Места хватит всем

К 2016 году все трехлетние дети в Татарстане станут детсадовцами

Эту задачу, поставленную Президентом РФ, в Татарстане планируют выполнить на сто процентов. Только за прошедшие четыре года, включая нынешний, в республике было построено 113 детских садов, в 87 проведен капитальный ремонт, а в 219 открыты дополнительные группы. Таким образом около тридцати тысяч ребятишек за это время смогли стать детсадовцами.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_10117845
К 2016 году все трехлетние дети в Татарстане станут детсадовцами

Эту задачу, поставленную Президентом РФ, в Татарстане планируют выполнить на сто процентов. Только за прошедшие четыре года, включая нынешний, в республике было построено 113 детских садов, в 87 проведен капитальный ремонт, а в 219 открыты дополнительные группы. Таким образом около тридцати тысяч ребятишек за это время смогли стать детсадовцами.

Несмотря на столь масштабное строительство, очередность в детские сады остается. На данный момент в ней около трех тысяч маленьких татарстанцев от 3 до 7 лет. Если же добавить сюда малышей от полутора лет, то всего окажется около сорока четырех тысяч очередников. О том, каковы планы республики по строительству и капитальному ремонту детских садов на будущий год, насколько обеспечены дошкольные образовательные учреждения кадрами, как изменится оплата в ДОУ с 1 января нового года, шла речь на брифинге в Доме Правительства.

По словам министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина, в 2015 году планируется создать около 12 тысяч мест для маленьких татарстанцев, для этого в республике построят 73 новых детсада, 16 будут капитально отремонтированы и созданы дополнительные группы в 38 дошкольных образовательных учреждениях.

Родители уже привыкли, что во многих детсадовских группах по тридцать ребятишек – нехватка мест диктует свои правила. Эта же тенденция уже не первый год наблюдается и в школах – классы, где учатся по тридцать с лишним человек, а также учеба в две смены стали нормой для большинства образовательных учреждений. И это также волнует многих родителей – садики строят, а как же новые школы? «На сегодня мы пока говорим только о программе строительства дошкольных учреждений, – ответил Ирек Файзуллин. – Школы продолжаем капитально ремонтировать, строим новые, но в небольшом объеме. О более масштабном строительстве школ можно будет говорить, когда появится соответствующая федеральная программа».

Еще один вопрос, который волнует, пожалуй, всех мамочек, дети которых родились после первого сентября. Дело в том, что когда ребенку исполняется три года и по закону он должен получить место в детском саду, распределение в ДОУ уже закончено. Маме ребенка пора выходить на работу, а до следующего распределения еще целый год… Что делать с такими «невезунчиками»? «Какую дату ни ставь, всегда будут те, кто останутся за бортом, поэтому мы оставили все как есть», – прокомментировал данный момент заместитель министра образования и науки Ильдар Мухаметов.

И снова платим больше…

Не секрет, что с первого января всех родителей, чьи чада посещают ДОУ, ждет очередное повышение платы за детсад, и составит оно в среднем по республике 12 процентов. Плата за ДОУ зависит от вида учреждения, режима работы и возраста ребенка. Если, к примеру, сегодня в наиболее распространенном виде детского сада с 10,5-часовым пребыванием здесь малыша от 3 до 7 лет эта цифра составляет 2283 рубля, то с 1 января она увеличится на 280 рублей. В общем-то повышение не настолько пугающее, как в нынешнем году, хотя цены растут на все, поэтому радости это повышение тоже не добавляет.

Что касается компенсационных выплат, то они сохранятся в полном объеме. Это федеральная компенсация, которая выплачивается абсолютно всем и не зависит от дохода семьи, принципиальным для ее исчисления является только количество детей. Сохранится и дополнительная компенсация, которая финансируется из республиканского бюджета. Основным условием для ее получения является среднедушевой доход в семье меньше двадцати тысяч рублей. «После последней перерегистрации количество получателей республиканской компенсации сократилось почти на восемь процентов, – констатировала заместитель министра социальной защиты Наталья Бутаева. – Меньше всего интереса дополнительные выплаты вызывают у Казани. С первого января начинается новый этап перерегистрации, и наши работники вновь будут принимать документы в детских садах. В декабре во всех ДОУ проходят итоговые родительские собрания, и в них примут участие наши сотрудники, которые ответят на вопросы родителей в части получения компенсаций. Более подробно с необходимой информацией можно ознакомиться также на сайте министерства».

Любое повышение оплаты ДОУ воспринимается родителями болезненно, так как реально к официальной сумме добавляется и плата за кружки, которые есть в каждом садике. Конечно, дело это сугубо добровольное, можно ребенка никуда не водить и ни за что не платить, но ведь хочется, чтобы чадо развивалось всесторонне. Когда все детишки ходят на различные «развивайки», «рисовайки», танцы, английский язык или каратэ, а твой один остается в стороне, то и родителю становится некомфортно. Да и ребенок начинает задавать неудобные вопросы: «Почему все куда-то идут, а я нет?» И чтобы малыш не чувствовал, что с ним «что-то    не так», раз его никуда не берут, родителям приходится раскошеливаться. Мотивация «не отставать от коллектива» не такая уж и редкость. Плату за кружки устанавливает исключительно образовательное учреждение, ориентируясь на рыночные цены, поэтому где-то    они больше, где-то    меньше.

Также и вопросы взимания платы с родителей за охрану учреждения входят в компетенцию ДОУ. Если в школах за охрану родители платить перестали, по крайней мере, теперь это считается незаконным, то в садиках не так. «Организация платы за охрану дошкольного образовательного учреждения или покупки бутилированной воды за счет родителей относятся к компетенции ДОУ и родительского комитета. Главное, чтобы не было давления на родителей», – подчеркнул на пресс-конференции Ильдар Мухаметов.

Обо что могут «запнуться» новации

В сфере дошкольного образования проходят кардинальные изменения, так как детсад стал первой ступенькой всего образовательного процесса. Федеральные государственные стандарты постепенно внедряются и на уровне ДОУ. В связи с этим в республике созданы пилотные площадки на базе 52 дошкольных образовательных учреждений, которые оснащаются интерактивным оборудованием, что позволяет использовать новые подходы в обучении детей. Эти площадки становятся центрами притяжения для других детских садов.

Акцент делается на профессиональной подготовке и переподготовке воспитателей. «Республика озабочена содержанием и сопровождением учебно-методического процесса, деятельность педагогов – это приоритет, – отметил Ильдар Мухаметов. – Мы создаем условия для полноценного развития детей именно в соответствии с федеральными стандартами, и это долговременный процесс».

Действительно, в Татарстане нет дефицита педагогических кадров, как в других регионах, и это огромный плюс. Однако есть проблемы с техническим персоналом, в отношении которого наблюдается кадровый голод. И неудивительно – зарплаты этой категории работников не повышаются (хотя родительская плата идет в том числе и на зарплату техперсоналу), льгот их лишили (раньше сотрудники ДОУ водили своих чад в детский сад бесплатно).

Мне довелось знать воспитательницу, которая работала три дня в группе с 30 детьми без няни. За это время педагог со значительным стажем и различными психолого-педагогическими регалиями превратилась в истеричную женщину. Удивительно ли: когда тебе нужно накормить тридцать ребятишек, убрать посуду, помыть игрушки, пардон, подтереть попы малышам и так далее, ни о каком воспитательном процессе вообще не может идти речь, тем более о развивающем. Какие там пальчиковые игры, рисование и интерактивные доски! Все это останется на бумаге, если в группе нет няни.

Вообще, использовать новые подходы в обучении детей при отсутствии технического персонала – это все равно, что с голодным разговаривать о духовных ценностях. Поэтому прежде чем внедрять новации в образовательный процесс, необходимо создать в учреждении условия, чтобы в садике было тепло, светло и уютно, а дети были одеты, умыты и сыты. Только в этом случае можно говорить об их успешном развитии и обучении.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще