С каждым годом растет популярность зарплатных карт. Преимущества использования пластика оценили и бухгалтерия, которая одним платежным поручением может организовать оперативную выдачу зарплаты хоть по всей стране, и сами сотрудники, которые могут снять деньги сразу после перечисления.
Однако после увольнения из коллектива обладателей пластиковых карт могут подстерегать определенные проблемы. Как их избежать – об этом рассказывает заместитель начальника отдела защиты прав потребителей татарстанского управления Роспотребнадзора Екатерина Коростелева.
– Если вы уволились и у вас осталась зарплатная карта, сразу обратитесь в банк, чтобы решить, как с ней быть дальше. Не пускайте это дело на самотек! Пока клиент является работником организации, обслуживание зарплатной карты для него бесплатно, однако после увольнения банк перекладывает расходы на обслуживание расчетного счета и перевыпуск карты на самого бывшего работника, не уведомляя его об этом. Многие, потратив остаток зарплатного лимита, забывают про существование зарплатной карты. С годами банк начисляет штрафы на просроченные платежи по обслуживанию счета и на перевыпуск карты, долг растет. Чтобы избежать этого, сразу после увольнения выясните, какая плата установлена за обслуживание и перевыпуск карты. Если условия не устроят, закрывайте счет и карту.
Самостоятельно определяйте кодовое слово при оформлении зарплатной карты.
Согласие сотрудника на оформление зарплатной карты часто дается устно, а не письменной анкетой. В этом случае кодовое слово вводит работник банка, и это может способствовать злоупотреблениям. Поэтому, оформляя зарплатную карту, всегда просите дать вам анкету и вписывайте туда кодовое слово самостоятельно.
Погашайте овердрафт полностью, не оставляйте «хвостов».
Если возникала задолженность по овердрафту и вы ее погасили, убедитесь, что это сделано в полном объеме и не осталось каких-либо незначительных сумм ( «хвостов»).
Например, у вас дебетовая карта с овердрафтом. Вы воспользовались лимитом овердрафта на тысячу рублей. Потом получили зарплату в 10 тысяч рублей, сняли из них только 9 тысяч и решили, что долг полностью погашен. А это не так. Кроме основной суммы долга в тысячу рублей, вы должны заплатить еще проценты, которые на нее набежали. И если не сделать этого сразу, то на них будут начислены новые проценты, и изначально мелкая сумма может разрастись в довольно солидную.
Есть два способа избежать этой неприятности.
Регулярно запрашивайте в банке сведения о вашем долге и всех операциях по счету, включая выплату процентов (или подключите услугу CMC-уведомлений). Тогда вы сможете обнаружить мелкий непогашенный долг, пока он не разросся. Заодно точно будете знать, сколько составили проценты за тот овердрафт, который вы брали.
Не снимайте с карточки остаток ваших денег «подчистую». Снимите на несколько сот рублей меньше, чем у вас есть. Тогда банк спишет часть этого остатка в счет процентов, и долг будет окончательно погашен. Этот способ годится, если вам неудобно разбираться с каждой мелкой операцией по вашему счету и вы можете оценить приблизительную сумму процентов, которые с вас возьмут. Но надежнее всего вообще никогда не влезать в долг.
Пользуясь «автоплатежами», оставляйте на карточке достаточно денег для платежей.
Если у вас есть дебетовая (зарплатная) карта, вы можете заказать услугу «автоплатеж», и тогда регулярные платежи (например, за квартиру и электричество, за телефон и Интернет) будут списываться со счета автоматически. Это удобно, но могут возникнуть неприятности, если к моменту совершения автоплатежа у вас на счете будет недостаточная сумма денег. В этом случае возможны два варианта, и оба нежелательные.
Первый – с вашей картой возможен овердрафт – тогда банк одолжит вам недостающую сумму и совершит автоплатеж за счет этих заемных денег. Потом придется платить проценты, и при этом у вас в памяти не будет зафиксирован момент, когда вы стали должником.
Второй – с картой овердрафт невозможен, тогда автоплатеж не будет выполнен. Обычно банк сообщает об этом (если подключена услуга СМС-оповещений). Но может быть сбой в CMC-услугах, вы можете это не заметить или забыть, в результате возникнет задолженность перед коммунальным предприятием, сотовым оператором, провайдером Интернета. И за это уже они насчитают штрафы, а потом могут и отключить.
Будьте внимательны! Если вы настроили «автоплатеж», оставляйте на счете достаточно денег, чтобы он осуществился.
дата в календаре
На борьбу с ожирением – всем миром
Определен девиз Всемирного дня защиты прав потребителей, который будет отмечаться 15 марта.
Международная Федерация потребительских организаций призвала в 2015 году сосредоточиться на правах потребителей на здоровое питание и объяснила свой выбор следующим.
Тема Всемирного дня защиты прав потребителей имеет целью призвать ВОЗ реализовать принятую десять лет назад Глобальную стратегию в области рациона питания, физической активности и здоровья, поскольку за прошедшее время так и не удалось достигнуть заметного прогресса в этой связи. При этом соответствующие мероприятия должны быть сосредоточены на теме реализации прав потребителей на здоровое питание.
Нездоровое питание связано с четырьмя из десяти основных причин смерти во всем мире – избыточным весом и ожирением, высоким кровяным давлением, высоким уровнем глюкозы в крови и высоким уровнем холестерина. Все потребители заслуживают права не только на еду, но и на здоровое питание. Всеобщее понимание данного тезиса может облегчить потребителям доступ к здоровой пище и принятие более справедливой, стабильной продовольственной системы.
вопрос-ответ
Коробейники с квитком
– Очень часто приносят в организации различные товары для продажи. Должны ли при этом выдаваться чеки? Таким образом я недавно приобрела обувь. А кому смогу предъявить претензии в случае, если в товаре выявится недостаток?
Татьяна Данилова, Лаишевский район
На вопрос отвечает заместитель руководителя Госалкогольинспекции РТ Фаннур Хамматов:
– Розничная торговля в месте нахождения покупателя (на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах) называется разносной торговлей, которая регулируется законодательством в сфере защиты прав потребителей, устанавливающим правила такой торговли с учетом ее специфики. Несмотря на то что торговля ведется вне магазина, есть строгое требование о выдаче покупателю вместе с товаром товарного чека, в котором должны быть указаны наименование товара, сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись разносчика. Непредоставление товарного чека является нарушением п.20 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55.
От редакции:
В правила продажи с этого года внесены изменения, запрещающие продажу медицинских изделий вне стационарных мест торговли – на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в других местах. В список медизделий вошли, в частности, изделия, предназначенные для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, предотвращения или прерывания беременности.
рекомендуем
Товары с распродажи можно обменять
Во многих магазинах и торговых центрах то и дело проводятся различные акции, распродажи, когда на реализуемые товары продавцы делают скидки, снижают цены. Нередко ими заявляется, что такие товары обмену и возврату не подлежат. В связи с этим отдел по защите прав потребителей Госалкогольинспекции дает ряд пояснений.
Потребители, купившие товары по сниженным ценам, пользуются теми же правами, что и при покупке товаров без скидок. В отношении непродовольственного товара надлежащего качества действуют нормы ст. 502 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которым покупатель вправе в течение 14 дней с момента покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным выше основаниям в соответствии с перечнем товаров, установленных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г.
При обнаружении недостатков в товаре, купленном по акции, на распродаже или со скидкой, потребитель имеет право требовать замену на товар этой же марки или товар другой марки с пересчетом покупной цены, соразмерного уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков либо возврата денег. В случае если продавец отказывается обменять или возвратить товар, вступает в действие норма, установленная ст. 16 закона, предусматривающая недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей, со всеми вытекающими последствиями.
Следует обратить внимание на указание продавцом причины скидки (распродажи). Если имеется информация о наличии в товаре дефектов (например, механические повреждения, отсутствие комплектующих, разные оттенки изделий и другие), то предъявление претензий продавцу по оговоренным при покупке недостаткам законодательством не предусмотрено. При этом согласно правилам об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме – на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом.