Имитация как ключ к успеху

Целая «больница» с отлично оборудованными операционными, родильным и педиатрическим отделениями, реанимацией и палатами интенсивной терапии появилась в мае прошлого года в… бывшем спортзале Казанского педуниверситета. Единственное, чего тут нет, так это настоящих больных. Ведь там, где целые поколения студентов когда-то  играли в баскетбол и волейбол, теперь расположился Центр симуляционного и имитационного обучения Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_10120141

Азы профессии студенты-медики КФУ осваивают с помощью роботов

Целая «больница» с отлично оборудованными операционными, родильным и педиатрическим отделениями, реанимацией и палатами интенсивной терапии появилась в мае прошлого года в… бывшем спортзале Казанского педуниверситета. Единственное, чего тут нет, так это настоящих больных. Ведь там, где целые поколения студентов когда-то  играли в баскетбол и волейбол, теперь расположился Центр симуляционного и имитационного обучения Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета.

Американский робот-пациент Хэл при соответствующей настройке программы способен демонстрировать симптомы самых различных заболеваний: у него сужаются и расширяются зрачки, сердцебиение и пульс меняют ритм, он может даже вслух пожаловаться на плохое самочувствие. На таком симуляторе студентам можно задавать сложные сценарии. Скажем, у робота может случиться инфаркт миокарда, осложненный кардиогенным шоком и отеком легких… В общем, поясняет руководитель Центра симуляционного и имитационного обучения Ленар Рашитов, будущим врачам тут есть где развернуться – применить теоретические знания для постановки диагноза, научиться экстренно реагировать на нестандартные ситуации, работать в команде…

Отделение врачебных наук в Императорском Казанском университете существовало практически с первых дней его основания. Но со временем от классического университета отпочковался мединститут, и на долгие годы в главном казанском вузе забыли о подготовке врачей. Идея возродить ее появилась вновь, когда университет получил статус федерального. И теперь в КФУ вновь учатся будущие медики. Которых, как видим, решено обучать по новейшим методикам, с применением самых современных технологий, благо средства, выделенные на программу развития вуза, позволили оборудовать симуляционный центр по высшему разряду.

Обучение начинается еще в процедурных кабинетах, расположенных над центром. Здесь первокурсники получают азы медицинских знаний, делают свои первые инъекции – не на клеенчатых подушечках и друг друге, как было когда-то  , а опять же на специальном оборудовании. Скажем, японский имитатор для внутривенных инъекций полностью воспроизводит текстуру человеческой кожи и плотность венозной стенки. В соседней процедурной – манекены, точно воспроизводящие анатомические особенности человеческого тела. На них отрабатывают умение ставить различные катетеры. Процедурные оборудованы видеокамерами, изображение идет на экраны, расположенные во всех учебных классах здания, так что можно наблюдать за всеми манипуляциями, анализировать работу студентов. К тому же занятия записываются, и преподаватель, принимая экзамен, может просмотреть записи и оценить, какого прогресса удалось (или не удалось) достичь будущему медику, а это повышает объективность оценки.

Здесь же, в процедурных, находятся манекены, на которых отрабатывается первая медицинская помощь – искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Манекены для обучения этим необходимым навыкам были, кстати, и в далекие советские времена. Но, конечно, тем резиновым муляжам, на которые жми не жми – так и не поймешь, правильно ли ты все делаешь, далеко до современных роботизированных симуляторов, которые на вашу «реанимацию» реагируют соответствующим «поведением». Кстати, в этом классе обучают не только медиков. Занятия по оказанию первой медицинской помощи ведутся для всех студентов университета.

Но вернемся непосредственно в симуляционный центр. В одном из его отсеков имитируется автомобильная авария. Тут, поясняет Ленар Рашитов, можно отработать навыки работы в «полевых» условиях, ведь оказывать людям помощь врачам приходится в разных ситуациях. Достать «пациента» из разбитой «семерки» и перенести в автомобиль «скорой помощи» необходимо максимально быстро. Причем делать это приходится на фоне видео- и звуковой имитации пожара, а если вовремя не успеешь – минут через пять услышишь звук взрыва бензобака… Говорят, это очень стимулирует к тому, чтобы быть максимально собранным и точным.

Весь центр, как и настоящая больница, разбит на несколько боксов-»отделений». Вот, например, родильное – процесс родов у женщины-манекена проходит совершенно натурально, с появлением на свет младенца – естественно, тоже симуляционного. При этом, как и в случае с Хэлом, можно запрограммировать множество различных осложнений. Кстати, лечат этих «больных» в том числе с помощью специальных «умных» шприцев, программируемых под любое лекарство любой дозы. И «пациент» реагирует на «вводимые» препараты так же, как сделал бы это реальный больной.

Сделаем небольшое отступление, чтобы отметить: еще одна фишка симуляционного центра КФУ в том, что в одном здании с ним расположилась компания местных производителей медицинских симуляторов. Тесное взаимодействие с практиками позволяет, надеются разработчики, создать конкурентоспособные манекены для мирового рынка.

Но пока, конечно, студенты в основном учатся на импортном оборудовании. Вот аппарат для выслушивания легких и сердечных тонов. В нем, смеется Ленар Рашитов, заложено столько патологий, сколько в настоящей больнице одновременно не всегда встретишь. Подключив к симулятору колонки, преподаватель всегда может отследить, насколько верно студент ставит диагноз.

Или вот педиатрия с муляжами новорожденных. Какая мать разрешит, чтобы манипуляции с ее младенцем совершал неопытный новичок? Да и вообще, по нынешним законам, учиться на настоящих пациентах будущим медикам неэтично. А тут – пожалуйста, отрабатывай любые навыки! Можно, конечно, ненароком и навредить виртуальному пациенту. Как сделала автор этих строк, когда ей дали по­пробовать себя в лапаро­скопической хирургии, – довольно быстро на мониторе, куда выводится изображение «внутренних органов», «полилась» кровь – неопытный «хирург» задел важный орган… Но на то и поставлена тут эта умная техника, чтобы будущий хирург набил руку и к реальному пациенту пришел уже уверенным профессионалом.

Исследования, рассказывает Ленар Рашитов, показали, что при обучении медиков в таких вот симуляционных центрах число врачебных ошибок в клиниках уменьшается в разы. Кстати, со временем университет планирует предоставлять площадку центра и для постдипломной переподготовки уже действующих специалистов. Оборудование позволяет проводить также дистанционные занятия. А вообще, таких центров для подготовки врачей сегодня на всю страну – единицы.

Фото пресс-службы КФУ

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще