Роботы – это вам не игрушки

Роботизированный протез-манипулятор, разработанный десятиклассником казанской гимназии №19 Каримом Шакировым, нынче был отмечен грантом конкурса «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан» в номинации «Перспектива». На выигранный грант Карим планирует довести свою модель до полноценного рабочего состояния, чтобы можно было внедрять ее в практику. Идея изобретения пришла к нему на уроке биологии, когда проходили анатомию.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: Оксана ЧЕРКАСОВА

information_items_10117912

Модели казанского школьника признаны перспективными на конкурсе инноваций

Роботизированный протез-манипулятор, разработанный десятиклассником казанской гимназии №19 Каримом Шакировым, нынче был отмечен грантом конкурса «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан» в номинации «Перспектива». На выигранный грант Карим планирует довести свою модель до полноценного рабочего состояния, чтобы можно было внедрять ее в практику.

«Положите одну руку на другую, вот сюда, на предплечье. А теперь пошевелите пальцами. Чувствуете, как мышцы работают? Так вот, даже если конечность ампутирована, эти мышцы какое-то время все равно работают. Если достаточно быстро установить протез, человек не останется инвалидом», – говорит Шакиров.

Шестнадцатилетний Карим объясняет мне принцип работы своего устройства – его задача в том, чтобы с помощью датчиков миографии, считывающих импульсы с мышц, передавать эти импульсы на микроконтроллеры протеза, вследствие чего механические пальцы будут двигаться как настоящие. Правда, пока его модель «силой мысли» не управляется, пластиковая «рука» соединена с управляющей перчаткой проводами. Но уже к февралю он планирует довести опытный образец до ума.

Идея изобретения пришла к нему на уроке биологии, когда проходили анатомию. Он задумался: можно ли создать искусственную руку, которая будет двигаться как настоящая и вообще полноценно функционировать?..

Идея нашла понимание у педагогов. Собственно, не могла не найти, ведь ко всему, что связано с конструированием и программированием, в гимназии отношение особенное. Учить ребят робототехнике на уроках технологии здесь начали задолго до того, как это стало общим трендом для татарстанских школ. Сегодня простейшие, но вполне рабочие модели роботов в гимназии собирают даже первоклассники. Тем, кто постарше, на уроках информатики дают необходимые прикладные знания для того, чтобы не просто сконструировать, но и запрограммировать модель нужным образом. А еще в гимназии действует Центр молодежного инновационного творчества и ежегодно устраивается конкурс IT-проектов.

– Проекты выбираются не так, что просто захотел что-то       сделать и сделал, – поясняет учитель информатики Михаил Шалаев. – Ученик обязательно обсуждает свою идею с педагогом: есть ли у модели, которую он хочет спроектировать, аналоги, если есть, в чем его образец может их обойти – станет ли он дешевле, или у него будет больше функций…

Кабинету технологии, где мы разговариваем с Каримом и Михаилом, могут позавидовать, наверное, и иные профессиональные лицеи – здесь есть лазерный станок, несколько 3D-принтеров… Юный изобретатель проводит для меня мини-экскурсию по «экспонатам» просторной классной комнаты:

– А вот это наши ребята конструируют робота-медбрата, который должен помогать перекладывать больных с носилок и на носилки. В основе конструкции – старое стоматологическое кресло и фанера. А этот робот-пожарный может работать в ограниченном пространстве…

Проходя мимо гитары – на вид обычной, но без струн – Карим небрежно поясняет: дескать, было дело, баловались с одноклассниками, придумали гитару, где вместо струн – лазер. Но это, конечно, несерьезно…

Серьезно для него сейчас – это его протез-манипулятор. Кстати, надо пояснить, почему манипулятор – свое изобретение Карим позиционирует не только как устройство, способное облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями, но и как аппарат, который, будучи управляем дистанционно, сможет, например, «вручную» обезвредить бомбу, работать с какими-то ядовитыми веществами или даже действовать в открытом космосе. Для этих целей манипулятор он поставил на самодвижущуюся платформу. Так что фактически сейчас у Карима есть две действующие модели его робота – и протез, и манипулятор.

Почти половину летних каникул Карим потратил на усовершенствование своего изобретения. Сейчас впереди новые каникулы, а значит, радуется он, опять будет свободное время, чтобы, наконец, создать полноценный действующий образец. Для этого, конечно, потребуется дополнительное оборудование. На это планируется потратить часть грантовых денег, которые он получил за победу в конкурсе. Ну и родная гимназия тоже обещала выделить средства.

Школьник и его педагог говорят, что на манипулятор Карима уже нашлись потенциальные покупатели, а медики одной из казанских больниц вроде бы не против провести испытание его протеза в клинических условиях. Так что разработки гимназиста имеют большие шансы на большую жизнь.

Свое будущее Карим, конечно, видит в конструировании, робототехнике. А на вопрос о том, планирует ли он уже какие-то новые разработки, мальчик сначала говорит, что сейчас «роборука» занимает все его мысли, но потом признается – идеи, разумеется, есть. Одна из самых глобальных, что называется, на дальнюю перспективу, – электромобиль. Конечно, их уже производят, но Кариму те, что есть, не нравятся – и дизайн так себе, и дорогие, а главное – производятся не в России. Пока у нас в стране, по мнению гимназиста Шакирова, перспективы этой инновации не оценили по достоинству, но ее время обязательно придет – уже в обозримом будущем. И он постарается быть к этому причастным.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще