70 лет назад Михаил Девятаев совершил свой подвиг, значение которого не оценено по достоинству до сих пор…
8 февраля 1945 года с самой секретной ракетной базы нацистской Германии в Балтийском море – «Пенемюнде» – совершили дерзкий побег десять советских военнопленных. Они улетели на очень важном для немцев самолете «Хейнкель-111», «машине Штейнгофа», которая была пультом управления ракетами «Фау-2». За штурвалом был летчик из Казани Михаил Девятаев.
А 14 февраля 1945 года с площадки №7 на полигоне «Пенемюнде» взлетела ракета «Фау-2» с заводским номером 4299. Это был последний из десяти тысяч снарядов, запущенных с базы по Лондону и Парижу начиная с 1943 года. На следующий день база прекратила существование из-за прицельного бомбометания советских и союзных бомбардировщиков. Гитлер потерял свое «оружие возмездия», на которое очень рассчитывал.
Была ли связь между этими событиями?
Боевик об антифашисте
Кинокомпания «Мэйджор фильм» при поддержке правительства Мордовии сняла художественный фильм «Побег в небо. Девятаев». Сценарист и продюсер утверждают, что лента основана на реальных событиях. По признанию авторов, это исторический боевик о том, как летчик Девятаев с товарищами улетел из самого секретного места фашистской Германии, лагеря «Пенемюнде».
Главный смысл фильма – рассказать, почему смельчакам-девятаевцам удалось вырваться из ада. Оказывается, захваченный ими «Хейнкель-111» не был сбит потому, что навстречу попался «порядочный» немецкий летчик «Мессершмидта» Гюнтер Хобом. В подробностях будет показано, как антифашист «пожалел» узников «Пенемюнде», не стал их сбивать и догонять…
Может быть, это будет неплохой вестерн о роли противников Гитлера в поражении Германии. Но стоит вспомнить, для чего снимаются подобные фильмы, основанные на «реальных событиях». Думается, все же для того, чтобы рассказать как можно большему количеству современников, в чем суть подвига Михаила Девятаева и его товарищей.
Однако действительно реальные детали события, описанные советским летчиком, показывают безосновательность фантазий сценаристов и их неспособность выделить основную суть побега, ставшего поистине историческим событием.
Тайна летчика-героя
Именно о главном итоге результатов своего побега Михаил Петрович Девятаев долгое время не имел права рассказывать ни писателям, ни журналистам, ни многочисленным участникам встреч с ним.
Впервые нарушил молчание Герой Советского Союза лишь 28 февраля 2001 года, за полтора года до своей смерти. Тогда в газете «Красная Звезда» было опубликовано интервью Михаила Девятаева под названием «Вертикаль мужества», в котором появилось, наконец, упоминание о том, что побег узников «Пенемюнде» был
Сегодня любой школьник может прочесть в Интернете, что карта расположения и схема полигона «Пенемюнде» были переданы англичанам польскими заключенными еще в начале 1943 года.
17 августа 1943 года 597 тяжелых бомбардировщиков стратегической авиации Великобритании сбросили на немецкую базу тысячи бомб. В результате погибли 735 военнослужащих вермахта, в том числе главный конструктор ракетных двигателей доктор Вальтер Тиль, немало ведущих специалистов. Серийный выпуск «Фау-2» был задержан на полгода. Англичане разбомбили также концлагерь, в котором погибли 213 заключенных. Фашистам удалось сбить 47 самолетов.
Но, несмотря на постоянные налеты англичан, ракеты на Лондон улетали отсюда почти ежедневно. Подземный завод продолжал успешно выпускать по девятьсот единиц «Фау-2» в месяц.
Так почему же союзникам не удалось остановить старты немецких ракет? Потому что у них не было точных координат 13 стартовых площадок «Фау-2».
Из видеозаписи
8 февраля 2002 года, за несколько месяцев до своей скоропостижной смерти, Михаил Петрович позвонил мне в редакцию «Книги Памяти Татарстана» и пригласил к себе на квартиру. Разрешил взять видеокамеру. Правда, предупредил: показывать съемки на телеканалах пока преждевременно. Сейчас часть интервью может увидеть любой желающий на нашем сайте в галерее Музея Великой Отечественной войны.
И вот что рассказал Девятаев.
«По немецким документам считается, что меня расстреляли в Заксенхаузене. Но ребята-подпольщики дали мне жетон умершего учителя. Так я стал украинцем Никитенко и был направлен на ракетную базу, в команду маскировки. Мы работали прямо в ракетном центре.
- Сегодня не многие знают, что о подвиге Михаила Девятаева вся страна узнала благодаря нашей газете. После долгих мытарств с цензурой впервые рассказал о нем заведующий отделом «Советской Татарии» Ян Винецкий весной 1957 года
Еще в 1943 году на строительстве кислородного завода устроили взрыв хорошие ребята-антифашисты. Имен их никто не знает. Их расстреляли и захоронили здесь же. Но выпуск кислорода удалось задержать на несколько месяцев. (Напомнию: на жидком кислороде и спирте и летали ракеты со скоростью звука на расстояние 400 км. – М.Ч.)
Американские и английские самолеты бомбили ложный аэродром с фанерными макетами ракет. На полуострове длиной 60 километров и шириной 3,5 км невозможно было найти 13 стартовых площадок ракет. Они были замаскированы в лесу на берегу моря. Деревья и маты с дерном были на колясках, которые раздвигались перед стартом и возвращались обратно после запуска.
«Калифорния» у берегов Гренландии
Когда мы прилетели 8 февраля в расположение нашей 61-й армии, я потребовал доставить меня к генерал-лейтенанту Белову. Он знал меня раньше. Говорю ему: дуйте 200 метров вдоль берега моря по лесу. Там все главные объекты. Белов оперативно связался с командующим фронтом.
Видимо, сообщили координаты и союзникам. С 14 по 18 марта 1945 года наши бомбардировщики «утюжили» те места, которые я показал. И стартовые площадки, и 3,5 тысячи фрицев уничтожили.
Мало того, там подземные цеха были по производству не только ракет, но и летающих «тазиков». Мы их тоже видели, но летать они еще не могли. Времени не хватило для доработки.
Самолет, который мы угнали, мог управлять по рации полетом ракет. Он сначала взлетал и указывал курс. Ракеты уже могли долететь и до Ленинграда. У нас ничего подобного тогда не было. Если бы мы их тогда не достали, они б нам дали перцу».
К рассказу ветерана нужно добавить, что 24 января 1945 года с базы «Пенемюнде» совершила успешный полет двухступенчатая баллистическая ракета А9/А10 «Калифорния» (по другим источникам – «Америка»), которая упала в океан у берегов Гренландии. Но уже летом того же года фашисты планировали бомбежку Америки подобными ракетами с подводных платформ из Атлантики.
И это была реальная угроза не только для США, но и для Ленинграда и нашего Заполярья. Угроза гораздо более серьезная, чем сказки о морских базах нацистов в Антарктиде, о которых сегодня нам рассказывают газеты и телеэкран.
Вопреки всякой логике
А что касается Гюнтера Хобома, который якобы пожалел беглецов, то здесь все было иначе.
Михаил Петрович пояснил, почему быстрый «мессер» не смог его догнать и уничтожить. Преследователь считал, что беглецы полетят на восток, к своим. Что по элементарной логике немца бесспорно. Там, над Польшей, он и искал угнанный «Хейнкель-111».
Но Девятаев не сразу полетел на восток. Прикинув по пульту управления, что горючего у них достаточно, он решил сделать небольшой крюк в сторону Швеции. И летел не над облаками, как все бомбардировщики, а прямо над волнами, как делал
Вот о чем нужно снимать боевик, дорогие кинематографисты. Будет не менее интересно и, главное, исторически верно.
А тех, кто желает убедиться в сказанном и увидеть упомянутые выше документальные свидетельства, приглашаю к нам в Музей-мемориал Великой Отечественной войны, который находится в Казанском Кремле.