Тема развития детско-юношеского спорта далеко не нова. Она была актуальна и в советские годы, остается таковой и сейчас. С той лишь разницей, что если в то время занятия детей для родителей были бесплатными, то сейчас за это приходится платить. И зачастую немалые деньги.
Насколько эффективны детско-юношеские спортшколы в Татарстане? Чего от них вправе ждать «большой» спорт?
За один год чемпиона не вырастишь
В республике в них занимаются более 85 тысяч детей, почти четверть от общего числа школьников. Две трети из них, а точнее – 64 тысячи, в возрасте от 6 до 15 лет – 17,4 процента от общего числа детей «трудного» возраста. Немного.
Что касается перспектив «большого» спорта…
В таких школах могут заниматься не все желающие, а только те, кому врачами не предписан запрет. И если лет тридцать назад спортшколы осуществляли отбор в группы, просеивая через сито экзаменов и тестов в десятки раз большее число детей, чем потом зачислялось на учебу, то сейчас берут практически всех, кто переступает порог таких учебных заведений. С руководства школ требуют наполняемости групп, увеличения числа занимающихся. Вот и берут всех пришедших, нередко закрывая глаза на их очевидную бесперспективность в достижении спортивных высот. Неудивительно, что и выход в «большой» спорт из таких кандидатов стал еще меньше, чем был раньше.
Да, многие родители видят в своих чадах потенциальных олимпийских чемпионов, футболистов или хоккеистов профессиональных клубов, которые бы со временем смогли решить финансовые проблемы как их, так и свои. И уже на начальных стадиях подготовки в спортшколах идет не соревнование в силе и ловкости детей, а борьба кошельков родителей. Если раньше, к примеру, дети с огромными хоккейными баулами добирались ранним утром на тренировку на общественном транспорте самостоятельно, то сейчас багаж юных хоккеистов выгружают родители из шикарных авто, а сам «потенциальный олимпиец» важно вышагивает в сторону раздевалки, как звезда первой величины. Но что получается на выходе из школы с таким ребенком? Лишь единицы из специализированных школ пробиваются в «большой» спорт.
Раньше говорили: нынешний разрядник – потенциальный чемпион! Действительно, значительная часть «спортшкольников», около 30 тысяч, являются обладателями массовых разрядов. А вот кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта в этой армии менее полутора тысяч. Если поделить эту цифру на число школ, то получится не более девяти кандидатов или мастеров на одно заведение. А число мастеров спорта международного класса и заслуженных мастеров и делить невозможно, настолько их мало в республике. Победить на Олимпиаде в Сочи никому из посланцев Татарстана не удалось. Результат, что и говорить, неутешительный.
Хорошо, что выступление на Играх в Сочи послужило поводом для серьезного разговора в республике об эффективности работы детско-юношеских спортивных школ. Вот только олимпийского чемпиона за один год не вырастишь. И чтобы потенциальные олимпийцы в Татарстане все-таки появлялись, должна быть выстроена стройная система подготовки спортсменов, учитывающая все нюансы тренировочного процесса.
Когда нет порядка, надо его наводить
Какова же сегодня ситуация в этой сфере?
Отсутствие журнала посещений занятий в ДЮСШ уже давно ни для кого не является ЧП. Как и отсутствие плана на каждое занятие с детьми. Хорошо, если еще занятия проводятся по расписанию и тренер-педагог приходит вовремя. Да и чему, интересно, может научить педагог, который сам не блещет дисциплиной? И зачем держать такого тренера?
Согласитесь, вопросы справедливые. Но вот другая сторона этой медали.
Не хотят выпускники специализированных вузов (а в республике их два) идти на работу в детско-юношеские школы. Средний возраст тренеров-преподавателей сейчас составляет 41,2 года, и с каждым годом он растет. Причины? Приведу только одну: средняя зарплата данной категории тренеров в прошлом году составила 16953 рубля. Как говорится, без комментариев…
С развалом прежней, советской, системы спорта в стране, ликвидацией спортивных обществ, через которые частично финансировалась система спортивных школ, рухнула и так называемая система бесплатного бюджетного обучения в таких заведениях. Курс был взят на самоокупаемость. Даже отвлекаясь от вопроса «Как же можно зарабатывать на детях?», можно утверждать: нынешней системе присущи многие серьезные пороки.
