Для всех ли жильцов горит «зеленый свет»?

В редакцию поступило обращение от читательницы из Казани: «Я по социальной ипотеке получила однокомнатную квартиру в доме №10 на проспекте Универсиады. Уже четвертый месяц с потолка в санузле льет вода. Замучилась обращаться в нашу управляющую компанию на Ипподромной, 17, писала также в мэрию Казани, в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ. 

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Фото: eto-santehnika.ru

information_items_10119069

Чтобы устранить строительные недоделки в новой квартире, порой нужен не один месяц хождений по инстанциям

В редакцию поступило обращение от читательницы из Казани: «Я по социальной ипотеке получила однокомнатную квартиру в доме №10 на проспекте Универсиады. Уже четвертый месяц с потолка в санузле льет вода. Замучилась обращаться в нашу управляющую компанию на Ипподромной, 17, писала также в мэрию Казани, в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ. Однажды только позвонили, убедились, что вода так и льется, а из управляющей компании прислали отписку, что мой запрос направили застройщику для срочного принятия мер. К кому еще обращаться?»

Как выяснилось, в этом доме №10 это не единственная «проблемная» квартира. И дело бы не было предано столь широкой огласке, если бы недочеты устранили сразу после обращения жителей. Однако по каким-то причинам этого не случилось. В чем дело и кто виноват?

На днях несколько «проблемных» квартир высотных домов, построенных по социальной ипотеке на проспекте Универсиады, попали под пристальное внимание депутатов Госсовета РТ. Именно здесь прошла выездная часть совместного заседания Комитета ГС по экономике, инвестициям и предпринимательству и Комиссии по контролю за реализацией государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», на котором изучался вопрос повышения качества жилья, строящегося по программе социальной ипотеки. Парламентарии совместно с представителями застройщиков и надзорных органов в области строительства посетили несколько квартир.

История, рассказанная жительницей квартиры №192 дома №10, оказалась чем-то     похожа на обращение нашей читательницы. Четыре месяца назад, когда в дом подали горячую воду, в новой квартире потек стояк и затопило не только ее, но и соседей на два этажа ниже. Естественно, линолеум, обои и многие другие вещи пришли в негодность. Но не это оказалось самым страшным, а то, что четыре месяца беготни по различным инстанциям так и не принесли хозяйке квартиры желаемого результата. В подобных случаях аварийную ситуацию должна устранить управляющая компания, а непосредственно саму недоделку обязан исправить застройщик. Благо дома по социальной ипотеке имеют пятилетнюю гарантию, и если выявляется какой-то строительный недочет, то подрядная организация должна устранить бесплатно и его, и неприятные последствия.

«Мы должны понять, кто и где не сработал, – сказал на заседании исполнительный директор Государственного жилищного фонда при Президенте РТ Талгат Абдуллин. – Мы приехали не только для того, чтобы разобраться в конкретной ситуации, нам надо определиться со схемой работы в принципе, чтобы понять, где здесь самое «узкое» место».

Эти дома находятся в ведении ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района», застройщиком является ООО «Казаньцентрстрой». Представитель управляющей компании заверил присутствующих, что от жильца заявка сразу попадает в диспетчерскую, и тут же отправляется письмо в адрес строительной организации. А уполномоченный от застройщика ограничился фразами: «устраним», «решим», «мы оперативно реагируем», «у нас всем жильцам „зеленый свет“.

«Еще у нас в подъезде была утечка из канализационного стояка. Потом выяснилось, что на шестнадцатом этаже труба повреждена, а ее просто сверху прикрыли без устранения дыры, – пользуясь случаем, стала рассказывать женщина обо всех известных проблемах в доме. – У другого жильца текла то холодная вода, то горячая, когда вызвал сантехника, выяснилось, что в подвале неправильно соединили трубы…»

В следующей квартире проблемы были не столь вопиющими, так сказать, «мелочи жизни»: линолеум «не дотянулся» до плинтуса, краны на кухне и в ванной вышли из строя на четвертый день после заселения, плиты на балконе «двигаются». «Мы обратились в управляющую компанию с заявлением, где описали все обнаруженные недоделки еще в начале июля», – сказала жительница. «Возьмем на контроль, все исправим», – заверил застройщик. Но…

Программа социальной ипотеки для многих людей является единственной возможностью улучшения жилищных условий. В Татарстане только в период с 2005 по 2012 год ею воспользовались более 73 тысяч семей, в том числе молодые семьи, ветераны, инвалиды. Несмотря на то, что это жилье экономкласса, цены на него все равно «кусаются». И каждому новоселу, конечно, хочется получить за свои кровные квартиру в нормальном состоянии. Плюс еще съехать с нее не получится, пока не выплатишь всю сумму в полном объеме, а это как минимум лет десять.

«Любая квартира с проблемой должна стать объектом повышенного внимания с нашей стороны, – резюмировал увиденное председатель комитета Рафис Бурганов, открывая непосредственно само заседание уже в парламенте. – Управляющие компании, муниципалитеты, застройщики, надзорные органы должны эффективно взаимодействовать и стремиться к полному удовлетворению запросов жильцов».

В свою очередь Талгат Абдуллин отметил, что в республике выстроена достаточно серьезная система обеспечения качества строительства жилья и за последние годы значительно улучшился уровень отделки и в целом работ по программе социальной ипотеки. «Но говорить, что все хорошо, не приходится, – сказал он. – В по­строенном доме, безусловно, могут всплыть какие-то недостатки, поэтому в жилищном фонде предусмотрена такая схема – по каждому объекту мы депонируем сумму в пять процентов от стоимости здания на устранение недостатков. Если по истечении пяти лет недостатков не обнаружено, мы отдаем их подрядчику, если же они есть, а он их не устраняет, то мы на эти деньги нанимаем другую организацию для устранения неполадок».

В общем, механизмы, призванные оперативно решать проблемы жильцов, есть. Но, как показывает практика, они зачастую не работают. Почему обычной заявки жильца недостаточно для устранения неполадок в квартире? Это вопрос сразу к нескольким структурам – к управляющей компании, застройщику, муниципальной власти (по рекомендации которой в том числе выбираются строительные компании), к жилищной инспекции, к саморегулируемым организациям.

Чтобы решить эту проблему, на заседании было высказано несколько небезынтересных предложений. В частности, говорили о необходимости дублировать диспетчерский журнал с жалобами населения в жилищной инспекции, которая могла бы контролировать и оперативно принимать меры административного воздействия на тех, кто обязан устранять недоделки. Шла речь о том, чтобы поднять роль саморегулируемых организаций (СРО), которые несут ответственность за своих членов, в том числе и финансовую. В любом случае подобные ситуации должны решаться на уровне жилищных компаний.

В комплексе на проспекте Универсиады по социальной ипотеке построено более тысячи квартир. В четырех из них зафиксированы жалобы, по крайней мере, такая цифра была озвучена на заседании. Похоже, в это число входит и читательница, обратившаяся в нашу редакцию. Живет она в квартире №4 в том самом доме №10. Женщина очень расстроилась, что парламентарии не побывали в ее жилище, так как очень хотелось показать недоделки и рассказать о своей проблеме, ведь, кроме сантехника, никто протечкой больше не интересовался. Своими силами он ее устранить не смог. А мокрое пятно на стене уже до пола и с каждым днем становится все больше. Не исключено, что в скором времени появится плесень, борьбу с которой можно вести всю жизнь и не победить. От влаги может замкнуть электропроводку.

Хотелось бы обратиться со страниц газеты к ответственным лицам, чтобы и эта квартира была взята на контроль. Чтобы появились реальные подтверждения фразам: «мы оперативно реагируем» и «у нас всем жильцам „зеленый свет“. Или все-таки вопросы жильцов решаются только после того, как в «проблемной» квартире побывает парламентская комиссия?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще