенца – естественно, тоже симуляционного. При этом, как и в случае с Хэлом, можно запрограммировать множество различных осложнений. Кстати, лечат этих «больных» в том числе с помощью специальных «умных» шприцев, программируемых под любое лекарство любой дозы. И «пациент» реагирует на «вводимые» препараты так же, как сделал бы это реальный больной.
Сделаем небольшое отступление, чтобы отметить: еще одна фишка симуляционного центра КФУ в том, что в одном здании с ним расположилась компания местных производителей медицинских симуляторов. Тесное взаимодействие с практиками позволяет, надеются разработчики, создать конкурентоспособные манекены для мирового рынка.
Но пока, конечно, студенты в основном учатся на импортном оборудовании. Вот аппарат для выслушивания легких и сердечных тонов. В нем, смеется Ленар Рашитов, заложено столько патологий, сколько в настоящей больнице одновременно не всегда встретишь. Подключив к симулятору колонки, преподаватель всегда может отследить, насколько верно студент ставит диагноз.
Или вот педиатрия с муляжами новорожденных. Какая мать разрешит, чтобы манипуляции с ее младенцем совершал неопытный новичок? Да и вообще, по нынешним законам, учиться на настоящих пациентах будущим медикам неэтично. А тут – пожалуйста, отрабатывай любые навыки! Можно, конечно, ненароком и навредить виртуальному пациенту. Как сделала автор этих строк, когда ей дали попробовать себя в лапароскопической хирургии, – довольно быстро на мониторе, куда выводится изображение «внутренних органов», «полилась» кровь – неопытный «хирург» задел важный орган… Но на то и поставлена тут эта умная техника, чтобы будущий хирург набил руку и к реальному пациенту пришел уже уверенным профессионалом.
Исследования, рассказывает Ленар Рашитов, показали, что при обучении медиков в таких вот симуляционных центрах число врачебных ошибок в клиниках уменьшается в разы. Кстати, со временем университет планирует предоставлять площадку центра и для постдипломной переподготовки уже действующих специалистов. Оборудование позволяет проводить также дистанционные занятия. А вообще, таких центров для подготовки врачей сегодня на всю страну – единицы.
Фото пресс-службы КФУ