Хотя объективности ради отметим: в Татарстане есть положительные примеры деятельности ДЮСШ – в хоккейной «епархии». Федерация хоккея РТ в этом направлении согласует свои действия с Министерством по делам молодежи и спорту РТ. Изначально курс был взят на улучшение хоккейного движения в республике в целом, а также совершенствование системы подготовки и повышение квалификации тренеров и преподавателей. Для достижения поставленных целей был разработан план мероприятий, а также положение о материальном стимулировании тренеров и судей по итогам сезона. А как иначе оценивать их работу? Не на глазок же это делать.
Федерацией была создана электронная база, позволяющая отследить карьеру каждого спортсмена и тренера, свести к минимуму ложную информацию об участниках соревнований.
Подумали в федерации и о подготовке квалифицированных тренерских кадров, начав плотную работу со спортивными вузами республики. В октябре 2013 года на базе Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма начали работу курсы повышения квалификации для тренеров-преподавателей. Кроме того, федерацией ежегодно проводятся республиканские судейские семинары. В прошлом году они прошли в Кукморе, Казани, Азнакаеве и Заинске.
Но даже при таком, казалось, основательном подходе и здесь не все гладко. В наличии те же проблемы с ведением документации (Апастово, Джалиль, Заинск, Лениногорск, казанские ДЮСШ «Смена» и «Волна»), выполнением графика занятий. Неудовлетворительную оценку по итогам проверок получили школы в Бавлинском и Буинском районах, серьезные тренерские нарушения были выявлены в Апастове. И хотя во многих школах учебно-тренировочный процесс оценен как удовлетворительный, а работа ДЮСШ в Набережных Челнах, Актанышском, Агрызском и Мамадышском районах – как хорошая, в ситуации с хоккеем с шайбой в Татарстане есть еще что исправлять.
Бюджетная копейка счет любит
Конечно, руководителям детско-юношеских спортивных школ нужен не только контроль на всех уровнях, но и элементарная поддержка глав муниципальных районов. Давно замечено: в тех городах и районах, где руководители – люди, неравнодушные к спорту, и школы работают эффективно. Там же, где главы сами спортом не занимаются, и школы влачат жалкое существование.
Могут возразить: у Федерации хоккея с шайбой такой мощный спонсор, как «Татнефть». Но все-таки, наверное, дело тут не столько в деньгах, сколько в людях, которые отвечают за их использование. Ведь нередко случается, что при равном объеме финансирования в одних школах все в порядке, а в других нет средств даже на поездку учащихся на соревнования.
Раз уж зашла речь о финансах, заметим: в республике есть существенный перегиб в финансировании видов спорта. Но сколько ни пытаются представители индивидуальных видов – легкой атлетики, лыжных гонок, плавания, борьбы, фехтования – изменить дележ денежного пирога хотя бы чуть-чуть в свою пользу, ничего не получается. А ведь в программе Олимпийских игр именно в легкой атлетике и плавании разыгрывается большая часть медалей. В той же легкой атлетике, чтобы вырастить олимпийского чемпиона, надо на это затратить в среднем миллион долларов. А у нас в год на легкую атлетику тратится во всей республике меньше, чем стоимость подготовки одного чемпиона. И мы при этом хотим побед на Олимпиадах?
Увы, если смотреть на вещи реально, признаем: денег на физкультуру и спорт выделять больше, чем есть сейчас, не будут. Поэтому приоритетна задача: строже спрашивать за расходование бюджетных средств, выделять их в соответствии с реальными показателями, стимулируя работу тех заведений, которые действительно развивают детско-юношеский спорт.