Качественное образование трудно обеспечить в школе, где учится пара десятков человек. Об этом в последнее время постоянно говорят на самом высоком уровне, резюмируя: оптимизация малокомплектных школ, главным образом, конечно, сельских, неизбежна.
При этом все сходятся на том, что начальные школы в деревнях надо обязательно оставить, сколько бы детишек там ни училось. А вот дальше…
Между тем школа на селе – это ведь не только учебное заведение, это, если хотите, некий центр духовной культуры. Конечно, чиновники от образования обещают, что массового закрытия школ в деревнях не будет, и каждый такой случай рассматривается отдельно, с учетом всех сопутствующих факторов… Но где здесь найти золотую середину – чтобы и дети в самых отдаленных поселениях республики получали по-настоящему качественное образование, и село не осталось обездоленным, осиротевшим, лишившись вместе со школой
Качество за деньгами не успевает
На Совете безопасности Татарстана озвучили претензии властей к системе образования
Республика вкладывает очень большие деньги в образовательную сферу, но серьезного повышения качества образования у нас пока нет.
Об этом заявил Президент Рустам Минниханов на заседании республиканского Совета безопасности, посвященного вопросам совершенствования системы общего образования. В работе совета также приняли участие Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин, представители педагогической общественности республики.
Открывая заседание Совбеза, Президент напомнил, что в последние годы значительно улучшилась инфраструктура республиканского образования – техническое оснащение и капитальный ремонт школ, строительство новых детских садов… Но проблемы сегодня не в инфраструктуре, а в людях, которые в образовании работают. Причем речь идет не только о том, что профессионалами высшей пробы должны быть педагоги – таковыми должны стать и те, кто управляет образованием на районном и муниципальном уровнях.
Конечно, профессионалов в наших образовательных структурах немало, о чем свидетельствуют и результаты – уже несколько лет подряд Татарстан в Приволжском федеральном округе является лидером по результативности участия школьников во всероссийских олимпиадах, средний показатель ЕГЭ у нас выше, чем по стране. Но пока он не так высок, как хотелось бы, отметил глава республики. Особенно настораживает, что очень уж велик разрыв между результатами ЕГЭ в школах-лидерах и отстающих учебных заведениях – это более 30 баллов по русскому языку и около 40 баллов по математике. Между тем, если отстающие начнут подтягиваться к лидерам, сокращая разрыв в результатах, это как раз и позволит республике улучшить средние показатели на Едином госэкзамене.
Позже эту тему поднял в своем выступлении и вице-премьер – министр образования и науки Энгель Фаттахов, отметивший, что в некоторых муниципальных районах более трети претендентов на золотую медаль не набирают на ЕГЭ по основным предметам даже 50 из 100 возможных баллов. А, скажем, в Верхнеуслонском районе ни один из потенциальных медалистов не дотянул до этой золотой середины.
А ведь речь идет, отметил Президент, о тех выпускниках, которым таким образом оказывается медвежья услуга. Ведь это они потом становятся профнепригодными…
Кстати, еще один момент, вызвавший недовольство Рустама Минниханова, – слабая профориентационная работа в школах.
– Мы это обсуждали еще в 2012 году с производственниками и руководителями образовательных учреждений, – напомнил Президент. – Многократно акцентировали внимание на необходимости использования потенциала старших классов для получения профессиональных навыков. Но пока это игнорируется. А ведь школа должна помочь выпускнику определиться со своей будущей профессией.
- Главная задача – обеспечить доступное качественное образование в любой точке республики
Недопустимым считает глава республики и наличие средних школ, где учатся меньше двадцати детей (позже Энгель Фаттахов и вовсе назвал цифру в 80 человек в качестве минимума для сохранения за школой статуса средней). Хорошего образования там быть не может. А денег из бюджета на малокомплектные школы между тем тратится больше, чем на престижные городские. Значит, нужно, обязательно оставляя в каждом населенном пункте начальную школу, совершенствовать систему базовых школ, куда дети придут учиться в среднем и старшем звене.
– Наша главная задача – обеспечение доступности качественного образования в любой точке республики и конкурентоспособности наших выпускников, – отметил Президент. – Конечно, резко
Комментируя журналистам итоги заседания (большая часть которого, к слову, прошла в закрытом от прессы режиме), Энгель Фаттахов отметил: сейчас стоит задача так выстроить систему образования, чтобы плохие учителя не попадали в школу. В соответствии с этим планируется перестроить и систему оплаты труда педагогов – чтобы она больше зависела от качества их работы. Правда, министр тут же оговорился, что увольнять никого не планируется. Но вот что будут делать с теми педагогами, чьи результаты решительно не устроят министерство и руководство республики, министр не уточнил.
Тем временем итоговая коллегия Минобрнауки, которая состоялась сразу после заседания Совета безопасности, впервые за многие годы прошла также в закрытом от прессы режиме. Что может служить косвенным доказательством того, что разбор полетов в нашем образовании предстоит серьезный.