14 февраля исполнится 190 лет со дня рождения выдающегося татарского ученого-энциклопедиста, историка, этнографа, литератора, языковеда Каюма Насыри. Его полное имя Габделькаюм бине Габденнасыйр эш-Ширдани эр-Рэззакый эл-Болгари). Ширдани в нем от названия деревни, где он родился в 1825 году и где прошли первые шестнадцать лет его жизни.
В этой части Заволжья есть четыре населенных пункта с идентичным названием Ширданы: Русские, Верхние, Малые, Большие. Я отправился в Малые Ширданы. Всю жизнь Каюм Насыри считал себя крестьянином этого села.
…Село в сто домов на двух параллельных улицах, одна из которых носит имя революционера, комиссара Мулланура Вахитова, другая – просветителя, гуманиста Каюма Насыри. В центре – бревенчатое здание бывшей сельской школы и бюст Каюма Насыри. Несмотря на недавний снегопад, мы с главой Большеширданского сельского поселения Раисом Каримовым без помех объехали улицы – их очистил бульдозер. Село, к которому от магистральной трассы М-7 проложена дорога с четырьмя асфальтовыми съездами, явно не обделено вниманием. Как рассказал Каримов, к домам здесь подведен газ, есть водопровод, старые трубы заменены полиэтиленовыми, установлены контейнеры для мусора.
Летом население увеличивается чуть ли не втрое за счет приезжих родственников и дачников. В двух километрах остановка электрички, очень удобно и для тех, кто работает в Казани, и для отдыхающих. Малые Ширданы и сейчас прирастают новыми домами, коттеджами.
Это село, по описанию самого Насыри, основали выходцы из Волжской Булгарии. Оно было свидетелем многих исторических событий, в том числе революций, Гражданской войны. Местные жители защищали страну в годы Великой Отечественной, а в трудную послевоенную пору поднимали здешнее хозяйство из разрухи, отстраивали. В 40-е годы здесь насчитывалось 259 хозяйств, были школа, библиотека, медпункт, магазин, клуб, пожарная часть.
К сожалению, нынешние Малые Ширданы мало соответствуют своему культурно-историческому статусу. В шестидесяти домах из ста живут люди в основном пожилые, одинокие. Но что удивительно: несмотря на возраст, болезни, все они преисполнены гордости за свое, кровно связанное с именем великого земляка и прославленное им место жительства.
В августе 2013 года сразу по трем адресам: в Госсовет РТ, руководителю исполкома и директору Централизованной библиотечной системы Зеленодольского района – отсюда было отправлено такое письмо: «От имени граждан села Малые Ширданы и тех, кто не проживает в нем постоянно, обращаемся к вам с просьбой рассмотреть вопрос о сохранении библиотеки по улице Вахитова, 15.
До последнего времени она размещалась в перестроенном здании школы. Ее фондом пользовались многие поколения местных жителей. Сейчас библиотека закрыта в связи со стопроцентным износом здания, печного отопления, электропроводки. Книги можно получить только в пункте выдачи, который открыт два раза в месяц зимой и раз в неделю летом.
В 2015 году республика будет отмечать 190-летие со дня рождения Каюма Насыри. Малая родина ученого не останется в стороне от этого знаменательного события. Надеемся на помощь и поддержку Правительства РТ в сохранении духовного наследия славного сына татарского народа. Мы хотим, чтобы наша сельская библиотека стала своего рода малым культурным центром, сохранившим дух и обстановку того времени, в котором жил и творил выдающийся ученый».
Письмо подписали здешние старожилы, ветераны труда. К некоторым из них мы с Раисом Каримовым заглянули в гости. У Минуллиных задержались дольше всех. Шаукат-абый – бывший колхозный агроном, его жена Хамдия – учительница. Речь, естественно, зашла о Каюме Насыри.
– Для меня он в первую очередь учитель, призналась хозяйка. – Ведь он много лет преподавал татарский язык в Казанском духовном училище, духовной семинарии, и русский – в мектебе. А серьезно его трудами по педагогике я заинтересовалась во время учебы на татарском отделении филфака КГУ. Они мне очень помогли, когда стала учительствовать в его родном селе…
Беседа плавно перетекла на кухню. Клеенку на обеденном столе быстро сменила скатерть, появились эчпочмаки, соленья-варенья, студень, мед. Уютно заворковал стильный электросамовар. За чаем Хамдия-апа продолжила:
– Раньше из Казани каждое лето приезжали внучатые племянницы Насыри Халия-апа и Бария-апа. Часто наведывались профессор Казанского университета Резеда Ганиева, известные историки, писатели, художники. В школе проводили вечера, посвященные нашему великому земляку: разучивали стихи, отрывки из его произведений, готовили музыкальные номера. В те годы было всего три малокомплектных класса, а когда молодежи практически не осталось, школу закрыли, и я стала учительницей-надомницей. Правда, на уроки ко мне приходили не больше трех учеников.
Наведались мы и к 74-летней Наиле-апе Гилязетдиновой. Эта хрупкая, сухонькая женщина – абыстай. Она хранительница и отправительница религиозных обрядов, по мусульманским праздникам читает односельчанам Коран. Когда-то она жила по соседству с домом Гильфана-бабая, который в мальчишестве служил у Каюма Насыри в казанский период жизни, помогал ему по хозяйству.
- Если воплотить все задуманное в жизнь, то сюда потянутся вереницы туристских автобусов. Так же, как сейчас, курсируют они в музейный комплекс «Кырлай», хранящий память о Тукае
– Не должна наша деревня потеряться, стереться из памяти детей, внуков, правнуков, – говорит, мешая татарские и русские слова, Наиля-апа. – Пусть сохранятся могилы наших предков на старом кладбище, где похоронены дед, отец и брат Габделькаюма. Насыри гордился тем, что изучил свою родословную до седьмого колена.
С кем бы ни довелось общаться в тот день, всех волнует один весьма щекотливый вопрос. Суть в том, что дом, в котором родился Насыри, в 1947 году был продан и увезен в село Большие Ачасыры в шести километрах отсюда. Сейчас в нем Музей имени Каюма Насыри. Что само по себе похвально, только вот как объяснить сей нонсенс приезжим гостям и туристам? Родился-то просветитель совсем в другом селе!
Не согласны с явной биографической «подтасовкой» и научные работники, имеющие отношение к изучению творческого наследия просветителя, краеведы. Малоширданцы полны решимости восстановить историческую справедливость.
Сохранился сруб бывшей мечети, построенной на деньги Насыри. Его можно перебрать, перенести в центр к библиотеке и разместить в нем музей – поссовет согласен расходы оплатить, да и жители готовы скинуться. В экспонатах недостатка не будет: сохранилась даже мебель, сделанная руками самого Каюма, – деревянный книжный шкаф, колыбель.
Возвращаясь к судьбе библиотеки, замечу, что после коллективного обращения сельчан в инстанции она ненадолго возобновила работу, но потом снова закрылась.
Год спустя на имя Президента Рустама Минниханова было направлено письмо за подписью директора ООО «Акведук» Асии Губайдуллиной, заслуженного строителя РТ. Речь в нем шла о Малых Ширданах. Письмо содержало конкретную программу возрождения малой родины ученого-просветителя. А именно: реконструкцию сельского клуба, библиотеки, мемориала участникам Великой Отечественной войны, родников, некогда ухоженных, а теперь заболоченных, колодца Насыри. Разработку проектной документации компания брала на себя.
Почему именно это предприятие озаботилось имиджем заволжского сельского поселения? Не последнюю роль сыграл человеческий фактор. Дело в том, что это родное село Асии Губайдуллиной. Здесь она родилась, училась в школе, директором которой был ее отец. Девчонкой она брала книги из этой самой библиотеки, переходила вброд речку, бегала на пруд и к тем самым родникам, которые теперь предложила восстановить и облагородить.
Ее пример – другим наука. Хорошо бы всем, кто обладает возможностью, способностью и властью, проявить подобную заинтересованность в судьбе своих родовых гнезд!
– Чтобы достойно преподнести современникам и потомкам малую родину выдающейся личности, это место надо не только реставрировать, но и осовременить, сделать притягательным для ученых, студентов-филологов, туристов, полагает Асия Наилевна. – Тогда здесь можно будет проводить не только экскурсии, но и выездные научные конференции, традиционные сабантуи, фольклорные фестивали. Вы бы посмотрели, какая там живописная природа!
Я посмотрел, восхитился и даже спустился к роднику в овраге под старой ивой. Говорят, ее посадил сам Насыри. Со временем она разрослась до гигантских размеров, и речка, обтекая ее, даже чуть изменила русло. Признаюсь, мне никогда не случалось видеть столь мощный ствол! Из трубы родника плещет хрустальная струя, и по-прежнему не зарастает к нему народная тропа. А вот покосившаяся дощатая будка над ним, конечно же, нуждается в замене.
– Не лень спускаться к роднику? Есть же водопровод! – спросил я бабая, взбиравшегося по склону с полными пластиковыми бутылями в руках.
– Тут вода живая, не то что в скважине…
К 190-летию из многообещающего проекта еще ничего не реализовано – работы запланированы на лето. Если воплотить все задуманное в жизнь, то сюда потянутся вереницы туристских автобусов. Так же, как сейчас, курсируют они в музейный комплекс «Кырлай», хранящий память о Тукае, усадьбу Гаврилы Державина в Сокурах. Главное – начало положено.
А в чем сомневаться не приходиться, так в том, что сквер памяти и монумент участникам Великой Отечественной войны к 9 Мая здесь точно откроют. Уже готов его эскиз, выбраны тип и цвет отделочного камня, составлен список фронтовиков из 236 фамилий.
Честное слово, уезжать отсюда не хотелось! После городской суеты пустынная сельская улица предстает заповедником покоя, умиротворения, тишины… Сверкающий на солнце февральский снег, опушивший деревья, изгороди, крыши, пробудил в памяти чью-то стихотворную строку: «Я белой, белою деревнею, весну предчувствуя, иду».
К слову, о весне. В 1945 году на научной сессии в Москве, посвященной 120-летию ученого, член-корреспондент АН СССР, известный тюрколог Николай Дмитриев сказал: «В жизни каждого народа, как и отдельного человека, бывает своя пора весны. Каюм Насыри одним из первых ощутил ее и отдал ей все творчество своей жизни».
Будем верить, что и его земляки скоро ощутят весну живительного ренессанса.