Воздушные ворота Казани признаны самым чистым общественно значимым объектом России
Всем знакомы слова Михаила Лермонтова: «Прощай, немытая Россия…» Действительно, многие десятилетия нашу страну считали неопрятной не только иностранцы, но и сами россияне. В последние годы ситуация кардинально изменилась: отечественные города, да и предприятия тоже соревнуются между собой, кто на свете всех красивее, комфортабельнее, чище. И помогают им в этом компании, работающие в относительно новом для России бизнесе – в сфере клининга.
Это слово появилось в русском языке недавно, оно скопировано с английского cleaning, что в переводе означает чистка, уборка, мойка. Но сегодня «клининг» по-русски – это вовсе не традиционные швабры и старые тряпки, а сложный процесс, подразумевающий профессиональные комплексные меры по наведению чистоты в торговых комплексах, производственных помещениях, коммерческих офисах, на транспортных предприятиях и других общественно значимых объектах. Причем квалифицированным персоналом, с применением специфических современных технологий и средств. Ведь специалисты клининговых компаний не только убирают территории, моют окна, крыши и фасады зданий (а это уже промышленный альпинизм), но и занимаются другими видами сложных работ, к примеру шлифуют гранитные и кристаллизируют мраморные поверхности…
И это не просто наведение на объекте внешнего лоска, хотя имиджевая составляющая здесь тоже имеется (отмытый до блеска офис компании в глазах ее партнеров ассоциируется с чистотой намерений в принятии каких-либо решений), главное – забота о здоровье и безопасности людей, находящихся там.
РЫНОК МОЛОДОЙ, НО СТРЕМИТЕЛЬНО РАСТУЩИЙ
В 2012 году был образован Союз клининговых компаний России (СККР), который в настоящее время объединяет около 130 профессиональных предприятий, что составляет 60 процентов этого рынка. Цель создания данной организации, как сообщил ее президент Дмитрий Шмаров корреспонденту «РТ», – развитие на территории нашей страны клининга и аутсорсинга в этой сфере, внедрение лучших мировых технологий индустрии чистоты, которые делают нашу жизнь более приятной и безопасной, а также помощь в становлении начинающих сервисных фирм. В Татарстане, по данным союза, таких компаний семнадцать, из них десять входят в СККР.
– Этот рынок молодой, но быстро развивающийся и имеющий большой потенциал, – говорит Дмитрий Шмаров. – Объемы производства клининга в нашей стране растут огромными темпами – почти на 30 процентов в год. На сегодня в отрасли задействованы уже свыше 400 тысяч работников. Рентабельность этого бизнеса – от 8 до 12 процентов.
В 2013 году союз учредил ежегодную национальную премию «Чистая Россия», задача которой – оценивать клининговые компании и их заказчиков в лице общественно значимых предприятий на предмет применения инновационных технологий, эффективности персонала, осуществляющего уборку, и визуального подтверждения чистоты на объектах. Премия присуждается по итогам проведения экспертами СККР на предприятиях аудита чистоты и деятельности клининговых компаний – их рентабельности, положения на рынке и темпов развития. Этот конкурс – уникальное мероприятие для российского делового сообщества в сфере клининга и главное событие отечественной индустрии чистоты, подводящее бизнес-итоги года.
МАК И ЕГО ПАРТНЕР НЕ ПОДКАЧАЛИ
Лауреатом первой премии «Чистая Россия – 2013» стал международный выставочный центр «Екатеринбург-Экспо» (Свердловская область). В течение 2014 года эксперты СККР исследовали 112 разных по роду деятельности объектов – транспортные предприятия, в том числе аэропорты крупных городов, метрополитены и вокзалы, общественные и спортивные учреждения, торговые центры и другие. В результате принято решение наградить премией «Чистая Россия – 2014» международный аэропорт Казань (МАК) и его партнера – казанскую клининговую компанию «БлескСервис».
– Три дня специалисты нашего союза инкогнито находились на территории МАК (то есть работали по принципу «тайного покупателя»), – рассказывает Дмитрий Шмаров. – Оценка проводилась по международному стандарту (ISO) качества чистоты и безопасности людей в тесных помещениях и общественных учреждениях. Ее критерии, надо сказать, весьма строгие, их более тридцати. К примеру, один из самых важных – в течение какого времени мусор, оставленный человеком, будет убран из помещения. И сервисная компания уложилась в регламент: не прошло и десяти минут, как весь мусор, оставленный в различных частях аэропорта, был удален. Могу отметить, что технологии клининга, внедренные здесь, самые инновационные, которые существуют на сегодня в мире. Используется современный технологический контент уборки, персонал хорошо обучен ( «БлескСервис» имеет собственный учебный центр). Четко выполняются требования безопасности там, где есть вероятность заражения людей различными вирусами и переноса инфекций пассажирами из разных стран, – по правилам дезинфицируются пассажирские тележки и досмотровые помещения профессиональными гипоаллергенными средствами. В общем, МАК и обслуживающая его компания выполняют все международные и российские требования по санитарному содержанию аэропортов и помещений с большой проходимостью. Мы высоко оценили качество их работы.
