Несмотря на замедление темпов экономического роста, уровень безработицы в Татарстане приблизился к историческому двадцатилетнему минимуму – 0,7 процента от экономически активного населения. Сегодня количество открытых вакансий в три раза превышает численность безработных, и, казалось бы, проблем с работой быть не должно. Но они, тем не менее, существуют. В чем причина? Доступные вакансии не устраивают безработных или уровень их притязаний не соответствует требованиям работодателей?
Об этом и о многом другом – в нашем интервью с министром труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмирой Зариповой.
– Эльмира Амировна, начнем, пожалуй, со статистики: какова в республике ситуация с безработицей? И нарисуйте, пожалуйста, портрет современного безработного.
– На учете в центрах занятости населения у нас зарегистрированы 14,7 тысячи безработных. Во время пика экономического кризиса – весной 2010 года – их было 68 тысяч, что составляло 3,5 процента от активного населения. Наибольшее количество безработных приходится на Казань – 3,6 тысячи и Набережные Челны – 2,4 тысячи человек.
Меньше всего безработных в Лаишевском, Пестречинском, Верхнеуслонском, Апастовском районах. Выше среднереспубликанского значения уровень безработицы в Бавлинском, Чистопольском, Елабужском, Спасском и Тетюшском районах, а также в городах Нижнекамске, Менделеевске, Елабуге, Зеленодольске и в поселке городского типа Камские Поляны. В последнем особенно сложная ситуация – инвестиционные проекты, которые реализовывались здесь за последние почти тридцать лет после прекращения строительства АЭС, не обеспечили занятость населения поселка.
Что касается усредненного «портрета» безработного, то это молодая образованная женщина. Среди стоящих на учете в центрах занятости населения преобладают женщины (их около 63 процентов от общего числа), каждый пятый – в возрасте от 16 до 29 лет, каждый третий имеет высшее либо среднее профессиональное образование.
– Какие требования чаще всего соискатели предъявляют к работе?
– На одного безработного в республике сегодня приходится три вакансии, и, казалось бы, каждый может найти себе работу по нраву. Но все хотят высокую зарплату, работу в шаговой доступности от места жительства и полный соцпакет. Молодежь ищет работу с оплатой труда не менее 15 тысяч рублей, квалифицированные специалисты со стажем – от 30 тысяч рублей и выше. Вместе с тем многие не учитывают: чтобы претендовать на работу по своему вкусу и с хорошей заработной платой, нужно иметь востребованную специальность, высокую квалификацию, соответствующее образование и необходимые навыки.
– Какие специалисты нынче в дефиците?
– В республике ощущается сильный недостаток представителей рабочих профессий: из более 40 тысяч вакантных мест сегодня более 30 тысяч – именно такие специалисты. Востребованы работодателями квалифицированные сотрудники с образованием и опытом работы, приветствуется наличие сертификата, удостоверения, санитарной книжки, владение ПК и иностранным языком. В дефиците водители автомобиля, арматурщики, бетонщики, плотники, штукатуры, монтажники, знающие национальную кухню повара, каменщики, маляры, продавцы, облицовщики-плиточники, врачи (в основном педиатры), медсестры, инженеры. Эти профессии и специалисты будут востребованы и в ближайшем будущем.
– Правда ли, что человеку, который пришел в центр занятости населения, должны предлагать только такую работу, где зарплата будет не ниже той, что он получал на прошлом месте?
– Когда к нам обращается человек, который только что потерял работу, мы действительно должны предлагать ему вакансию с оплатой в размере не ниже среднего заработка, который выплачивался по последнему месту работы в последние три месяца. Но при этом для безработных, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума (в третьем квартале 2014 года эта сумма составила 7443 рубля), подходящей считается любая работа, где предлагаемый заработок не ниже прожиточного минимума. Например, если приходит банковский служащий, заработная плата которого превышала 50 тысяч рублей в месяц, то, сами понимаете, вакансии с такой зарплатой он мог бы ждать долго. Поэтому согласно законодательству, как только появляется вакансия с зарплатой пусть даже восемь тысяч, то тот же самый «банкир» получит направление на эту работу. Необоснованный отказ от двух вариантов подходящей работы влечет за собой санкции: если гражданин еще не безработный, то ему будет отказано в этом статусе, а если уже признан им, то ему может быть приостановлена выплата пособия.
– Существует так называемая работа из-под полы – люди получают зарплату, но встают на учет по безработице. Много ли в республике таких «липовых» безработных и есть ли на них управа?
– Действительно, имеются граждане, которые работают без оформления трудовых отношений и получают «серую» зарплату. Мало того что с их зарплат не платятся налоги, так они еще, бывает, встают на учет в центры занятости населения для получения пособия. Но мы тщательно проверяем документы, представленные гражданами для регистрации.
При поступлении любой информации о лицах, незаконно получивших пособия по безработице, специалисты незамедлительно направляют сведения об этом в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц. За 9 месяцев 2014 года нами проанализировано 17,7 тысячи дел по выявлению лиц, получивших пособие обманным путем. В 165 делах (менее одного процента от рассмотренных случаев) обнаружено сокрытие гражданином своей занятости, 315 скрывали факты утраты права на пособие (назначение пенсии, трудоустройство и т.д.), 25 безработных предоставили фиктивные или не соответствующие действительности справки о средней зарплате. За 9 месяцев 2014 года сумма незаконно полученных средств, выявленных в ходе расследования, составила 1697,2 тысячи рублей, а с учетом долга предыдущих лет мы вернули в государственный бюджет 1732,4 тысячи рублей.
– Что грозит обманщикам?
– К сожалению, слишком поздно люди осознают ответственность за незначительное, на первый взгляд, мошенничество. Деньги, полученные незаконным путем, вряд ли принесут благополучие, а вот авторитет человеку подорвут точно. В лучшем случае обманщикам придется в добровольном либо в судебном порядке вернуть незаконно полученные средства. В худшем им грозит уголовная статья. Так, в отношении семи человек были возбуждены уголовные дела, по результатам рассмотрения которых двое, помимо возврата пособий, уплатили штраф, а один человек по решению суда приговорен к обязательным работам на 80 часов. Спрашивается, стоило ли этим людям рисковать своим именем и репутацией…
– А может быть, овчинка все же стоит выделки? Каков размер пособия по безработице?
– Сумма небольшая – гражданам, признанным безработными, на разумный для поиска работы период выплачивается пособие по безработице – от 850 до 4900 рублей. Но пособие предназначено не для полной компенсации дохода, утраченного ими в связи с потерей работы, а для активизации поиска новой.
Вообще же, социальное иждивенчество – это особая тема, которая затрагивает не только сферу занятости. И до недавнего времени мы ее
– Насколько серьезно в республике стоит проблема «серого» рынка труда?
– «Серый» рынок ежегодно лишает казну республики как минимум трех миллиардов рублей. Обследование по оценке численности неосуществляющих трудовую деятельность лиц в республике должен проводить Татарстанстат. Но и мы обладаем этими сведениями.
В республике наблюдается тенденция ежегодного уменьшения численности занятых на неформальном рынке труда. За период с 2009 по 2014 год число работающих без оформления трудовых отношений у нас уменьшилось с 502,8 тысячи человек до 349,6 тысячи человек, или на 30,4 процента, в том числе последний год – на 19,8 тысячи, или на 5,4 процента. Перед республикой поставлена задача по снижению неформальной занятости и сокращению к середине 2015 года численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, но не осуществляющих трудовую деятельность, на 30 процентов.
– «Серый» рынок прочно ассоциируется с трудовыми мигрантами. Как, по-вашему, отразится на рынке труда отказ от квотирования рабочих сил мигрантов? Не отнимут ли приезжие хлеб у татарстанцев, ведь известно, что они
демпингуют на рынке труда, готовы работать за более низкую зарплату, чем местные?
– Татарстан остается очень привлекательным регионом для трудовых мигрантов. Общий объем привлечения иностранных работников в республику на 2014 год утвержден в объеме 18189 человек, в том числе 5503 человека – из стран с безвизовым въездом и 12686 человек – из стран с визовым порядком въезда. На 2015 год необходимая потребность в привлечении трудовых мигрантов составляет 10737 человек, в том числе 2770 – из стран с безвизовым въездом и 7967 человек – из стран с визовым порядком въезда. Но работодатели при приеме на вакантные рабочие места в соответствии с законом о занятости населения должны отдавать приоритет гражданам России.
Что касается патентной системы, то федеральным законом №357-ФЗ внесены изменения в миграционное законодательство, предоставляющее право юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, на основании приобретения патента. Оформление патента производится только в случае обращения иностранного гражданина, указавшего в миграционной карте при пересечении государственной границы Российской Федерации цель визита – «работа».
- На 1 декабря 2014 года уровень регистрируемой безработицы в целом по России составил 1,1 процента, в среднем по Приволжскому федеральному округу – 0,9 процента, в Татарстане – 0,7 процента.
Отказ от квотирования рабочих мест для иностранцев не повлечет за собой нерегулируемый приток мигрантов, поскольку в перечне установленных требований, дающих основания для получения патента, включен ряд сдерживающих факторов. Первый – обязательное владение русским языком и знание истории и законодательства России. Второй документ, который они должны иметь для получения патента, – это полис добровольного медицинского страхования. Что обеспечит не только снятие нагрузки с бюджета на оказание медицинской помощи, но и сформирует контроль страховых компаний за достоверностью информации о состоянии здоровья мигранта при выдаче первичных справок.
Дополнительным условием в обеспечении контроля за достоверностью документов, представляемых иностранным гражданином, является территориальный принцип, а именно оформление документов на территории субъекта, в котором осуществляется выдача патента. Данная мера важна для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности жизни и здоровья наших граждан. Стоимость патента в Татарстане на сегодня составляет 2838 рублей, то есть такую сумму ежемесячно иностранный работник будет уплачивать в виде налога (размер его средней заработной платы составляет 21 тысячу рублей).
– Как известно, среди наших сограждан немало тех, кто просто не желает трудиться. В советские времена таких презрительно называли тунеядцами и боролись с этим явлением. Сегодняшние тунеядцы сидят на шее родителей, семьи… Не актуально ли возвращение официального отношения к ним как к антиобщественным элементам?
– Да, не все безработные сидят дома поневоле. Граждане России часто не хотят менять место жительства, заниматься «низкооплачиваемым» трудом — мести улицы или работать на стройке. Статьи за тунеядство больше нет. В цивилизованном обществе должны быть иные стимулы, направленные на увеличение числа занятых. Но общество сейчас, на мой взгляд, уже не готово отказаться от самого права выбора человека – работать ему или не работать. Мое мнение: человеку должны быть предоставлены возможности для самореализации – на работе, в общественной деятельности, спорте,
– Что вы пожелаете в новом году тем, кто остался без работы или стоит перед угрозой потерять ее?
– Смелее начинать новую жизнь. Главная проблема сегодня — не безработица как таковая, а структурная безработица. Предложения есть, но не все готовы сменить профессию, переучиться. Если не удается найти «идеальную» работу, не нужно зацикливаться на этом. Не надо просто сидеть дома, ведь чем дольше человек остается без работы, тем меньше вероятность его трудоустройства. Вместо того чтобы гордо голодать, лучше переступить через себя, переквалифицироваться на другую деятельность, востребованную на рынке труда. А помогут в этом центры занятости населения.