Такая петрушка с «Петрушкой»!

В номере «РТ» за 23 октября 2014 года увидели свет воспоминания бывшей работницы казанского электротранспорта Анны Углановой-Евсеевой «Лошадка, запряженная в трамвай». Поводом для публикации стала затянувшаяся эпопея с памятником казанской конке в Адмиралтейской слободе, на месте бывшего рельсового кольца городской конной железной дороги «Петрушкина разъезда».

Автор статьи: Евгений УХОВ

information_items_10119574

В номере «РТ» за 23 октября 2014 года увидели свет воспоминания бывшей работницы казанского электротранспорта Анны Углановой-Евсеевой «Лошадка, запряженная в трамвай». Поводом для публикации стала затянувшаяся эпопея с памятником казанской конке в Адмиралтейской слободе, на месте бывшего рельсового кольца городской конной железной дороги «Петрушкина разъезда». «Петрушками» за их скоморошное убранство народ окрестил дежурных кобылок, которые разворачивали вагоны во время смены маршрутных лошадей.

Все лето и осень скульптура лошадки на «Петрушкином разъезде» была задрапирована белым тентом. И вот, проезжая как-то  по улице Клары Цеткин, я увидел так долго скрываемую от людских глаз лошадку без покрывала. Честно сказать, вид ее меня разочаровал. Без сбруи, оглоблей и пассажирского прицепа она выглядит сиротливо, мало соотносясь с первоначально задуманной исторической реконструкцией. Какая же конка без вагона – одна лошадиная сила, и только!

Так же трудно представить водовозную клячу без бочки в скульптурной композиции у здания «Водоканала», посвященной истории водоснабжения города. Или памятник Благотворителю на площади Тысячелетия – с возчиком и лошадью, но без телеги с детьми. Что же заставило открыть памятник конке в усеченном виде? Этот вопрос я адресовал заказчику, подрядчику и спонсору «Петрушки», генеральному директору ООО «Подшипниковый завод „Казань“, заслуженному машиностроителю РФ Даниялу Закировичу Бикмухаметову.

Оказывается, никакого санкционированного открытия не было – материю с лошадки ночью срезали какие-то вандалы. Вероятно, на автомобильный чехол. И работы над скульптурной композицией далеки от завершения: на мемориальном объекте, простите за невольный каламбур, конь не валялся!

– Я ратую за восстановление исторической справедливости, – отвечает мой собеседник. – Для казанцев «Петрушкин разъезд» – часть стародавнего городского быта. Именно здесь закольцовывалась линия железной дороги с конной тягой от улицы Большая Красная до Старого Устья. И когда конку сменил электротрамвай, первый его маршрут пролегал от железнодорожного вокзала именно до этого места. Лет десять назад возник вопрос о символе Адмиралтейской слободы. Мнения были разные: кто-то  предлагал установить на постаменте вертолет, кто-то  – танк, кто-то  – фонарщика со свечой. Я же настоял на конке – прародительнице современных трамваев. По моему заказу скульптор Рустем Габбасов изваял лошадь – не какого-то стилизованного скакуна, а неказистую, рабочую. Готовая отливка год стояла у меня в цеху. За это время была подготовлена площадка с фрагментом булыжной мостовой и рельсами, установлены памятная плита, часы, фонари, изгородь. Все расходы я взял на себя, вложив в проект более двух миллионов рублей личных средств – даже квартиру пришлось продать…

Замышляя идею памятника, Даниял Бикмухаметов имел в виду конку, стоявшую на улице Петербургской. Кроме нее, там еще пара списанных вагонов трамвая более поздних времен. На городскую досто­примечательность этот «ретропарк» вряд ли тянет, потому что никак не связан с этим местом исторически. Если, конечно, не брать во внимание его «привязку» к главному офису «Метро
электротранса». Но какое отношение к электротранспорту имеет конка?

«Петрушкин разъезд» – совсем другое дело, он известен нескольким поколениям горожан. Генеральный директор ГУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов, судя по всему, расставаться с раритетом не намерен. Даниял Бикмухаметов готов предложить «обмен»: «Метроэлектротранс» передает «Петрушкину разъезду» старые вагоны, а взамен получает казан с фонтаном в стиле хайтек. Проект уже обсуждался на кафедре архитектуры и градостроительства КГАСУ.

Доводы мецената-производственника звучат здраво. Последние годы в Казани немало делается для архитектурно-скульптурной реанимации ее достопримечательных мест. И своеобразный музей старинного рельсового транспорта под открытым небом мог бы стать одной из туристических изюминок столицы, а со временем выполнять и чисто развлекательные функции. Почему бы не восстановить рельсовое кольцо, конюшню, завести лошадей, устроить другие конные аттракционы? Кто из взрослых, а уж тем более детей откажет себе в удовольствии прокатиться в старинном вагоне, запряженном парой гнедых?

А какой шанс для выпуска сувениров, маек, бейсболок с конно-вагонной символикой! Город, задавшийся целью стать туристическим центром Поволжья, эта идея не может оставить равнодушной. Тем более что через три года Адмиралтейская слобода отметит свое 300-летие. Вот был бы подарок к юбилею!

Для этого не много надо: поставить интересы города над ведомственными. Не прояви в свое время Бикмухаметов дальновидности в этом вопросе, сейчас на месте популярной у кировчан «Петрушки» стоял бы бронзовый подшипник. А из-за того что два руководителя не могут найти общий язык, оригинальный, здравый замысел у всех на глазах превращается в недоразумение, казус. И что в «сухом осадке»? У одного – лошадь без вагона, у другого – вагон без лошади. Неужели так трудно состыковать обе части в единое целое? Остается надеяться, что решающее слово в этом вопросе скажут городские власти.

А может, и читатели «РТ» выскажут свое мнение на этот счет?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще