О том, почему питомцы Елабужского детдома не такие, как все
«Детдомовский ребенок» – многие десятилетия эти слова были клеймом. Были характеристикой, произнося которую, делали многозначительное лицо: «Ну вы же понимаете…»
БУДЬТЕ КАК ДОМА
Рассказывали раньше, что детдомовские дети совсем не приспособлены к жизни и даже думают, что хлеб растет на деревьях – прямо буханками. К счастью, в последние годы многое в этой системе меняется. Постепенно исчезают большие воспитательные конвейеры, все больше тех, кто хочет усыновить или взять под опеку ребенка или сразу несколько детей. Нет, пугающих фактов, увы, все еще немало, о них периодически рассказывается в прессе: тревогу бьют волонтеры, и касается это зачастую учреждений для сирот с инвалидностью.
Но есть и такие детские дома, где воспитанники отогреваются во всех смыслах и оживают. Где им придают уверенности в своих силах и помогают понять, что они способны на гораздо большее, чем привыкли думать.
Одно из таких мест – Елабужский детский дом. Здесь размещаются в отдельных жилых блоках – и дети, и воспитатели поделены на «семьи». Тут уютно, а детские спальни меньше всего похожи на казенные. Даже общей столовой нет, у каждой семьи отдельная кухня, обстановка максимально приближена к домашней.
– Мне часто говорят, что моих детей от домашних не отличить, – говорит директор детского дома Елена Гырдымова. – Одеты хорошо, общительные. Мы всем коллективом работаем на это.
КАК СТАТЬ ПРИНЦЕССОЙ
Елена Гырдымова работает не так давно. Но тема «детдомовских» волновала ее с детства. Переехав в Елабугу, она пошла в школу №2, расположенную рядом с детским домом.
– В классе увидела одинаковых детишек в синих кримпленовых кофточках, в сандалиях, колготках с пузырями на коленках. Стрижки «под горшок» у всех, руки в цыпках. По ним видно было, что они – другие. Какие-то все одинаковые. Я у подружек спросила, кто это. Они мне шепотом: детдомовские. То есть почти отдельная каста. Видимо, поэтому я сейчас стараюсь изо всех сил, чтобы про моих так не говорили.
И говорят, действительно, другое. Например, о тринадцатилетней Юле Гречневой говорят, что она Золушка, ставшая принцессой. Девочка пришла в детский дом два года назад. Никто бы тогда не подумал, что вскоре она победит в нескольких детских конкурсах, станет «Маленькой принцессой Татарстана» и даже побывает за границей.
Все началось с того, что в детдоме собралась группа девочек примерно одного возраста. Занимаясь с ними рисованием по вечерам, директор
Согласились, но в глазах – полное неверие. Однако же начали шить костюмы, учиться держать себя на сцене, проводить фотосессии. Изменились осанка, походка – девочек стало не узнать.
Стартовой площадкой стал конкурс «Маленькие принцессы Татарстана». Там и бал был самый настоящий, где участницы в красивых платьях танцевали в парах с суворовцами.
– Девчонкам надо побывать в такой роли, они другими становятся, – рассказывает Елена Гырдымова.
А Юля получила право представлять республику на конкурсе в Болгарии и неожиданно для всех взяла там первое место! В прошлом году она приняла участие в подобном шоу в Турции. Для этого необходимо было найти спонсоров. Так, средства на поездку в Турцию выделили из местного бюджета по распоряжению главы муниципалитета Геннадия Емельянова.
Когда Юля – хрупкая и, кажется, застенчивая девочка – говорит о конкурсах, ее глаза становятся счастливыми. Она не раз выходила на сцену перед сотнями зрителей, и если раньше боялась этого, то потом стала гораздо более уверенной. И даже решила выбрать профессию психолога. Конкурсы для нее не развлечение, а работа: например, в Турции было столько репетиций, что даже купаться не нашлось времени, хотя море было совсем рядом. На конкурс девочка подготовила экологический проект (она ухаживает за животными в городском приюте), представила национальный костюм и несколько других номеров. Конкурсы и поездки стали для нее шансом увидеть мир и пообщаться с людьми самых разных культур.
А В СЕМЬЕ ЛУЧШЕ!
Но Юля – не единственная звезда. Ее друзья постоянно принимают участие в фестивале «Дети солнца», побеждают в конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Почему директору важно ориентировать детей на такую публичную деятельность, связанную со сценой, с поездками?
– Они становятся самодостаточными, уверенными в жестах, в поведении, в мыслях, – замечает Елена Гырдымова. – Общаются со сверстниками, завязывается дружба, из этого рождаются новые совместные проекты. Когда мы рисуем, лепим, шьем вместе, не спеша, с перерывами на чай, то в это же время разговариваем, общаемся. Не как учитель и ученики, а как друзья, семья. Столько нового узнаешь, такие рассуждения выдают!
Но если бы жизнь детдома состояла только из таких приятных моментов и побед… Увы, дети сюда приходят разные, сложные, опаленные судьбой.
– Тут не «Маленькие трагедии» Пушкина, тут большие трагедии, – рассказывает директор. – И хочется, чтобы среди неприятных моментов в их жизни были праздники. Постоянного праздника не получается, разумеется. Разное бывает, и «семейные суды» приходится проводить – действует лучше, чем разговор со мной или завучами. Но мне кажется, дети чувствуют, что мы хотим им добра, хотим, чтобы они были лучшими. Поэтому и отдача имеется.
Даже за небольшое время в детдоме ребята меняются сильно. Директор гордится переменами и даже взяла за правило фотографировать, так сказать, «до» и «после», а спустя время показывать ребятам. И дети удивляются тому, какими были.
Но самое главное – найти каждому хороших родителей. По передаче детей в семьи Елабужский детский дом – один из лучших в России.
Ну а обретая родителей, ребята зачастую больше не дают о себе знать, не звонят. Словно стараются выбросить из памяти тот промежуток жизни, когда были «ничьими», каким бы хорошим ни был детский дом. Приходят уже потом, повзрослевшие, со своими малышами. Бывает, просят прощения за то, что расстраивали
Фото из архива Елабужского детского дома