- В 2012 году был образован Союз клининговых компаний России (СККР), который в настоящее время объединяет около 130 профессиональных предприятий, что составляет 60 процентов этого рынка. В Татарстане, по данным союза, таких компаний семнадцать, из них десять входят в СККР
По словам Радика Шакирова, генерального директора компании «БлескСервис» (создана в Казани 12 лет назад в виде небольшой фирмы, а сейчас функционирует не только в Татарстане, но и в некоторых других регионах Приволжского федерального округа), аэропорт для клинингового предприятия – объект весьма непростой. Работа здесь всесезонная, круглосуточная и суперответственная, сопряженная с большим пассажиропотоком.
АУТСОРСИНГ ПОМОГАЕТ ЭКОНОМИТЬ
– Пять лет назад мы сделали правильный шаг, отдав сервисные услуги на аутсорсинг клининговой компании, – констатирует заместитель генерального директора по общим вопросам международного аэропорта Казань Ринат Гизатуллин. – Предприятие должно заниматься профильной деятельностью: в нашем случае – обслуживать самолеты и пассажиров. А непрофильные виды бизнеса выгоднее передать профессионалам в своем деле, которые понимают, как сократить издержки при выполнении определенного технологического процесса, как внедрить новые технологии, в частности, позволяющие улучшить и качество уборки, и санитарное состояние объекта, и безопасность пассажиров. Театр начинается с вешалки, а аэропорт – с чистоты на привокзальной площади, внутри самих терминалов…
Ринат Гизатуллин уверяет, что аутсорсинг помогает существенно экономить. Например, уменьшается финансовая нагрузка по содержанию штата. Сегодня численность персонала МАК – 1700 человек. А уборкой терминалов и уличной территории ежедневно занимаются около 50 работников сервисной компании. Раньше столько же штатных единиц входило в персонал аэропорта, и их нужно было обеспечивать зарплатой. Переход этих непрофильных услуг на аутсорсинг способствовал экономии до 20 процентов от их стоимости.
Как признался заместитель гендиректора МАК, пока это первый вид бизнеса, переданный сторонней компании. Сейчас руководство татарстанской воздушной гавани задумывается, от каких еще функций ей следует освободиться. Возможно, будут задействованы другие предприятия для внедрения в аэропорту, отметившем в сентябре прошлого года 35-летие, методов бережливого производства.
ИССКУССТВУ УБОРКИ НУЖНО УЧИТЬСЯ
Дмитрий Шмаров подчеркнул, что клининговые компании обязательно должны обучать свой персонал, как использовать в работе профессиональные средства (а это – специальная химия) и какие меры безопасности при этом применять.
– В Германии, например, чтобы стать мастером по уборке, нужно пять лет отучиться в вузе, – отмечает он. – Ведь существует масса специфических требований по наведению чистоты в медицинских учреждениях, пищевых предприятиях, аэропортах и на прочих общественно значимых объектах. Клининг в Германии – это крупная, развитая отрасль, имеющая свои научные институты, где получают дипломы о высшем образовании по специальности «Уборка и санитарное содержание общественно значимых мест». Потому что, повторюсь, от качества работы клининговой фирмы во многом зависит безопасность людей.
В нашей стране пока таких учебных заведений или хотя бы факультетов, где готовили бы соответствующих специалистов, нет. Правда, Союз клининговых компаний России открыл в Москве крупный учебный центр, там для работников «союзных» предприятий реализуются образовательные программы, разработанные с учетом опыта той же Германии, а также США, Великобритании, Франции и других европейских стран.
– Тем не менее уровень клининга в России сегодня на достаточно высоком уровне. Некоторые наши компании даже опережают иностранные по внедрению новых технологий, инновационных методов и требований к уборке. Поэтому российские аэропорты, метрополитены и другие транспортные объекты отличаются высоким качеством чистоты, – утверждает президент СККР. – Однако на многих предприятиях иных отраслей экономики, в отличие от большинства зарубежных компаний, не по уму организована инфраструктура, помогающая в обеспечении чистоты и защиты от вирусов. Допустим, редко где при входах в офисы установлены грязезащитные барьеры. Поэтому одна из функций клининговых компаний – прививать нашим предприятиям культуру чистоты.
Кстати, СККР ведет рейтинг отечественных клининговых компаний. Согласно ему в настоящее время лучшие из них функционируют в Свердловской области, Татарстане, Москве и Санкт-Петербурге, где индустрия чистоты наиболее развита.