Как ни реформируют отрасль жилищно-коммунального хозяйства, проблемы здесь не только не исчезают, а появляются новые. Никак не канут в Лету текущие крыши, дырявые трубы, все возрастающие, непонятные платежи… И количество жалоб от населения, увы, не уменьшается.
Улучшить ситуацию в жилищно-коммунальной сфере призван в том числе Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ. С его работой в республике связывают большие надежды. Тем более что недавно у общественников появился свой офис, куда любой может прийти или позвонить, и ему бесплатно окажут квалифицированную помощь.
О целях, задачах и возможностях центра журналистам рассказали на брифинге в агентстве «Татмедиа», позже более детально некоторые вопросы были обсуждены специалистами за круглым столом.
– Система общественного контроля в Татарстане существует почти два года, в большей степени – в Казани, – рассказал руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ РТ, профессор КНИТУ-КАИ Михаил Застела. – Сейчас мы получили возможность работать более широко и заинтересованы, чтобы население к нам обращалось. Надеемся, из-за того, что мы являемся общественной организацией, разговор с нами будет более прямой и открытый. Ведь не всегда человек, пришедший на прием к чиновнику, готов говорить то, что думает. Наша задача, чтобы жалоб в сфере жилищно-коммунального хозяйства стало как можно меньше.
В свою очередь гостья из Москвы – исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ – Светлана Разворотнева отметила, что Татарстан – лидер по многим направлениям среди субъектов России, в том числе и в жилищно-коммунальной отрасли. «Надеюсь, и в сфере общественного контроля республика также станет примером для других регионов», – подчеркнула она.
Сеть общественного контроля в сфере ЖКХ развивается с 2012 года – в 79 субъектах страны были созданы ресурсные площадки, которые призваны поддерживать информационно, организационно методически активных собственников и некоммерческие организации, работающие в этой сфере. На федеральном уровне существует некоммерческое партнерство, которое является ресурсной площадкой для региональных центров. Они работают в основном в четырех направлениях – мониторинг ситуации в сфере ЖКХ и правоприменительной практики, защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, просвещение граждан, а также работа в сфере изменения законодательства. Если говорить о проблемах таких центров, то, в первую очередь, это отсутствие достаточных источников финансирования. В Татарстане принято достойное решение о материальной поддержке центра общественного контроля, в нынешнем году он заработает еще активнее, и татарстанцы это ощутят, выразила надежду московская гостья.
Собственники – главные контролеры
Жилищный кодекс РФ, принятый в 2005 году, наделил собственников многоквартирных домов большим количеством полномочий, однако на деле пользуются своими возможностями единицы. Между тем если в многоквартирном доме появляется порядочный и грамотный активист, который берет все в свои руки, то ситуация кардинально меняется в лучшую сторону. И такие примеры есть. Любопытно, что когда появляется такой человек, то подрядная организация оказывает услуги качественно, вовремя проводится текущий ремонт и так далее. В общем, в квартирах, тепло, светло и уютно, как и должно быть. Вопрос, где и как отыскать таких людей, давно обсуждается на разных уровнях. «Главные контролеры – это собственники квартир, которые обладают достаточно большими полномочиями, но ими не пользуются. Поэтому одна из основных задач центра общественного контроля – дойти до каждого многоквартирного дома, найти активных людей, обучить их, поддержать, постоянно с ними взаимодействовать и помогать», – высказала мнение Светлана Разворотнева.
Дружба между жильцами и управляющими компаниями
«Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ делает ежеквартальные рейтинги проблем, которые больше всего волнуют россиян в этой сфере. И вопрос взаимодействия жильцов и управляющих компаний здесь – один из первых. Причем жители жалуются не столько на некачественное предоставление услуг, сколько на нежелание управляющих организаций открыто общаться с населением – УК отказывают в предоставлении необходимой информации, нет прозрачности в их работе. «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ поможет наладить отношения между жителями и управляющими организациями, а также создать советы многоквартирных домов», – выразил надежду начальник Государственной жилищной инспекции – главный государственный жилищный инспектор РТ Сергей Крайнов.
В связи с развитием информационных технологий многие жильцы больше не утруждают себя обращениями в управляющие компании, а сразу пишут жалобы в жилинспекцию, а то и Президенту. Ладно, если случай вопиющий, но зачастую проблемы местечковые и вполне могут решиться без «высоких» инстанций. К примеру, если не убран мусор на этаже или не горит свет в подъезде, то это безусловная ответственность обслуживающих организаций. Фильтром, который упорядочивает такую работу, стала государственная информационная система «Народный контроль». Таким же фильтром, по сути, является и Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ. Это еще один способ для решения жилищно-коммунальных проблем, и он весьма эффективен в тех случаях, когда человек сам не может четко изложить свою претензию.
А есть ли примеры довольных жильцов, которые благодарят свои управляющие компании за работу? «Есть, но, как правило, эти УК – небольшие организации, – ответил на вопрос журналистов Михаил Застела. – Они обслуживают от восьми до десяти домов, и там все обозримо и прозрачно. Когда же под опекой УК находится 300 домов – концы той или иной проблемы порой найти невозможно».
Еще один важный момент – рейтинг управляющих компаний. Согласитесь: каждому жителю хочется знать, какая из них хорошая, а какая так себе. Составить такой рейтинг, по мнению специалистов, сложно (так как нужны четкие критерии оценки), но возможно. «В обозримом будущем ЖКХ-контроль это обязательно сделает, как независимый общественный орган», – заверили специалисты.
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ находится по адресу Лобачевского, 10В. Он работает с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу, тел.236-29-97.