Исторический центр Казани в ближайшее время ждут перемены: здесь снова начнут строить жилье, а деловая жизнь столицы переместится на периферию… Казалось бы, это логично, тем не менее очередной проект по переустройству центра города, разработанный институтом «Казгражданпроект», получил неоднозначную оценку как специалистов, так и общественности.
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
Исторический «квадрат», судьба которого решалась на прошедших недавно публичных слушаниях, это, можно сказать, самое сердце Казани. С севера он ограничен акваторией Казанки (до развязки у моста «Миллениум»), с востока и юга – улицами Вишневского, Эсперанто и набережной озера Кабан (включая Старо-Татарскую слободу), и с западной стороны – береговой линией Волги. Притом что эта территория составляет лишь два процента от всей площади города (1,2 тысячи гектара), сегодня именно здесь сосредоточена деловая жизнь столицы, и каждое утро сюда устремляются 28 процентов всех работающих казанцев. Вместе с тем здесь самая низкая в городе плотность жилой застройки. Отсюда – транспортные пробки в часы пик и практически безлюдные улицы в остальное время. (Одни кварталы обезлюдели после сноса ветхого жилья, другие — после запрета мэрии на уличную торговлю.) Поэтому основная цель проекта – изменить вектор развития данной территории с административно-делового на социокультурный. В приоритете также сохранение уникального природного ландшафта, изюминкой которого являются надпойменные террасы.
Представляя проект перепланировки территории «Центр», руководитель группы разработчиков Талия Мухаметшина сообщила, что для разгрузки исторического центра предлагается вынести за его пределы ряд промышленных предприятий, в числе которых ОАО «Спартак», «Таткрахмалпатока», Казанский завод нестандартного оборудования и другие. Одновременно планируется создание альтернативных деловых зон в периферийных частях города, в частности в районе Международного конноспортивного комплекса и на пересечении Мамадышского тракта и Большого Казанского кольца. Проектом также предусмотрен вывод из центра автовокзала, Республиканского онкологического диспансера и части железнодорожного хозяйства. На освободившейся территории и ныне пустующих пространствах (таковых здесь тоже предостаточно) предлагается «повысить уровень урбанизации» за счет строительства жилья и детских дошкольных учреждений (в основном в районе Старо-Татарской слободы и бывшей Суконки), а также социально-культурных объектов, отдав при этом предпочтение пешеходам, велосипедистам и обустройству зон для активного отдыха. И тут, пожалуй, самое смелое предложение – сделать пешеходной одну из самых загруженных сегодня центральных улиц – Лево-Булачную.
Прощай, Волга-матушка?
Безусловно, когда исторический центр становится сосредоточием офисов и автомобилей, с этим надо
Но вернемся к публичным слушаниям по проекту перепланировки исторического центра. Что же из предложенного градостроителями вызвало возражение архитекторов и представителей общественности и почему проект, содержащий длинный перечень инициатив, в конечном счете решено вернуть на доработку?
Для решения одной из главных проблем города – транспортной – разработчики предлагают целый комплекс мер, и в том числе строительство еще одного моста близ Кировской дамбы и скоростной магистрали по внешней кромке железной дороги, то есть вдоль Волги. И выяснилось, что с этим в корне не согласен заместитель генерального директора НИиПИ «Генплан Москвы» Александр Коллонтай, чье участие в слушаниях объяснялось тем, что именно этот проектный институт в настоящее время занимается разработкой нового генплана Казани. Он посоветовал казанским коллегам не спешить со строительством скоростной трассы, назвав главным недостатком проекта то, что Казань по-прежнему остается отрезанной от Волги железной дорогой, и данная магистраль, по его словам, уже «намертво» это закрепит. «Важно определиться, что мы хотим получить? Связь с Горьковским шоссе транзитом через центр и дальше на юг, дав тем самым простор автомобилистам? Или будущую бесценную рекреационную территорию Волги, которая нужна всем людям? При всей очевидности транспортных проблем магистраль ликвидирует уникальное явление в Казани – реку Волгу», – считает Александр Коллонтай.
Нашлись контраргументы и у потенциальных «выселенцев». Если руководство обувной фабрики «Спартак», по словам Талии Мухаметшиной, не имеет ничего против переезда и уже сейчас создает новую базу в районе улицы Гвардейской, то гендиректор «Таткрахмалпатоки» Альберт Прокофьев (это предприятие расположено на улице Г.Камала) категорически не согласен с этим решением, считая, что нет смысла «закрывать завод, если рядом нет исторических памятников и нет вреда экологии». Кроме того, подобные пертурбации – весьма затратное дело, и «перенос производства, как правило, означает его закрытие», высказал мнение руководитель предприятия, напомнив для убедительности судьбу фабрики «Заря» и Казанского мясокомбината.
Нужен ли в Казани еще один Арбат?
Притом что авторы проекта сразу оговорились, что создание в центре Казани еще одной пешеходной зоны «не является острейшей необходимостью и первоочередной задачей», вокруг именно этой идеи было сломано больше всего копий. Понятно, что в первую очередь перспектива пешеходного Булака не понравилась собственникам и арендаторам офисных центров, расположенных на Лево-Булачной. Им, скорее всего, тоже придется покинуть исторический центр. Другие недоумевали: зачем делать пешеходной улицу, на которой «всего два ресторана, магазин „Охотник“, магазин «Интим» – и больше ничего привлекательного»? Третьи высказали сомнения относительно технической стороны реализации данного проекта, напомнив, что Лево-Булачная улица практически не поддается расширению и потому мало приспособлена для массовых гуляний. Это замечание вызвало целый поток «компромиссных» идей – от предложения сделать пешеходной не только Лево-Булачную, но и Право-Булачную улицу, прорубив под протокой транспортный тоннель, до не менее футуристического проекта возвести пешеходную эспланаду непосредственно над Булаком.
Наконец, уже за рамками публичных слушаний на ту же тему высказался член правления Союза архитекторов Татарстана, профессор КГАСУ Александр Дембич, обратив внимание на то, что «во всем мире от пешеходных улиц отказываются» в пользу внутриквартальных пассажей (крытых торгово-прогулочных пространств). По его мнению, это оптимальное решение для городов с таким же неласковым климатом, как в Казани.
В свою очередь хотелось бы отметить, что главные минусы уже существующих в Казани пешеходных зон – это отсутствие зелени и внятной концепции их развития. Выложив тротуары плиткой, городские власти, как правило, считают свою основную миссию выполненной, и дальше пешеходные зоны развиваются практически стихийно. Скажем, улица Баумана со временем приобрела и поныне старается поддерживать имидж казанского Арбата (главным образом присутствием уличных музыкантов и сувенирных лавок с крайне однообразным ассортиментом), в то время как для самих москвичей «перестроечный» Арбат давно уже стал символом маргинального кича. После того как на Баумана открыли памятник Шаляпину, появилась надежда, что это станет той доминантой, которая постепенно преобразит «Арбат» в нечто более стильное и ностальгическое для самих казанцев. Но дальше чопорного «Шаляпин-отеля» дело так и не пошло.
Петербургской улице, на первый взгляд, не откажешь ни в стильности, ни в концептуальности. К своему миллениуму Казань действительно получила «кусочек Петербурга» с характерными мостиками, рисунком оград и ротондой «а-ля Казанский собор». А вот подумать о том, где будет обретаться живая, а не стилизованная душа Петербургской, похоже, забыли или не успели. Постоянное оживление чувствуется здесь только в районе торгово-развлекательного «Кольца», сама же пешеходная зона преимущественно «радует» глаз пятьюдесятью оттенками серого да настоящим раздольем для экстремалов на скейтбордах.
Думается, при желании пешеходной можно сделать любую улицу, главное, чтобы, освободив от транспорта, не сделать ее свободной и от пешеходов…