Татарстанская авиакомпания прекратила регулярные рейсы, но обещает вернуться в небо
Для российских авиакомпаний наступили непростые времена. Даже ведущие перевозчики вынужденно уменьшают количество рейсов и сокращают персонал. В сложной ситуации оказалась и крупнейшая авиакомпания Татарстана – «Ак Барс аэро». Попытаемся разобраться, кто «подрезает крылья» отечественным перевозчикам.
Рублевое пике
О том, насколько серьезны и системны проблемы в гражданской авиации, говорят следующие цифры. Самый большой по объемам перевозок в России «Аэрофлот» закончил девять месяцев 2014 года с убытком в 3,5 млрд рублей (годом ранее была прибыль 17,2 млрд рублей). Вторая по величине авиакомпания «Трансаэро» с октября прошлого года отказалась от 17 направлений, а также подняла цены на билеты в зимний сезон на 10–15 процентов. «ЮТэйр» для повышения эффективности также избавляется от ряда маршрутов и сокращает управленческий персонал. В частности, до конца зимнего периода авиакомпания отменила регулярный рейс Москва – Казань.
Главные факторы спада в пассажирских авиаперевозках – снижение курса рубля к доллару и евро, уменьшение доступности кредитов, спад на рынке международного туризма, рост цен на авиатопливо. Парк воздушных судов в последние годы активно обновляется, а платить за них нужно в валюте. Заменить «боинги» и «аэрбасы» отечественными самолетами пока не получается – разрекламированный «Суперджет» так и не стал массовым. После снижения курса рубля расходы компаний на лизинг и запчасти для техобслуживания самолетов существенно выросли. Кроме этого, российские банки сейчас неохотно дают отсрочки по старым кредитам, а новые займы, по сути, недоступны бизнесу.
С небес на землю
От внешних неблагоприятных факторов региональные авиаперевозчики пострадали сильнее крупных авиакомпаний. С 13 января приостановила регулярные полеты авиакомпания «Ак Барс аэро». Причины те же, что и у федеральных игроков, – повышение курса иностранной валюты и вызванное этим удорожание лизинга, техобслуживания и страхования самолетов, повышение стоимости подготовки летного состава в зарубежных авиационных учебных центрах. Также усилилось давление со стороны кредиторов. Теперь субсидируемые Правительством России перевозки в Приволжском федеральном округе по маршрутной сети «Ак Барс аэро» будут выполнять авиакомпания «Оренбуржье» и воздушное такси Dexter.
Также 13 января Росавиация приостановила сертификат эксплуатанта крупнейшей авиакомпании Татарстана. В Федеральное агентство воздушного транспорта поступило заявление генерального директора компании «Ак Барс аэро» Петра Трубаева о приостановлении сертификата «в связи с ухудшением основных производственных показателей, нестабильным финансовым положением авиакомпании».
«Ак Барс аэро» была создана в 2010 году на базе ОАО «Бугульминское авиапредприятие» (основано в 1953 году). Перевозчик входит в состав ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“. По данным Росавиации, с января по ноябрь 2014 года «Ак Барс аэро» перевезла 325,3 тыс. пассажиров (снижение на 10,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2013 года). По данному показателю авиакомпания занимала в стране 25-е место из 35. Для сравнения: находящиеся на 24-м месте «Саратовские авиалинии» перевезли 484 тыс. пассажиров (рост на 26 процентов), а «Ижавиа» (26-е место) – 307,1 тыс. (рост на 36,5 процента). Один из важных показателей – процент занятых пассажирских кресел – у «Ак Барс аэро» за данный период составил 65,4 пункта, что ниже среднего значения – 80,4.
В истории крупнейшего авиаперевозчика Татарстана были разные времена. Возьмем пунктуальность вылета – один из важных для пассажиров показателей работы. В 2013 году Приволжская транспортная прокуратура оштрафовала «Ак Барс аэро» на 200 тысяч рублей за задержки авиарейсов из аэропортов «Бегишево» и «Бугульма». Причины задержек – технические неисправности судов и отсутствие у авиакомпании резервных самолетов.
В 2014 году ситуация совсем другая – по данным Росавиации, в июне «Ак Барс аэро» была одной из самых пунктуальных авиакомпаний страны. Татарстанский перевозчик вошел в десятку лучших, наряду с такими компаниями, как
«Аэрофлот», «S7», «Россия».
Летных происшествий в истории компании два, и оба связаны с вертолетами. Шестого апреля 2012 года вертолет Bell-407 вылетел из Бугульмы в Казань, у Новошешминска с ним пропала связь. Обломки винтокрылой машины были обнаружены у населенного пункта Благодатное. При крушении погиб пилот Валерий Майоров. Пятого июля 2014 года в районе села Слобода Архангельская Новошешминского района совершил жесткую посадку легкий вертолет Robinson R44. Воздушное судно было разрушено, а пилот Вадим Гильманов получил тяжелые травмы и был доставлен в больницу. Благодаря своевременной и квалифицированной помощи врачей он быстро пошел на поправку. В обоих случаях основной причиной происшествий стали неблагоприятные погодные условия.
Антикризисные меры
В прошедшем году авиакомпания «Ак Барс аэро» значительно расширила маршрутную сеть. Благодаря участию в федеральной Программе субсидирования региональных воздушных перевозок ей удалось развить 20 новых маршрутов, минуя перегруженный московский авиаузел. Планы на 2015 год были амбициозными, но их скорректировали «валютные ножницы», которые обкорнали программы многих отечественных авиаперевозчиков.
Сейчас руководство «Ак Барс аэро» принимает меры для минимизации издержек, сокращает расходы и численность управленческого персонала, оптимизирует парк воздушных судов. В его составе 15 региональных реактивных самолетов Bombardier CRJ-200LR (по 50 пассажирских мест) и 15 легких турбовинтовых самолетов Cessna-208B/EX Grand Caravan (9 мест). Сократят в основном именно Cessna.
О том, как оптимизация коснется трудового коллектива авиаперевозчика, корреспонденту «РТ» рассказала пресс-секретарь компании Ильгиза Насибуллина. По ее словам, сейчас в штате «Ак Барс аэро» свыше 500 сотрудников. В связи с приостановлением основной деятельности есть службы, в которых был введен режим простоя (летная служба, бортпроводники, диспетчеры и так далее – те, кто напрямую задействован в организации полетов). Отдельным сотрудникам предоставляются отпуска по предыдущим отработанным периодам.
«Некоторые пилоты и бортпроводники пишут заявления об увольнении по собственному желанию, так как их зарплата зависит от налета и приостановление полетов отрицательно влияет на величину среднего заработка», – отметила Ильгиза Насибуллина.
Крым манит
«Ак Барс аэро» планирует возобновить полеты во втором квартале – к этому времени будет сверстана новая маршрутная сеть. Возможно, перевозчик сохранит рейс в Симферополь. В прошлом году туда можно было улететь из Казани, Нижнекамска, Бугульмы и Петрозаводска. Также самолеты летали по социально значимому маршруту Анапа – Симферополь с частотой семь рейсов в неделю, что позволяло пассажирам в течение 40 минут добираться до центра Крыма, избегая многочасовых очередей на паромной переправе.
Крымское направление перспективно в контексте падения спроса у россиян на зарубежные курорты. К слову, за рейсы в Крым ряд российских авиакомпаний, в том числе и «Ак Барс аэро», попали в «черный список» общественной организации «Майдан иностранных дел» (создана украинскими дипломатами). В данный реестр общественники-майданники прилежно заносили «нарушителей» полетов «над временно оккупированной территорией Украины». В данной инициативе нет практического смысла – полеты в Крым российские авиакомпании не прекратят, но чье-то самолюбие она тешит.
Остается пожелать «Ак Барс аэро» удачи в оптимизации своей деятельности. Все ждут, чтобы крупнейшая авиакомпания Татарстана поскорее вернулась в небо.